Судья Овчинникова Е.В.
Дело № 2а-2571/2021
№ 33а-872/2022 (33а-13493/2021)
УИД 59RS0008-01-2021-003096-50
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего судьи Поповой Н.В.,
судей Шалагиновой Е.В., Овчинниковой Н.А.,
при секретаре Греховой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 января 2022 года апелляционную жалобу администрации Лобановского сельского поселения на решение Пермского районного суда Пермского края от 13 октября 2021 года, которым постановлено:
«Административное исковое заявление Пермского транспортного прокурора удовлетворить.
Возложить на Администрацию Лобановского сельского поселения обязанность разработать программу Лобановского сельского поселения для реализации мероприятия, предусмотренного подп. 8 п.2 раздела 3.3 Генерального плана муниципального образования «Лобановское сельское поселение» в части строительства наземного пешеходного перехода в районе железнодорожной станции Мулянка в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу».
Заслушав доклад судьи Шалагиновой Е.В., изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пермский транспортный прокурор обратился к административным иском к Администрации Лобановского сельского поселения о возложении обязанности предусмотреть программами Лобановского сельского поселения реализацию мероприятия, предусмотренного подп. 8 п.2 раздела 3.3 Генерального плана муниципального образования «Лобановское сельское поселение» в части строительства наземного пешеходного перехода в районе железнодорожной станции Мулянка в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Требования мотивированы тем, что Пермской транспортной прокуратурой на основании решения от 14.10.2020 №216 по обращению жительницы поселка Мулянка проведена проверка исполнения ОАО «РЖД» требований законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, о защите прав пассажиров при перевозке железнодорожным транспортом, о профилактике непроизводственного травматизма на железнодорожном транспорте на станции Мулянка Свердловской железной дороги. Проведенным обследованием установлено, что местом сложившихся пешеходных потоков – место пересечения железнодорожных путей населением является 1466 км ПК2. В указанном месте проходят основные потоки населения п. Мулянка.
Решением Земского собрания Пермского муниципального района от 27.09.2018 №336 утвержден генеральный план Лобановского сельского поселения, где в подп. 8 п.2 раздела 3.3 предусмотрена организация двух пересечений в разных уровнях Транссибирской железнодорожной магистрали и улично-дорожной сети поселка Мулянка, строительство наземного пешеходного перехода в районе железнодорожной станции Мулянка со сроком исполнения до 2025 года. Вместе с тем, органами местного самоуправления не принимаются меры к реализации документов территориального планирования Лобановского сельского поселения, предусматривающих мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры местного значения в поселке Мулянка.
Непринятие администрацией действенных мер в решении вопросов местного значения по строительству перехода создает предпосылки для перехода гражданами железной дороги в местах непредназначенных для этих целей, не оборудованных в соответствии с предъявленными требованиями. На представление Пермской транспортной прокуратуры от 05.11.2020 получен ответ, что постановлением администрации Лобановского сельского поселения от 30.07.2020 №175 утверждена программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Лобановского сельского поселения на период 2017-2032 гг., которая мероприятия по реализации подп.8 п2 раздела 3.3 Генерального плана МО «Лобановское сельское поселение» не предусматривает.
Выявленные нарушения препятствуют реализации указанного генерального плана поселения и развитию муниципального образования. Несоблюдение администрацией Лобановского сельского поселения обязанностей, установленных Градостроительным кодексом РФ, противоречит установленным целям обеспечения развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов неопределённого круга граждан и их объединений, РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и свидетельствует о бездействии администрации Лобановского сельского поселения.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе административным ответчиком указано на неправильное толкование судом норм материального права, а именно ч.ч. 5, 5.1 ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в частности, в программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений не могут включаться разработка мероприятий направленных на строительство наземных пешеходных переходов через железнодорожные пути, поскольку они являются частью железнодорожной инфраструктуры и собственностью железнодорожных компаний. Потому все работы, направленные на обустройство нового пешеходного перехода должно осуществляться за счет железнодорожной компании. Кроме того, судом не учтены положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым комплексное развитие транспортной инфраструктуры связано исключительно с развитием автомобильных дорог местного значения, а не развития железнодорожной инфраструктуры. Включение Генеральный план Лобановского сельского поселения строительство наземного пешеходного перехода является лишь общим планированием дальнейшего развития сельского поселения и не порождает обязанности ответчика по разработке соответствующей программы.
Лица, участвующие в деле, их представители в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого решения.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд исходил из того, что в нарушение требований закона, администрацией Лобановского сельского поселения до настоящего времени не разработана и не утверждена программа по реализации мероприятия, предусмотренного подп.8 п. 2 раздела 3.3 Генерального плана муниципального образования «Лобановское сельское поселение» в части строительства наземного пешеходного перехода в районе железнодорожной станции Мулянка. Отсутствие программы реализации строительства пешеходного перехода в районе железнодорожной станции приводит к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц на безопасное передвижение через железнодорожные пути.
Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют установленным обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Из материалов дела следует, что решением Земского собрания Пермского муниципального района от 27.09.2018 № 336 утвержден Генеральный план Лобановского сельского поселения, в подп. 8 п.2 раздела 3.3 которого предусмотрена организация двух пересечений в разных уровнях Транссибирской железнодорожной магистрали и улично-дорожной сети поселка Мулянка, строительство наземного пешеходного перехода в районе железнодорожной станции Мулянка со сроком исполнения до 2025 года.
Пермской транспортной прокуратурой на основании решения от 14.10.2020 № 216 по обращению жительницы поселка Мулянка проведена проверка исполнения ОАО «РЖД» требований законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, о защите прав пассажиров при перевозке железнодорожным транспортом, о профилактике непроизводственного травматизма на железнодорожном транспорте на станции Мулянка Свердловской железной дороги.
По результатам проверки установлено, что местом сложившихся пешеходных потоков – место пересечения железнодорожных путей населением является 1466 км ПК2, а также то, что органами местного самоуправления Пермского района вопреки требованиям градостроительного законодательства не принимаются меры к реализации документов территориального планирования Лобановского сельского поселения, предусматривающих мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры местного значения в поселке Мулянка.
Уставом МО «Лобановское сельское поселение» к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения отнесены полномочия по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, требования к которым устанавливаются Правительством РФ (л.д. 25-33).
05.11.2020 Пермской транспортной прокуратурой внесено представление главе Пермского муниципального района – главе Администрации Пермского муниципального района «Об устранении нарушений законодательства в сфере решения вопросов местного значения при обеспечении транспортной доступности, дорожной деятельности в сельских поселениях» (л.д. 39-42).
09.12.2020 Администрацией Пермского муниципального района дан ответ о том, что Генеральным планом Лобановского сельского поселения, утвержденным решением Земского собрания Пермского муниципального района от 27.09.2018 №336 (в редакции от 27.02.2020 №31), в рамках развития и размещения объектов транспортной инфраструктуры до 2025 года предусмотрено мероприятие по развитию объектов транспортной инфраструктуры местного значения: «Организация двух пересечений в разных уровнях Транссибирской магистрали и улично-дорожной сети п.Мулянка, строительство наземного пешеходного перехода в районе железнодорожной станции Мулянка». Через территорию сельского поселения проходит северная ветка Транссибирской железной дороги, которая является объектом федерального значения, соответственно, указанное мероприятие затрагивает объекты федерального значения. Реализация данного мероприятия предусмотрена до 2025 года. Постановлением администрации Лобановского сельского поселения от 30.07.2020 № 175 утверждена Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Лобановского сельского поселения на период 2017-2032 гг., которая предусматривает на 2 очередь реализации программы (2023-2032 гг.) мероприятие по ремонту дорог улично-дорожной сети п.Мулянка. Данная программа не содержит реализацию планируемого генеральным планом мероприятия, так как финансирование Программы предусмотрено из бюджетов Лобановского сельского поселения и Пермского края, а реализация мероприятия, затрагивающая вопросы размещения объектов федерального значения, должна осуществляться за счет федерального бюджета (л.д. 43-44).
В силу ч.1 ст.8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений.
Согласно п.2 ч.1 ст. 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы поселений.
В соответствии с ч.ч.5, 5.1 ГрК РФ реализация генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.
Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких поселений, городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов. В случае принятия представительным органом местного самоуправления сельского поселения предусмотренного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса решения об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана программа комплексного развития такого сельского поселения разработке и утверждению не подлежит.
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 25.12.2015 № 1440 «Об утверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов» предусмотрено, что в случае если генеральный план сельского поселения утвержден органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого находится сельское поселение, то программы в отношении таких сельских поселений подлежат разработке и утверждению органами местного самоуправления указанного муниципального района. Органы местного самоуправления сельских поселений могут осуществлять разработку и утверждение программ в случае, если соответствующие вопросы местного значения закреплены за такими сельскими поселениями законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования «Лобановское сельское поселение» Пермского муниципального района Пермского края к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относятся, в том числе, разработка и утверждение программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, требования к которым устанавливаются Правительством РФ.
Таким образом, установленными по делу обстоятельствами подтверждается, что органом местного самоуправления в Генеральном плане сельского поселения предусмотрено мероприятие по организации двух пересечений в разных уровнях Транссибирской железнодорожной магистрали и улично-дорожной сети поселка Мулянка, строительство наземного пешеходного перехода в районе железнодорожной станции Мулянка, при этом программа комплексного развития транспортной инфраструктуры для реализации этих мероприятий административным ответчиком не разработана и не утверждена, в связи с чем суд обосновано пришел к выводу о наличии бездействия администрации Лобановского сельского поселения по не разработке и не утверждению программы по реализации мероприятия, предусмотренного подп.8 п. 2 раздела 3.3 Генерального плана муниципального образования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что наземные пешеходные переходы являются частью железнодорожной инфраструктуры и собственностью железнодорожных компаний, которые обязаны проводить работы, направленные на обустройство нового пешеходного перехода, а комплексное развитие органами местного самоуправления транспортной инфраструктуры связано исключительно с развитием автомобильных дорог местного значения, а не развитием железнодорожной инфраструктуры, не могут быть признаны несостоятельными.
В соответствии с СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89, утвержденным Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр, транспортная инфраструктура - комплекс объектов и сооружений, обеспечивающих потребности физических лиц, юридических лиц и государства в пассажирских и грузовых транспортных перевозках.
Согласно ст.2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - транспортная инфраструктура, включающая в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование инфраструктуры здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Таким образом, наземные пешеходные переходы относятся к транспортной инфраструктуре, а не к инфраструктуре железнодорожного транспорта, соответственно, обязанность по разработке и утверждению программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения лежит на органе местного самоуправления – Лобановском сельском поселении, генеральным планом которого предусмотрены мероприятия по строительству данного объекта.
Доводы апелляционной жалобы о том, что генеральный план не порождает обязанности административного ответчика по разработке программы его реализации, судебной коллегией отклоняются, поскольку противоречат положениям ч.ч.5, 5.1 ГрК РФ, т.е. основаны на неверном толковании норм материального права.
По существу, апелляционная жалоба не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела исходя из предмета судебного разбирательства по настоящему делу и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его законность и обоснованность либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для изменения или отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Пермского районного суда Пермского края от 13 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Лобановского сельского поселения - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
(г. Челябинск) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: