Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 октября 2019 г. Люберецкий горсуд Московской области в составе председательствующего судьи Сорокиной Т.В., при секретаре Кривошей Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Болотова А. А. к ПАО «Сбербанк России» о признании отказа по проведению операций по выдаче денежных средств незаконным, обязании выполнять условия договора банковского вклада и выдать денежные средства, о взыскании процентов и штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Истец в обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГ между Болотовым А. А. и ПАО «Сбербанк России» заключен договор банковского вклада до востребования.
На основании договора истцом был открыт вклад до востребования №
ДД.ММ.ГГ он обратился к ответчику с требованием о проведении операции по счету, а именно выдаче денежных средств со счета № ПАО «Сбербанк России» в размере 470 00 рублей 00 копеек.
ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ ответчик, отказав совершать требуемые действия, в свою очередь потребовал заполнить истца образец заявления по форме «приложение 4А».
ДД.ММ.ГГ, он, выполняя требования банка заполнил указанное приложение.
ДД.ММ.ГГ на данное заявление приходит положительный ответ: «о разрешении Вам в выдаче наличных денежных средств, с последующим закрытием счета». Одновременно ссылаясь на указания Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 115-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГ) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Истец считает, что данное требование и действия банка нарушают законные права истца, в том числе как потребителя.
Указал, что в соответствии с п. 1 ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения права клиента распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.
Указал, что ответчик в своих отказах, ссылаясь на положения «Условий размещения вкладов в банке» п. 3.2.1.7., указывает, что банк в одностороннем порядке может расторгнуть договор в случае принятия в течение в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании п. 11 ст.7 ФЗ N 115-ФЗ.
Истец указал, что согласно п. 2 Информационного письма Банка России от ДД.ММ.ГГ N ИН-014-12/61 «По вопросам применения Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части функционирования механизма реабилитации клиентов» обязывает банки раскрывать клиенту информацию о причинах применения ограничительных мер и отказа в обслуживании.
Банк, отказав ему в проведении операции, не представил мотивированных законом или договором возражений, произвел ограничение операции по требованию истца, лишив его, таким образом, возможности пользования предусмотренными договором и законом правами распоряжения счетом и находящимися на нем денежными средствами, что противоречит положения ст. 390 ГК РФ.
В соответствии с порядком предоставления сведений, установленным Положением Банка России №-П от ДД.ММ.ГГ, сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также об иных операциях с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых у кредитной организации возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации и отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, передаются в уполномоченный орган в виде электронного сообщения.
Указал, что доказательств, документов исполнения указанной обязанности, письменных требований по предоставлению от истца разъяснений, которые могли бы свидетельствовать целесообразности действий банка, выразившихся в отказе проведений операции или праве требовать от истца закрытия счета, ответчиком не представлено.
В то же время ответчик дает согласие на выдачу денежных средств, однако одновременно с этим незаконно требует истца одномоментно закрыть счет.
Истец указал, что, таким образом, ответчик, не указывая на нарушения со стороны истца, соглашается провести требуемые от него операции, но не производит их по настоящий момент.
Истец считает, что он не обязан закрывать счет при снятии средств, не имея на то собственного желания, в тоже время ответчик ПАО «Сбербанк России» злоупотребляет своим правом, требуя закрыть счет истца лично, поскольку сам не вправе произвести подобные действия кроме как в соответствии с указанным выше ФЗ №.
По момент подачи искового заявления счета истца в банке ответчика не закрыт, по нему происходят движения средств, что так же свидетельствует о том, что ответчик не пользуется правами предоставленные ему ФЗ № и подтверждает неправомерность действий ответчика.
В соответствии со ст. 856 ГК РФ, в случаях несвоевременного зачисления, на счет поступивших клиенту денежных средств либо их необоснованного списания банком со счета, а также невыполнения указаний клиента о перечислении денежных средств со счета либо об их выдаче со счета банк обязан уплатить на эту сумму проценты в порядке и в размере, предусмотренных ст.395 ГК РФ.
Истец представил расчет суммы процентов, предусмотренных ст. 395 ГК РФ на сумму 36 795 рублей 20 копеек.
В связи с изложенным, просил признать отказ ответчика ПАО «Сбербанк России» по проведению операций по выдаче денежных средств в размере 470000 рублей 00 копеек со счета №, требуемых им, незаконным.
Просил обязать ответчика ПАО «Сбербанк России» выполнять условия договора банковского клада, в рамках которого ему был открыт счет №
Просил обязать ответчика ПАО «Сбербанк России» выдать ему наличные денежные средства в размере 470 000 рублей 00 копеек со счета №
Просил взыскать с ответчика ПАО «Сбербанк России» в пользу денежные средства в размере 36 795 рублей 20 копеек, в качестве процентов согласно ст. 395 ГК РФ и штраф в размере 50% (пятидесяти процентов) от суммы, присужденной судом в пользу истца в соответствии с ФЗ «О Защите прав потребителей».
Истец в суде исковые требования поддержал.
Ответчик с иском не согласился.
Представил письменный отзыв, указал, что ДД.ММ.ГГ между банком и истцом был заключен договор банковского вклада «До востребования» и открыт счет №, устанавливающий взаимные права и обязанности сторон, закрепленные в Условия банковского обслуживания физических лиц ПАО Сбербанк и Условиями размещения вкладов в ПАО Сбербанк, с которыми истец был ознакомлен и обязан выполнять, что подтверждается ордером на открытие счета по вкладу № от ДД.ММ.ГГ.
Указал, что согласно ст. 858 ГК РФ ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, не допускается, за исключением наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счете, или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом.
Пояснил, что истцом неверно квалифицированы действия ответчика, как нарушающие 115-ФЗ.
В силу п. 11 ст.7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон №115-ФЗ) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
В соответствии с п.12 указанной статьи приостановление операций в соответствии с п. 10 и отказ от выполнения операций в соответствии с п. 11 настоящей статьи не являются основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, за нарушение условий соответствующих договоров.
В соответствии с п. 2. ст. 7 Закона № 115-ФЗ кредитные организации должны разработать правила внутреннего контроля и программы его осуществления. При этом Закон о противодействии легализации преступных доходов не устанавливает перечень сведений, подлежащих обязательному фиксированию, тем самым позволяя кредитной организации самостоятельно определять объем соответствующих сведений.
При реализации правил внутреннего контроля в случае, если операция, проводимая по банковскому счету клиента, квалифицируется банком в качестве операции, подпадающей под какой-либо из критериев, перечисленных в пункте 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ и, соответственно, являющихся основаниями для документального фиксирования информации, банк вправе запросить у клиента предоставления не только документов, выступающих формальным основанием для совершения такой операции по счету, но и документов по всем связанным с ней операциям, а также иной необходимой информации, позволяющей банку уяснить цели и характер рассматриваемых операций.
Согласно требованиям п. 2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ Банком в целях предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, разработаны Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма от ДД.ММ.ГГ N 881-10-р (далее - Правила внутреннего контроля №-р) и Сборник методик в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма от ДД.ММ.ГГ N 4525 ПАО Сбербанк (далее - Сборник методик).
В соответствии с п. 4.1.3 Сборника методик (Признаки реализации сомнительных схем по «обналичиванию» крупных денежных средств) предусмотрена схема №: регулярные зачисления крупных сумм денежных средств от третьих лиц (за исключением кредитов) на банковские счета (депозиты, вклады) физических лиц с последующим снятием этих средств в наличной форме либо с их последующим переводом на банковские счета (депозиты, вклады) третьих лиц в течение нескольких дней.
Согласно п. 5.9.1 Правил внутреннего контроля №-р к клиентам, осуществляющим систематически и/или в значительных объемах операции, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма Банком принимаются следующие меры:
-отказ в выполнении распоряжения Клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями документа;
-расторжение договора банковского счета (вклада) с Клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения о совершении операции; -отказ Клиенту в предоставлении услуг дистанционного банковского обслуживания, в том числе, в приеме от него распоряжений о совершении операций по банковскому счету (вкладу), подписанных аналогом собственноручной подписи, и переход на прием от такого Клиента расчетных документов только на бумажном носителе (если такие условия предусмотрены договором между Банком и Клиентом);
-блокировка банковской карты, по счету которой совершаются операции, вызывающие подозрения;
-пересмотр уровня риска Клиента;
-обеспечение повышенного внимания к операциям Клиента с денежными средствами или иным имуществом.
Представитель ответчика указал, что согласно п. 4.30-4.32 Условий банковского обслуживания физических лиц ПАО Сбербанк Банк имеет право:
1.1. запрашивать у Клиента дополнительную информацию и документы об операциях с денежными средствами, а также информацию и документы, позволяющие установить выгодоприобретателей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.2. не исполнять поручение Клиента в случае обнаружения ошибки, допущенной Клиентом при указании платежных реквизитов, не предоставления или предоставления Клиентом неполного комплекта документов, необходимых Банку, а также в случае противоречия операции законодательству Российской Федерации, банковским правилам и условиям Договора.
1.3. отказать в выполнении распоряжения Клиента о совершении операции, по которой не предоставлены информация и документы по запросу Банка, предусмотренные Федеральным законом от 07.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Ответчик в письменном возражении на иск указал, что Положениями ст.4 Федерального закона №115-ФЗ установлен запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным Законом №115-ФЗ.
Считает, что доводы истца о том, что банк должен был уведомить истца в соответствии со 115-ФЗ противоречат закону.
Представитель ответчика указал, что операционным работником предложено истцу, в соответствии со Сбором Методик в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма от ДД.ММ.ГГ N № часть <...> п.<...>, истцу было предложено заполнить Приложение 4А для направления в подразделение комплаенс Банка на согласование расходной операции с целью подтверждения экономического смыла операции.
Истец не заполнил Приложение № А и не предоставил информации по экономическому смыслу проведения операции по счету, что подтверждает ответ Банка на обращение клиента № от ДД.ММ.ГГ.
Далее ДД.ММ.ГГ истец обратился в Банк с претензией и повторно ДД.ММ.ГГ не заполнил Приложения № А с целью подтверждения экономического смыла операции, что подтверждается ответом на обращение клиента № от ДД.ММ.ГГ.
Только ДД.ММ.ГГ истец обратился в Банк и заполнил Приложение № А, при этом никаких документов о том, что на счет № зачислены личные денежные средства, принадлежащие истцу по закону не представлены в Банк до настоящего времени.
В этот же день истец написал претензию, зарегистрированную за №, на которую также был дан ответ.
Ответчик указал, что согласно выписке со счета № ДД.ММ.ГГ на указанный счет поступили безналично денежные средства в размере 453 026 руб. с назначением платежа - материнский капитал Юрченко О. М. по договору б\н от ДД.ММ.ГГ. Копия указанного договора в Банк не представлена.
Банком предоставлен ответ на досудебную претензию по средством CMC сообщения, согласно которой истцу разъяснено, что в соответствии с п. 11 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ от ДД.ММ.ГГ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон) банк вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников банка возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Представитель ответчика указал, что в соответствии с 3.2.1.6. Условий - Банк вправе полностью или частично приостановить операции по Счету вклада на срок и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, а также отказать в совершении операций, за исключением операций по зачислению денежных средств, в случаях непредставления документов, необходимых для фиксирования информации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также, если у банка возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Представитель ответчика указал, что ДД.ММ.ГГ ПАО Сбербанк после заполнения Приложения №А согласовал расходную операцию (средства соц. характера - материнский капитал) с рекомендацией закрытия счета. Решение о выдаче денежных средств было положительным.
Пояснил, что закрытие счета клиентом происходит исключительно в добровольном порядке, носит рекомендательный характер, что подтверждается ответом банка на обращение клиента № от ДД.ММ.ГГ на досудебную претензию истца.
Но до настоящего времени истец не пришёл в банк за снятием наличных денежных средств, указанных в исковом заявлении, доказательств иного суду не представлено.
Ответчик считает, что при рассмотрении дел, связанных с применением мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГ № «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей) применению не подлежит.
Считает, что доводы истца о взыскании процентов в порядке ст. 395 ГК РФ не подтверждены какими-либо доказательствами, в связи с чем, являются необоснованными.
Считает, что расчет процентов, приложенный к иску не правомерен, по тем основаниям, что ПАО Сбербанк не отказывал в выдачи денежных средств истцу, а запросил выполнить УДБО и заполнить Приложение № А, т.е. выполнить условия договора.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Согласно ст. 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» отношения между кредитными организациями и их клиентами строятся на договорной основе п. 1.2. Договора о банковском вкладе к счету применяются «Условия размещения вкладов в банке» (далее-Условия) (л.д. 43-61).
Истцу на его обращения в банк о выдаче денежных средств в сумме 470000 рублей по его счету в банке было направлено сообщение о том, что «В соответствии 3.2.1.7. Условий - банк в одностороннем порядке может расторгнуть договор в случае принятия в течении календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения вкладчика о совершении операции по счету вклада на основании подозрений возникших у банка, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
С уважением, Попова Т. С. ПАО Сбербанк».
Далее был ответ по SMS:
«А. А., Ваше обращение № от ДД.ММ.ГГ рассмотрено. В связи с наличием негативных фактов во взаимоотношениях с банком, в рамках исполнения требований Федерального закона 115-ФЗ и в целях минимизации рисков нарушения законодательства дальнейшее оказание вам услуг, признано нецелесообразным. Расширенный ответ на ваше обращение, вы можете получить в любом структурном подразделении банка, предоставив паспорт и номер обращения. Сбербанк» (л.д. 69).
Согласно п. 9 ст. 9 Федерального закона от дата N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" использование клиентом электронного средства платежа может быть приостановлено или прекращено оператором по переводу денежных средств на основании полученного от клиента уведомления или по инициативе оператора по переводу денежных средств при нарушении клиентом порядка использования электронного средства платежа в соответствии с договором.
Согласно статье 1 Федерального закона N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Пунктом 2 статьи 7 указанного Федерального закона предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер.
Основаниями документального фиксирования информации являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом; иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки, осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации.
Согласно п. 14 ст. 7 Закона N 115-ФЗ клиенты обязаны предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований настоящего Федерального закона, включая информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах.
Согласно ст. 5 названного Федерального закона, в целях настоящего Закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе кредитные организации.
В силу ч. 3 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в случае, если работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в пункте 2 настоящей статьи правил внутреннего контроля возникай подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального закона.
По смыслу п. 10 ст. 7 указанного Закона организации, осуществляющие операции с денежные средствами или иным имуществом, приостанавливают соответствующую операцию, за исключение операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом незамедлительно представляют информацию о приостановленных операциях в уполномоченный орган.
При неполучении в течение срока, на который была приостановлена операция, постановления уполномоченного органа о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок на основании части третьей статьи 8 настоящего Федерального закона организации, указанные в абзац первом настоящего пункта, осуществляют операцию с денежными средствами или иным имуществом по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством Российской Федерации не принято иное решение, ограничивающее осуществление такой операции.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 07.08 2001 N 115-ФЗ (ред. от 26.07 2019) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансировано терроризма» уполномоченный орган, определяемый Президентом Российской Федерации, является федеральным органом исполнительной власти, задачи, функции и полномочия которого в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения устанавливаются в соответствии с настоящим Федеральным законом, (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГ N 131-ФЗ, от ДД.ММ.ГГ N 90-ФЗ)
При наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или с финансированием терроризма, уполномоченный орган направляет соответствующие информацию и материалы в правоохранительные или налоговые органы в соответствии с их компетенцией, (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГ N 131-ФЗ, от ДД.ММ.ГГ N 134-ФЗ)
Уполномоченный орган издает постановление о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в пункте 10 статьи 7 и пункте 8 статьи 7.5 настоящего Федерального закона, на срок до 30 суток в случае, если информация, полученная им соответственно на основании пункта 10 статьи 7 и пункта 8 статьи 7.5 настоящего Федерального закона, по результатам предварительной проверки признана им обоснованной, (часть третья в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 90-ФЗ)
По решению суда на основании заявления уполномоченного органа операции по банковским счетам (вкладам), а также другие операции с денежными средствами или иным имуществом организаций или лиц, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности, терроризму или распространению оружия массового уничтожения, либо юридических лиц, прямо или косвенно находящихся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физических или юридических лиц, действующих от имени или по указанию таких организации или лица, приостанавливаются до отмены такого решения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(часть четвертая введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 162-ФЗ; в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 90-ФЗ).
Таким образом, в силу абз. 3 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма" уполномоченный орган издает постановление о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом указанных в пункте 10 статьи 7 настоящего Федерального закона, на срок до 30 суток в случае, eсли информация, полученная им в соответствии с пунктом 10 статьи 7 настоящего Федерального закона, по результатам предварительной проверки признана им обоснованной.
На основании абз. 4 ст. 8 названного Закона по решению суда на основании заявлена уполномоченного органа операции по банковским счетам (вкладам), а также другие операции с денежным! средствами или иным имуществом организаций или лиц, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридических лиц, прямо или косвенно находящихся е собственности или под контролем таких организации или лица, либо физических или юридических лиц действующих от имени или по указанию таких организации или лица, приостанавливаются до отмены такого решения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу приведенных выше норм ограничение на осуществление расходных операций с денежными средствами, имеющимися на счете, может быть установлено:
- банком самостоятельно на срок до пяти рабочих дней с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены (п. 10 ст. 7 Закона от ДД.ММ.ГГ N 115-ФЗ);
- на основании полученного от Росфинмониторинга постановления - на срок до 30 суток (абз. 3 ст. 8 Закона от ДД.ММ.ГГ N 115-ФЗ);
- по решению суда на основании заявления Росфинмониторинга на срок до отмены такого решения (абз. 4 ст. 8 Закона от ДД.ММ.ГГ N 115-ФЗ).
Из материалов дела следует, что блокировка банком вклада истца была на срок не превышающих пять рабочих дней с даты обращения истца.
Однако, судом установлено, что ему было предложено забрать все денежные средства со счета и закрыть счет, что суд считает неправомерным.
С учетом изложенного, суд считает обоснованными требования истца о взыскании процентов, однако, за период не с ДД.ММ.ГГ., а с ДД.ММ.ГГ когда истец заполнил форму Приложения №А и когда ему было предложено забрать все денежные средства и по ДД.ММ.ГГ всего в сумме 35861 руб. 65 коп. в соответствии с ч. 1 ст. 395 ГК РФ.
В соответствии со ст. 13 п. 6 Закона РФ "О защите прав потребителей" с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 17930 руб. 83 коп.
Следует признать отказ Болотову А. А. ПАО «Сбербанк России» по проведению операции по выдаче денежных средств в размере 470000 рублей со счета № незаконным.
Обязать ПАО «Сбербанк России выполнить условия договора банковского вклада и выдать Болотову А. А. наличные денежные средства в размере 470000 рублей со счета №
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ следует взыскать с ПАО «Сбербанк России» госпошлину в пользу Люберецкого муниципального образования в сумме 1275 руб. 85 коп.
В остальной части иска о взыскании процентов, превышающей взысканную судом сумму, истцу к ответчику следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать отказ Болотову А. А. ПАО «Сбербанк России» по проведению операции по выдаче денежных средств в размере 470000 рублей со счета № незаконным.
Обязать ПАО «Сбербанк России выполнить условия договора банковского вклада и выдать Болотову А. А. наличные денежные средства в размере 470000 рублей со счета №
Взыскать с ПАО «Сбербанк России» проценты за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГг. в сумме 35861 руб. 65 коп. и штраф в сумме 17930 руб. 83 коп.
Взыскать с ПАО «Сбербанк России» госпошлину в пользу Люберецкого муниципального образования в сумме 1275 руб. 85 коп.
В остальной части иска о взыскании процентов, превышающей взысканную судом сумму, истцу к ответчику отказать.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Люберецкий горсуд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГ