УИД 14RS0016-05-2023-000108-41
Дело № 2-AI-87/2023 Дело № 33-4100/2023
Судья Гусихина З.Х.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Якутск 25 декабря 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Удаловой Л.В., судей Ткачева В.Г., Матвеевой М.К. при секретаре Осиповой Е.П., с участием прокурора Колесовой М.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Репиной Е.А., Репиной В.С. к Администрации муниципального образования «Поселок Айхал» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) о предоставлении жилого помещения в связи с признанием дома аварийным, по апелляционной жалобе истцов на решение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Ткачева В.Г., пояснения истцов Репиной В.С., Репиной Е.А., заключение прокурора Колесовой М.В., судебная коллегия
установила:
Репины В. С. и Е.А. обратились в суд с иском к Администрации муниципального образования «Поселок Айхал» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) (далее – АМО «Поселок Айхал»), указывая, что они являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: .........., на основании договора приватизации. Постановлением главы АМО «Поселок Айхал» от 16 октября 2019 года № ... указанный жилой дом на основании заключения межведомственной комиссии был признан аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу. Иного жилого помещения для проживания истцы не имеют, они являются малообеспеченной семьей и у них отсутствует возможность приобретения жилого помещения. В связи с этим просили возложить на ответчика обязанность предоставить истцам жилое помещение во внеочередном порядке площадью не менее 53,2 кв.м.
Решением Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2023 года в удовлетворении требований Репиной В.С., Репиной Е.А. к АМО «Поселок Айхал» о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке отказано.
Не согласившись с решением суда, истцы обратились с апелляционной жалобой, просят решение суда первой инстанции отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований. В жалобе ссылаются на то, что истцы являются малоимущей семьей, что подтверждается справками Государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения и труда Республики Саха (Якутия)». Также ссылаются на то, что просили предоставить им жилое помещение не в связи с постановкой на учет в качестве малоимущих, а в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с тем, что жилое помещение признано непригодным для проживания и реконструкции не подлежит.
В судебном заседании истец Репина В.С., Репина Е.А., участвующие в судебном заседании посредством веб-конфренции, доводы апелляционной жалобы поддержали, просили удовлетворить. Настаивают на том, что согласно заключению межведомственной комиссии о признании многоквартирного дома аварийным принадлежащее им жилое помещение в настоящее время создает реальную угрозу для жизни и здоровья. Полагают, что взамен аварийного им должно быть предоставлено другое жилое помещение на условиях договора социального найма. С заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в АМО «Поселок Айхал» не обращались. Также пояснили, что Репина Е.А. в настоящее время является студентом высшего учебного заведения в городе .........., а Репина В.С. временно приехала к ней в гости.
Представитель ответчика, извещенный о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в суд не явился, о причинах неявки в суд апелляционной инстанции не сообщено.
Прокурор Колесова М.В. в своем заключении полагала, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалобы без удовлетворения.
Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела своевременно в установленном статьями 14, 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 года №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке размещена на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (vs.jak.sudrf.ru раздел «Судебное делопроизводство»).
С учетом изложенного, руководствуясь положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не допущены при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Репина В.С. и Репина Е.А. являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: ...........
Постановлением исполняющего обязанность Главы Администрации муниципального образования «Поселок Айхал» от 16 октября 2019 года указанный жилой признан аварийным и подлежащим сносу.
Многоквартирный дом по указанному адресу не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, действующую в 2019-2025 годах, так как признан аварийным и подлежащим сносу после 01 ноября 2017 года.
Из справок Государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения и труда Республики Саха (Якутия)» при Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия) от 23 декабря 2022 года и от 27 июня 2023 года усматривается, что семья Репиных признана малоимущей.
Между тем Репины В.С. и Е.А. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации в орган местного самоуправления не обращались, решение о постановке на такой учет в отношении истцов не принималось.
Из выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимость от 19 июня 2023 года усматривается, что право собственности Репиной Е.А. на какое-либо имущество не зарегистрировано, в собственности Репиной В.С. значится, в том числе жилое помещение площадью **** кв.м. в городе ...........
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что совокупности указанных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2023 года № 20-П «По делу о проверке конституционности частей 1, 8 и 10 статьи 32 и пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 2 и части 3 статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в связи с жалобами граждан Б., А. и Л., Р.» оснований для применения к правоотношениям сторон части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации о внеочередном предоставлении жилого помещения не установлено, поскольку истцы не состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, кроме того для Репиной В.С. жилое помещение, признанное аварийным, не является единственным.
Суд апелляционной инстанции полагает, что судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, применен закон, подлежащий применению, дана надлежащая правовая оценка собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановлено решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Часть 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 данной статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Таким образом, в соответствии с частями 1 и 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации приоритетным способом защиты права собственника жилого помещения в случае признания многоквартирного дома аварийным является изъятие непригодного жилого помещения с выплатой выкупной стоимости. В случае же, если собственник жилого помещения и орган местного самоуправления достигнут соответствующее соглашение, собственник вправе претендовать на предоставление ему другого жилого помещения, взамен признанного непригодным для проживания.
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства») имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности перечень многоквартирных домов, признанных до 01 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2019 года № 50 утверждена республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы». В приложении № 1 к данной программе содержится Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 01 января 2017 года.
При этом многоквартирный дом, расположенный по адресу: .......... был признан аварийным только в 2019 году, в связи с чем не был включен в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы».
Следовательно, права собственника в данной ситуации подлежат защите в соответствии с нормами статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть путем выкупа жилого помещения, если стороны не достигнут иного соглашения. Правовых и фактических оснований для возложения на ответчика обязанности предоставить истцам другое жилое помещение, взамен аварийного, на праве собственности не имеется.
Оценивая доводы истцов о том, что жилое помещение должно быть предоставлено им на условиях договора социального найма в связи с тем, что принадлежащая истцам на праве собственности квартира признана непригодной для проживания и создает угрозу жизни и здоровью, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
В силу пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с положениями частью 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Части 3-7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривают, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Из содержания вышеизложенных норм права следует, что для того, чтобы у органа муниципального образования возникла обязанность по предоставлению во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, необходимо, чтобы истец был в установленном порядке признан малоимущим.
Данное обстоятельство следует и из содержания определения Конституционного Суда Российской Федерации от 05 марта 2009 года № 376-О-П, согласно которому федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Из содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2023 года № 20-П «По делу о проверке конституционности частей 1, 8 и 10 статьи 32 и пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 2 и части 3 статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в связи с жалобами граждан Б., А. и Л., Р.» следует, что положения статей 32 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой в системе действующего законодательства, - исключают внеочередное предоставление жилья гражданам, которые признаны малоимущими, состоят на учете нуждающихся в жилье, являются собственниками единственного жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, и проживают в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, но не включенных в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Иные же эффективные механизмы удовлетворения их жилищных потребностей отсутствуют.
Указанным Постановлением части 1, 8 и 10 статьи 32 и пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 7, 18, 19 (части 1 и 2), 40, 45, 46 (части 1 и 2), 55 (часть 3) и 75.1, в той мере, в какой они - в том числе во взаимосвязи с иными нормативными положениями - не обеспечивают системного решения вопроса об условиях и порядке удовлетворения жилищных потребностей граждан, которые признаны малоимущими, состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений и являются собственниками единственного жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания (включая жилое помещение, входящее в состав многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), когда жилищные права этих граждан не осуществляются в рамках региональной адресной программы по переселению из аварийного жилищного фонда.
Впредь до внесения в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из настоящего Постановления, при применении частей 1, 8 и 10 статьи 32 и пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации следует исходить из того, что граждане, указанные в пункте 1 резолютивной части настоящего Постановления, подлежат внеочередному обеспечению по договору социального найма благоустроенными жилыми помещениями, равнозначными по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд без оплаты возмещения, либо - если уполномоченными органами установлено, что нахождение в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным для проживания, невозможно или создает непосредственную опасность для жизни или здоровья и при этом внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма не может быть осуществлено, - незамедлительному обеспечению жилыми помещениями маневренного фонда на весь период до решения вопроса о способе удовлетворения их жилищных потребностей.
Из содержания приведенных правовых норм и позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что действующее правовое регулирование не исключает возможности внеочередного обеспечения собственников жилых помещений, признанных аварийными, другими жилыми помещениями на условиях договора социального найма. Однако для предоставления таким собственникам жилого помещения на условиях договора социального найма необходимо наличие одновременной совокупности следующих оснований: 1) граждане, являющиеся собственниками непригодных для проживания жилого помещения, признаны малоимущими, состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений; 2) такие граждане являются собственниками единственного жилого помещения, которое признано в установленном порядке непригодным для проживания; 3) жилищные права этих граждан не осуществляются в рамках региональной адресной программы по переселению из аварийного жилищного фонда.
При этом из материалов гражданского дела следует и истцами не оспаривается, что они не состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию «Поселок Айхал» Мирнинского района Республики Саха (Якутия). Как поясняли истцы в судебном заседании суда апелляционной инстанции, с соответствующими заявлениями в АМО «Поселок Айхал» они не обращались.
То обстоятельство, что семья Репиных признана малоимущей органами социальной защиты само по себе не свидетельствует о том, что семья истцов является малоимущей для целей признания нуждающимися в предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма.
Так, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» для целей настоящего закона под государственной социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Согласно статье 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» малоимущей является семья, которая по не зависящим от них причинам имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».
В силу статьи 1 Федерального закона от 5 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для решения вопроса о признании их малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи осуществляется органом социальной защиты населения по месту их жительства либо пребывания, в который поступило заявление гражданина или лица, являющегося его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, правовым последствием признания органом социальной защиты населения семьи малоимущей является оказание такой семье социальной помощи путем предоставления социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Признание органом социальной защиты семьи малоимущей не влечет за собой какое-либо изменение в жилищных правоотношениях такой семьи.
Как указано в части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В Республике Саха (Якутия) таким законом является Закон Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2006 года 356-З № 725-III «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» (далее – Закон Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2006 года 356-З № 725-III).
В силу статьи 1 указанного закона Республики Саха (Якутия) под семьей для целей настоящего закона понимаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры. Состав семьи определяется на момент подачи гражданином или его законным представителем заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении; малоимущий гражданин - гражданин, признанный таковым органом местного самоуправления в порядке, установленном настоящим законом, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, или дохода одиноко проживающего гражданина и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению.
Основанием для рассмотрения вопроса о признании гражданина малоимущим в целях постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставления жилого помещения в доме муниципального жилищного фонда по договору социального найма является заявление о принятии на учет, поданное гражданином или его законным представителем в орган местного самоуправления по месту жительства (статья 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2006 года 356-З № 725-III).
Согласно статье 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2006 года 356-З № 725-III для решения вопроса о признании гражданина малоимущим органом местного самоуправления учитывается доход, приходящийся на каждого члена семьи гражданина-заявителя, или доход одиноко проживающего гражданина-заявителя и стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи гражданина-заявителя или одиноко проживающего гражданина-заявителя и подлежащего налогообложению (пункт 1). Определение дохода семьи гражданина-заявителя, дохода одиноко проживающего гражданина-заявителя, а также стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи гражданина-заявителя или одиноко проживающего гражданина-заявителя, производится на основании сведений о членах семьи гражданина-заявителя и их доходах, доходах одиноко проживающего гражданина-заявителя и других сведений, указанных в документах, представляемых вместе с заявлением о принятии на учет (пункт 2).
В статье 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2006 года 356-З № 725-III содержится перечень документов, представляемых для признания граждан малоимущими, в том числе документ, удостоверяющий личность гражданина-заявителя; документы, подтверждающие принадлежность лица к членам семьи гражданина-заявителя, и др.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2006 года 356-З № 725-III уполномоченный орган местного самоуправления вправе проверять представленные гражданином-заявителем сведения путем направления официальных запросов в органы государственной власти Республики Саха (Якутия), орган регистрации прав, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые органы, органы службы занятости, другие органы и организации.
Статья 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2006 года 356-З № 725-III предусматривает, что при расчете дохода семьи гражданина-заявителя и дохода одиноко проживающего гражданина-заявителя для признания их малоимущими учитываются все виды доходов, полученные гражданином-заявителем и каждым членом его семьи или одиноко проживающим гражданином-заявителем в денежной и натуральной форме, в том числе: все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»; средний заработок, сохраняемый в случаях, предусмотренных трудовым законодательством; социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся, в том числе пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров, стипендии, выплачиваемые обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям и др.
Помимо этого согласно пункту 1 статьи 9 Закона Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2006 года 356-З № 725-III для признания граждан-заявителей малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда по договорам социального найма учитывается стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи гражданина-заявителя или одиноко проживающего гражданина-заявителя и подлежащего налогообложению в соответствии с законодательством. В соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к имуществу, находящемуся в собственности членов семьи гражданина-заявителя или одиноко проживающего гражданина-заявителя и подлежащему налогообложению, относятся: 1) жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах, гаражи и иные строения, помещения и сооружения; 2) автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда), моторные лодки, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в порядке, установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) паенакопления в жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах; 4) суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизационных счетах физических лиц; 5) стоимость имущественных и земельных долей (паев), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении; 6) земельные участки сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, включая земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания; 7) предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий.
В соответствии с пунктом 5 статьи 9 Закона Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2006 года 356-З № 725-III стоимость имущества определяется: земельных участков - по кадастровой стоимости земли (до завершения работы по определению кадастровой стоимости земли - по нормативной цене земли); строений, помещений и сооружений - по рыночной стоимости имущества, определенной оценочными организациями или независимыми экспертами; транспортных средств - с использованием процедуры, применяемой экспертными организациями для оценки транспортных средств.
В приложении к Закону Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2006 года 356-З № 725-III содержится Методика определения возможности приобретения семьей гражданина-заявителя или одиноко проживающим гражданином-заявителем жилого помещения за счет собственных средств и имеющегося имущества.
Таким образом, порядок и последствия признания семьи малоимущей для целей предоставления жилого помещения по договору социального найма отличаются от порядка признания и последствий такого признания семьи малоимущей для целей оказания государственной социальной помощи. Наличие статуса малоимущей семьи для целей оказания государственной социальной помощи не свидетельствует о том, что такая семья безусловно будет признана малоимущей и поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Между тем материалы гражданского дела не содержат каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что семья Репиных в установленном законом порядке поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях в качестве малоимущих.
Более того, в ходе рассмотрения гражданского дела судом первой инстанции, а также в суде апелляционной инстанции истцами не были предоставлены доказательства, свидетельствующие о том, что они могут быть признаны малоимущими в целях постановки на учет и предоставления жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в соответствии с требованиями Закона Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2006 года 356-З № 725-III.
В то же время материалы гражданского дела свидетельствуют о том, что в собственности одного из членов семьи Репиных, претендующей на предоставление вне очереди другого жилого помещения на условиях договора социального найма, имеются другие жилые помещения.
Так, согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимость от 19 июня 2023 года в собственности Репиной В.С. с 08 сентября 2021 года находится жилое помещение площадью **** кв.м., находящееся по адресу: ...........
Помимо этого по сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимость в собственности истца Репиной В.С. находится земельный участок площадью **** кв.м. по адресу: .........., на котором расположены жилое здание площадью **** кв.м., а также нежилые здания площадью **** кв.м и **** кв.м.
Таким образом, в собственности одного из членов семьи, претендующей на предоставление жилого помещения на условиях договора социального найма, имеются другие жилые помещения, то есть жилое помещение, расположенное по адресу: .........., признанное аварийным, не является для истцов единственным, что само по себе исключает возможность применения в настоящем деле правовой позиции, отраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2023 года № 20-П.
Более того с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении истцы в орган местного самоуправления не обращались, в связи с чем таким органом в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2006 года 356-З № 725-III не была проведена оценка возможности приобретения семьей Репиных жилого помещения за счет собственных средств и имеющегося имущества, в том числе за счет вышеуказанных объектов недвижимости.
Перечисленные обстоятельства, установленные судом первой инстанции, с учетом норм права, регулирующих рассматриваемый вид правоотношений, в своей совокупности свидетельствуют о том, что оснований для возложения на ответчика обязанности предоставить истцам другое жилое помещение на условиях договора социального найма не имеется. Доводы апелляционной жалобы о том, что достаточным основанием для такого предоставления является факт признания многоквартирного дома аварийным основаны на неверном толковании норм материального права, так как в силу действующего правового регулирования право на предоставление жилого помещения на условиях договора социального найма, заключаемого с органом местного самоуправления, имеют только граждане, поставленные на соответствующий учет в качестве малоимущих. Признание жилого помещения, используемого гражданином, непригодным для проживания является лишь основанием для внеочередного предоставления жилого помещения, при наличии у такого гражданина общих оснований для заключения с ним договора социального найма. Однако, наличие у истцов таких оснований, указывающих на наличие у них права для получения жилого помещения на условиях договора социального найма, материалами дела не подтверждено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований основан на законе, решение судом постановлено при правильном применении норм материального права, в связи с чем, оснований для его отмены под оводам апелляционной жалобы не имеется.
В то же время собственники жилого помещения, признанного непригодным для проживания и представляющего опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, полагающие, что орган местного самоуправления не исполняет свои обязанности, предусмотренные статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, не лишены возможности защитить свои права путем предъявления к такому органу местного самоуправления требования о взыскании выкупной стоимости за изымаемое жилое помещение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи
Определение изготовлено 29 декабря 2023 года.