Судья Кустова Е.С. |
№21-253/2020 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
19 августа 2020 г. |
г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу фио2 на определение заместителя прокурора города Сортавала от 30 марта 2020 г. и решение судьи Сортавальского городского суда Республики Карелия от 29 мая 2020 г. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:по результатам рассмотрения обращения члена избирательной комиссии фио2 по факту нарушения Территориальной избирательной комиссией г.Сортавала (далее - ТИК г.Сортавала) в ходе проведения досрочных выборов депутатов Совета Сортавальского городского поселения 5 созыва требований специального законодательства 30 марта 2020 г. заместителем прокурора г.Сортавала вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.6 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава противоправного деяния, которое решениями прокурора г.Сортавала от 14 апреля 2020 г. и судьи Сортавальского городского суда РК от 29 мая 2020 г. было оставлено без изменения.
В поданных в вышестоящий суд жалобе и ходатайстве фио2 просит восстановить срок обжалования решения судьи, отменить его и принять новое решение о привлечении к административной ответственности лиц, виновных в нарушении прав члена избирательной комиссии, предусмотренных п.23 ст.29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», по приведенным в жалобе мотивам.
С учетом причины пропуска процессуального срока и положений ст.30.3 КоАП РФ считаю возможным восстановить срок обжалования судебного акта.
Заслушав объяснения защитника фио1, поддержавшей доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований регулируются Федеральным законом от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №67-ФЗ).
В силу подп.21 ст.2 Федерального закона №67-ФЗ избирательная комиссия - коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.
Согласно положениям п.23 ст.29 Федерального закона №67-ФЗ члены комиссии с правом решающего голоса и с правом совещательного голоса заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии;
они вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, сведениями об избирателях, участниках референдума, подавших заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий;
вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума.
Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона (п.2 ст.22 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
В силу п.3 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических лиц, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.5.27 и ст.14.52 настоящего Кодекса).
По делу установлено, что постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Карелия от 07 декабря 2015 г. №-к сформирована ТИК г.Сортавала в соответствующем составе и на заседании бюро №6 Карельского Республиканского отделения политической партии «(...)» от 27 февраля 2020 г. фио2 назначена членом данной избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
Решением ТИК г.Сортавала от 17 декабря 2019 г. №132/360-3 на 01 марта 2020 г. было назначено проведение досрочных выборов депутатов Совета Сортавальского городского поселения 5 созыва.
Также установлено, что по результатам рассмотрения обращения фио2 по фактам допущенных в процессе деятельности ТИК г.Сортавала ряда нарушений прав члена комиссии с правом совещательного голоса, предусмотренных требованиями действующего избирательного законодательства, определением заместителя прокурора г.Сортавала от
30 марта 2020 г. на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ было отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.6 КоАП РФ.
Исходя из смысловой нагрузки, заложенной в ст.30.6 КоАП РФ, судья не может подменять административный орган в вопросе о доказанности наличия вины в действиях (бездействии) лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку эти обстоятельства подлежат установлению административным органом при вынесении постановления о возбуждении дела или принятии решения об отказе в возбуждении дела, вместе с тем с состоявшимися по делу актами согласиться нельзя ввиду следующего.
Согласно ч.5 ст.28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пп.2 и 3 ч.1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
При этом принятый итоговый процессуальный документ должен содержать прямое указание конкретной части статьи КоАП РФ, если эта статья содержит несколько составов административных правонарушений, и отсутствие такого указания является существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ, так как в таком случае субъектом административной юрисдикции не определен предусматривающий административную ответственность закон, который подвергся анализу применительно к исследованным обстоятельствам.
Рассматриваемая статья 5.6 КоАП РФ содержит две части, предусматривающие самостоятельные составы административных правонарушений, однако в определении заместителя прокурора г.Сортавала от 30 марта 2020 г. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении ссылка на конкретную часть данной правовой нормы не содержится.
Кроме того, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.6 КоАП РФ, являются граждане, нарушающие права указанных в диспозиции лиц, и должностные лица, члены избирательных комиссий, уполномоченные на совершение соответствующих действий.
Субъекты правонарушения, ответственность за совершение которых установлена ч.2 ст.5.6 КоАП РФ, прямо указаны в самой этой норме, коими значатся председатель, заместитель председателя или секретарь избирательной комиссии.
В рассматриваемом определении заместителя прокурора г.Сортавала в качестве субъекта, в отношении которого было принято соответствующее решение, определена
ТИК г.Сортавала, тогда как в решениях вышестоящего прокурора и судьи субъектами определены должностные лица избирательной комиссии.
Между тем принимаемые по делам об административных правонарушениях акты должны содержать указания на конкретные субъекты, в отношении которых выносятся решения, не допускать неясности и двоякости и согласно ст.5.6 КоАП РФ избирательная комиссия в качестве субъекта административной ответственности не обозначена.
Приведенные выше обстоятельства позволяют сделать вывод о формальном подходе к рассмотрению обращения члена избирательной комиссии, однако оценка названным нарушениям при пересмотре акта прокурора судьей не дана.
В соответствии с ч.4 ст.30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными главой 30.
Согласно требованиям п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В связи с допущенными существенными нарушениями процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, состоявшиеся по настоящему делу определение заместителя прокурора г.Сортавала от 30 марта 2020 г. и решение судьи Сортавальского городского суда РК от 29 мая 2020 г. законными признать нельзя и на основании п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ они подлежат отмене.
Учитывая, что предусмотренный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел не истек, настоящее дело надлежит возвратить на новое рассмотрение заместителю прокурора г.Сортавала.
При новом рассмотрении дела следует учесть вышеизложенное и принять законный и обоснованный в строгом соответствии с требованиями КоАП РФ акт.
Изложенные в жалобе требования заявителя о привлечении к административной ответственности виновных лиц разрешению не подлежат, так как этот вопрос в полномочия судьи не входит.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:определение заместителя прокурора города Сортавала от 30 марта 2020 г. и решение судьи Сортавальского городского суда Республики Карелия от 29 мая 2020 г. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, дело возвратить на новое рассмотрение заместителю прокурора города Сортавала.
Решение судьи может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, г.Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г.Санкт-Петербург, ул.Садовая, д.26).
Судья |
Н.А.Колбасова |