Дело № 2а-833/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 февраля 2021 года г. Челябинск
Советский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Хорошевской М.В.,
при секретаре Череватых А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Челябинска к Медяковой нв о взыскании недоимки по налогам и сборам,
У С Т А Н О В И Л:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска (далее ИФНС России по Советскому району г. Челябинска) обратилась в суд с административным иском к Медяковой Н.В. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017г. в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 789, 96 руб. – пени, единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в период с 05.12.2015г. по 10.07.2019г. в размере 8036,24 руб. – пени.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано на то, что ответчик с ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. В связи с чем, за ответчиком числится задолженность по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017г. в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 789, 96 руб., задолженности по пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в период с 05.12.2015г. по 10.07.2019г. в размере 8036,24 руб.
Представитель административного истца ИФНС России по Советскому району г. Челябинска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Медякова Н.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица - Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Челябинска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Пункт 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) гласит, что каждое лицо должно уплачивать установленные налоги и сборы.
Под налогом в п. 1 ст. 8 НК РФ понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и (или) сборы.
На основании ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
С 01.01.2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 Кодекса.
Как следует из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ, плательщики, указанные и подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено статьей 430 Кодекса: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 29354 рублей за расчетный период 2019 года, а в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 29354 рублей за расчетный период 2019 года плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300000 рублей за расчетный период.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 6884 рублей за расчетный период 2019 года.
Согласно пункту 1 статьи 432 Кодекса исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Кодекса, если иное не предусмотрено статьей 432 НК РФ.
В силу пункта 2 статьи 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, сели иное не предусмотрено статьей 432 Кодекса. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными и подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, в срок, установленный абзацем вторым пункта 2 статьи 432 Кодекса, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 432 НК РФ, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном Кодексом, недоимку по страховым взносам.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Судом установлено, что Медякова Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
В связи с неисполнением обязательств по уплате страховых взносов (на обязательное медицинское страхование) в установленные в законе сроки Медяковой Н.В., выставлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017г. в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 789, 96 руб.
В установленный срок – до ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное требование ответчиком исполнено не было.
Как установлено статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в законную силу 29 января 2018 года, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в частности задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя (пункт 1).
Таким образом, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, а также задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за всеми индивидуальными предпринимателями, при этом в статье 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ имеется ссылка лишь на размер максимальной списываемой недоимки (восьмикратный МРОТ x 12).
Поскольку предъявленная ко взысканию задолженность по пени числилась на 01 января 2017 года, размер подлежащих списанию пени не превышает восьмикратный МРОТ x 12, следовательно, указанная задолженность по пени признается безнадежными ко взысканию.
В связи с чем, требования истца о взыскании с Медяковой Н.В. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017г. в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 789, 96 руб. – пени, не подлежат удовлетворению.
Кроме того, как следует из материалов дела, истцом заявлено ко взысканию пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по не оплаченному до настоящего времени единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 8036,24 руб.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
В связи с неисполнением обязательств по уплате пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по не оплаченному до настоящего времени единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 8036,24 руб. в установленные в законе сроки, Медяковой Н.В. выставлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ
В установленный срок – до ДД.ММ.ГГГГ. вышеуказанное требование ответчиком исполнено не было.
В последующем задолженность по пени на единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности взыскана с ответчика судебным приказом мирового судьи судебного участка <данные изъяты> района г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ., отмененным ДД.ММ.ГГГГ.
Рассматривая требования о взыскании заявленных пени в размере 8036,24 руб., суд исходит из следующего.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положений главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации налоговый орган обращается в суд с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций в течение шести месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налогов, страховых взносов, пени.
Как следует из материалов дела, вышеуказанное требование ИФНС России по Советскому району г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты пени до ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком в добровольном порядке в полном объеме не исполнено, что послужило основанием для обращения административного истца ДД.ММ.ГГГГ к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ – 30.11.2020г. в суд с указанным административным исковым заявлением.
Таким образом, вопреки изложенным правовым нормам, налоговым органом нарушен срок, установленный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в настоящем случае до ДД.ММ.ГГГГ поскольку заявление о вынесении судебного приказа направлено лишь ДД.ММ.ГГГГ
Так как, истцом нарушен срок обращения за судебной защитой, то в удовлетворении требований Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Челябинска к Медяковой Н.В. о взыскании пени за период с 05.12.2015г. по 10.07.2019г. по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 8036,24 руб. надлежит отказать.
Кроме того, согласно п. п. 1, 2, 5, 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете,
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Из содержания вышеприведенных норм следует, что налоговый орган имеет право обратиться с иском о взыскании пени по налогу в том случае, если соблюдена процедура направления налогоплательщику требования об уплате пени.
В статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации под местом жительства физического лица понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации для целей настоящего Кодекса место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания. При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно по адресу (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что по известному месту жительства налогоплательщика Медяковой Н.В. –<адрес>, требование налоговым органом не направлялось, суд также приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
При этом, суд принимает во внимание, что в личный кабинет налогоплательщика такая информация также не направлялась, поскольку доказательств данного факта со стороны ИФНС суду не представлено. Представленная представителем ИФНС в материалы дела выписка с экрана монитора о направлении требования через личный кабинет ответчика, не свидетельствует о данном факте, поскольку именно с личного кабинета ответчика такие сведения не представлены.
Реестр о направлении простых писем от ДД.ММ.ГГГГ., в том числе с указанием данных ответчика, не свидетельствует о направлении ей требования об оплате пени. Кроме того, в списке почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ., представленном стороной истца, указано на 129 простых почтовых направлений, тогда как в реестре направлений номер почтового направления ответчика указан №.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Челябинска к Медяковой нв о взыскании о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017г. в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 789, 96 руб. – пени, по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере 8036,24 руб. – пени, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, путем подачи жалобы через Советский районный суд в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: М.В. Хорошевская