Дело № 2-106/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 апреля 2018 г. с.Топчиха
Топчихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Хабаровой Т.В.,
при секретаре Мартыновой Н.В.,
с участием представителя истца Есиковой И.А.,
представителя третьего лица Беловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Зелениной Зинаиды Григорьевны в лице ее представителя по доверенности Есиковой Ирины Анатольевны к Горбуновой Зое Матвеевне, Ромициной Розе Афонасьевне, Штерц Юлии Владимировне, Пугачевой Ирине Геннадьевне, Коротких Оксане Николаевне, Ионову Дмитрию Юрьевичу, Миллеру Владимиру Давыдовичу, Мартаковой Ларисе Викторовне, Мартакову Евгению Витальевичу, Драгалиной Надежде Николаевне, Бобиной Ольге Ивановне, Мирошниченко Анне Алексеевне, Шмиттель Светлане Васильевне, Шмиттель Андрею Валентиновичу, Чекмаревой Нине Александровне, Левыкиной Галине Викторовне, Синей Марии Сергеевне, Сорочинскому Артёму Евгеньевичу, Кобзевой Наталье Анатольевне, Кобзеву Андрею Васильевичу, сельскохозяйственному производственному кооперативу «Искра» о прекращении права общей долевой собственности, признании права собственности на квартиру,
у с т а н о в и л:
24 марта 2002 г. между СПК «Искра», действующего через представителя Киселеву Т.И., и Зелениной З.Г. был заключен договор дарения, по которому СПК «Искра» дарит, а Зеленина З.Г. принимает в дар 5/208 долей дома, реально выделенных в <адрес>, находящуюся в <адрес>.
28 марта 2003 г. сделка зарегистрирована в установленном законом порядке, Зелениной З.Г. выдано свидетельство о государственной регистрации права на <адрес> общей площадью 17,3 кв.м., жилой площадью 10,9 кв.м., расположенную в <адрес>.
Выпиской из Постановления Администрации Топчихинского сельсовета Топчихинского района Алтайского края от 29.11.2000 № 193 «Об упорядочении адресного хозяйства Топчихинского сельсовета» по результатам сплошной проверки состояния адресного хозяйства жилому помещению, в котором проживает Зеленина З.Г., присвоен адрес: <адрес>.
Справкой Администрации Топчихинского сельсовета, выданной на основании похозяйственной книги, подтверждается, что Зеленина З.Г. проживает по адресу: <адрес>.
Согласно паспорту Зеленина З.Г. с 8 ноября 2001 г. зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Согласно Уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 18.01.2018 в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения на объект недвижимости – жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Выпиской из единого государственного реестра недвижимости от 20.02.2018 подтверждается, что правообладателями многоквартирного жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, являются Пугачева И.Г. 3/52 доли, Драгалина Н.Н. 3/52 доли, Зеленина З.Г. 5/208 доли, Мартаков Е.В. 3/104 доли, Мартакова Л.В. 3/104 доли, Бобина О.И. 5/104 доли, Коротких О.Н. 5/104 доли, Ромицина Р.А. 3/52 доли, Левыкина Г.В. 3/312 доли, Синяя М.С. 3/312 доли, Сорочинский А.Е. 3/312 доли, Мирошниченко А.А. 3/52 доли, Горбунова З.М. 3/104 доли, Штерц Ю.В. 3/52 доли, Шмиттель С.В. 1/52 доли, Шмиттель А.В. 1/52 доли, Кобзев А.В. 4/208 доли, Кобзев Н.А. 4/208 доли, Ионов Д.Ю. 4/208 доли, СПК «Искра» 51/208 доли, Чекмарева Н.А. 6/208 доли и Миллер В.Д. 5/204 доли.
12 марта 2018 г. Зеленина З.Г., через своего представителя Есикову И.А., обратилась в Топчихинский районный суд Алтайского края с иском к Горбуновой З.М., Ромициной Р.А., Штерц Ю.В., Пугачевой И.Г., Коротких О.Н., Ионову Д.Ю., Миллеру В.Д., Мартаковой Л.В., Мартакову Е.В., Драгалиной Н.Н., Бобиной О.И., Мирошниченко А.А., Шмиттель С.В., Шмиттель А.В., Чекмаревой Н.А., Левыкиной Г.В., Синей М.С., Сорочинскому А.Е., Кобзевой Н.А., Кобзеву А.В., сельскохозяйственному производственному кооперативу «Искра», требуя признать 5/208 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>, квартирой № общей площадью 16,9 кв.м., из них жилой 11,0 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>; прекратить ее право собственности на 5/208 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный в <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>; признать за ней право собственности на <адрес>, общей площадью 16,9 кв.м., жилой площадью 11,0 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
В обоснование своих требований она, ссылаясь на часть 2 статьи 15, части 1, 2, 3 статьи 16, часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 252, 290 Гражданского кодека Российской Федерации, пункт 5 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», указала, что 24 марта 2002 г. по договору дарения получила 5/208 долей жилого дома, представляющие собой отдельное жилое помещение (квартиру), общей площадью 16,9 кв.м., жилой площадью 11,0 кв.м., состоящую из одной жилой комнаты и кухни по адресу: <адрес>.
<адрес> является двухэтажным, многоквартирным, состоит из восемнадцати обособленных жилых помещений, одно из которых принадлежит ей, а другие - ответчикам. Она является собственником 5/208 долей указанного жилого дома. Её доля дома, как квартира, на учете не стоит.
Государственная регистрация права собственности на многоквартирный дом не осуществляется. В настоящий момент она решила выделить принадлежащую ей долю жилого дома из общего имущества, но сделать этого не может из-за того, что место нахождения части собственников ей неизвестно, другие собственники не хотят делать этого, либо безразлично к этому относятся.
Жилое помещение, собственником которого она является, является структурно обособленным помещением в многоквартирном доме, состоящем из одной жилой комнаты и кухни, имеет отдельный вход в общий коридор и на улицу, а также общее имущество: общие стены, коридоры, лестницы, чердак, крышу, подвал, системы отопления, энергоснабжения, водоснабжения и канализации, то есть имеет статус квартиры.
Представитель истца Есикова И.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала, уточнив их, просила прекратить право собственности Зелениной З.Г. на 5/208 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный в <адрес>, признать за Зелениной З.Г. право собственности на <адрес> по указанному адресу по основаниям, указанным в иске. Дополнительно она пояснила, что каждый из сособственников доли дома владеет отдельными обособленными жилыми помещениями, фактически являющимися отдельными квартирами, имеющими индивидуальный отдельный вход, вспомогательные помещения. Истец Зеленина З.Г. является собственником 5/208 долей указанного дома, фактически являющихся квартирой №, которая на кадастровом учете не стоит, в то время, как часть квартир в доме стоит на кадастровом учете. Удовлетворение заявленных требований позволит Зелениной З.Г. свободно распоряжаться принадлежащим ей имуществом, в то время, как долевая собственность лишает ее такой возможности. Решение суда, которым удовлетворены исковые требования супругов Шмиттель С.В. и Шмиттель А.В., уже исполнено, им выданы свидетельства о праве собственности на <адрес>. Горбуновой З.М., проживающей в <адрес>, сданы документы в МФЦ, она ожидает получения свидетельства о праве собственности на <адрес>. Исковые требования Коротких О.Н. тоже удовлетворены судом, за ней признано право собственности на <адрес>.
Ответчики в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, возражений против иска Зелениной З.Г. от них не поступило.
Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю Белова Н.А. в судебном заседании против удовлетворения требований Зелениной З.Г. не возражала, просила их удовлетворить.
При этом она пояснила, что в жилом <адрес> граждане имеют доли в праве общей долевой собственности на жилой дом. Однако Федеральный закон № 218-ФЗ запрещает сделки с долями. Часть квартир в доме на кадастровом учете стоит, часть – не стоит. Квартира №, в которой проживает Зеленина З.Г., на кадастровом учете не стоит. Несмотря на то, что в представленном истцом свидетельстве о государственной регистрации права в качестве объекта ошибочно указана <адрес>, фактически по данным ЕГРН и по правоустанавливающим документам (договор дарения) Зелениной З.Г. принадлежит 5/208 долей в праве общей долевой собственности на дом. Решение суда об удовлетворении исковых требований Зелениной З.Г. будет являться основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав истца на <адрес> указанном доме.
Представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю Барсуков А.Г. просил рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что с 01.01.2017 в компетенцию учреждения не входят полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета. Исковые требования прав и интересов филиала не затрагивают, поэтому выразить к ним отношение не представляется возможным. При этом, просила учесть, что для постановки на кадастровый учет помещение должно обладать одновременно двумя признаками: обособленностью и изолированностью, в случае их отсутствия это будет являться препятствием для осуществления государственного кадастрового учета и соответственно для исполнения судебного решения.
Третье лицо – ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Алтайскому краю в судебное заседание не явилось, о месте и времени его проведения извещено надлежащим образом, возражений против иска Зелениной З.Г. от него не поступило.
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд признал возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя истца Есиковой И.А., представителя третьего лица Беловой Н.А., изучив материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно пункта 1 статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
Имущество, как это предусмотрено пунктом 2 статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации, может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
Пункт 1 статьи 252 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит предписание о том, что имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними.
Согласно положениям, закрепленным в частях 2 и 3 статьи 252 Гражданского кодекса Российской Федерации, участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества.
При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путём признания права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Зелениной З.Г. по праву общей долевой собственности принадлежит 5/208 долей жилого дома в <адрес>.
Спорное жилое помещение представляет собой отдельное помещение (<адрес>), расположенную на первом этаже кирпичного <адрес> общей площадью 677,8 кв.м., жилой площадью 364,9 кв.м. Квартира состоит из одной жилой комнаты и кухни, общая площадь квартиры составляет 16,9 кв.м., жилая площадь – 11,0 кв.м.
Указанная квартира на кадастровом учете не стоит, сведения о правообладателе квартиры отсутствуют.
Истец Зелена З.Г. и ответчики Пугачева И.Г., Драгалина Н.Н., Мартаков Е.В., Мартакова Л.В., Бобина О.И., Ромицина Р.А., Левыкина Г.В., Синяя М.С., Сорочинский А.Е., Мирошниченко А.А., Штерц Ю.В., Кобзев А.В., Кобзева Н.А., Ионов Д.Ю., СПК «Искра», Чекмарева Н.А., Миллер В.Д. являются правообладателями многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.
Решением Топчихинского районного суда Алтайского края от 16 января 2018 г. прекращено право собственности Шмиттель С.В. и Шмиттель А.В. на 1/52 долю за каждым в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрированное 13.06.2013. Признано за Шмиттель С.В., Шмиттель А.В. право собственности по ? доле на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 25,7 кв.м.
Решение вступило в законную силу 26 февраля 2018 г.
Решением Топчихинского районного суда Алтайского края от 12 марта 2018 г. прекращено право собственности Горбуновой З.М. на 3/104 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрированное 04 марта 2011 года. Признано за Горбуновой З.М. право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 20,6 кв.м.
Решение вступило в законную силу 13 апреля 2018 г.
Решением Топчихинского районного суда Алтайского края от 18 апреля 2018 г. прекращено право собственности Коротких О.Н. на 5/104 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрированное 18 марта 2005 года. Признано за Коротких О.Н. право собственности на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение в законную силу не вступило.
Согласно части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (часть 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (часть 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 5, 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 (в ред.от 02.08.2016), квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении; многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на прилегающий к жилому дому земельный участок, либо в помещения общего пользования.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, фактически жилой дом по <адрес> является трехэтажным, в том числе один подземный, многоквартирным домом, состоящим из изолированных жилых помещений, определённых как квартиры № 2, 4, 8, 11, 13, 14, 16, 17, квартиры № 1, 3, 5, 6, 7, 9, 10, 12, 15 не стоящих на кадастровом учете, предназначенных для проживания одной семьи и имеющих самостоятельные выходы и помещения вспомогательного использования, а также нежилого помещения (магазин) №. В доме фактически имеются раздельные квартиры, что никем не оспаривается.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что 5/208 долей жилого дома, принадлежащих Зелениной З.Г., фактически являются отдельной квартирой № в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, а не просто долей жилого дома.
Поскольку правовой режим собственности на долю дома и на отдельную квартиру отличается, признание занимаемого истцом жилого помещения именно квартирой в многоквартирном жилом доме имеет для Зелениной З.Г. юридическое значение, и её права подлежат защите путём удовлетворения её исковых требований.
При этом, суд отмечает, что признание за Зелениной З.Г. права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, влечет прекращение её права собственности на 5/208 долей жилого дома, расположенного по <адрес>, принадлежащие ей по праву собственности на основании договора дарения от 24 марта 2002 года.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вступивший в законную силу судебный акт является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Расходы по оплате государственной пошлины истец просила с ответчиков не взыскивать и отнести на её счёт.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Зелениной З.Г. удовлетворить.
Прекратить право собственности Зелениной Зинаиды Григорьевны, ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной в <адрес>, на 5/208 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрированное 28 марта 2003 года.
Признать за Зелениной Зинаидой Григорьевной, ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженкой <адрес>, зарегистрированной в <адрес>, право собственности на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Топчихинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья