РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
26 мая 2022 г. <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Наточеевой М.А.,
при секретаре Графчевой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению прокурораг.Самары в интересах неопределенного круга лиц к Администрации внутригородского <адрес> городского округа Самара, Администрации Красноглинского внутригородского района городского округа Самара об обязании оборудовать места для специальных автотранспортных средств инвалидов,
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 –198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурораг.Самары в интересах неопределенного круга лиц к Администрации внутригородского <адрес> городского округа Самара, Администрации Красноглинского внутригородского района городского округа Самара об обязании оборудовать места для специальных автотранспортных средств инвалидов удовлетворить.
Обязать Администрацию внутригородского <адрес> городского округа Самара, Администрации Красноглинского внутригородского района городского округа Самара в пределах своих полномочий оборудовать места для специальных автотранспортных средств инвалидов в границах внутриквартальных проездов по адресу: <адрес> соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течении месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья М.А. Наточеева
63RS0№-22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Наточеевой М.А.,
при секретаре Графчевой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению прокурораг.Самары в интересах неопределенного круга лиц к Администрации внутригородского <адрес> городского округа Самара, Администрации Красноглинского внутригородского района городского округа Самара об обязании оборудовать места для специальных автотранспортных средств инвалидов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара с требованием обязать оборудовать места для специальных автотранспортных средств инвалидов по адресам: <адрес> около ГБУЗ СО «Самарская городская консультативно-диагностическая поликлиника №», в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019, в обоснование требования указывая, что прокуратуройпроведена проверка, которой установлено, что на прилегающих территориях зданий ГБУЗ СО СГП №, расположенных по вышеуказанным адресам, отсутствуют выделенные и обозначенные знаками (в данном случае дорожный знак 6.4 «Парковка, парковочное место» с табличкой 8.17 «Инвалиды») места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов.
Отсутствие надлежаще оборудованных мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области социальной защиты инвалидов, а также законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения, нарушает права и законные интересы указанной категории граждан.
Ссылаясь на нарушение действующего законодательства, прокурорг.Самары просил суд обязать Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара оборудовать места для специальных автотранспортных средств инвалидов по адресам: <адрес> около ГБУЗ СО «Самарская городская консультативно-диагностическая поликлиника №», в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019.
В последующем прокурор <адрес> уточнил исковые требования и привлек к участию в дело в качестве соответчиков Администрацию внутригородского <адрес> городского округа Самара, Администрацию Красноглинского внутригородского района городского округа Самара и просил обязать в пределах своих полномочий оборудовать места для специальных автотранспортных средств инвалидов в границах внутриквартальных проездов по адресу: <адрес> соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019, просил Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара исключить из числа ответчиков.
В судебном заседании представитель истца в лице помощника прокурора <адрес> Ларичевой Н.В. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Красноглинского внутригородского района г.о.Самара Хлопкова О.Е., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, по основаниям изложенным в отзыве на исковое заявление, просила в заявленных исковых требованиях отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица ГУ МВД России по <адрес> в лице Мещеряковой У.Е. в судебном заседании исковые требования истца поддержал в полном объеме.
Представитель третьего лица ГБУЗ СО «Самарская городская консультативно-диагностическая поликлиника №» Фруктова А.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании, требования помощника прокурора <адрес> поддержала.
Третье лицо - Департамент транспорта Администрации городского округа Самара в судебное заседание своего представителя не направил, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Ответчик – Администрация Промышленного внутригородского района г.о.Самара, третьи лица – Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара, ГБУЗ «Самарская областная станция скорой помощи» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Проверкой установлено, что на прилегающих территориях зданий ГБУЗ СО СГП №, расположенных по адресам: <адрес>, отсутствуют выделенные и обозначенные знаками (в данном случае дорожный знак 6.4 «Парковка, парковочное место» с табличкой 8.17 «Инвалиды») места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов.
В соответствии с Приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О прекращении права оперативного управления государственного бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> «Самарская городская консультативно –диагностическая поликлиника №» на государственное недвижимое имущество и его передаче в оперативное управление государственному бюджетному учреждении «Самарская областная станция скорой медицинской помощи» помещение, расположенное по адресу: <адрес>, мкр.Крутые Ключи, <адрес>, передано в оперативное управление ГБУЗ «Самарская областная станция скорой медицинской помощи» (л.д.52-53).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ специалистами Департамента транспорта было проведено выездное обследование участков улично-дорожной сети, прилегающих к зданию ГБУЗ СО «Самарская городская поликлиника №» в целях установления возможности оборудования парковочными местами для инвалидов.
По адресу: <адрес>, в непосредственной близости к зданию поликлиники имеется площадка с твердым покрытием. Вход в здание поликлиники осуществляется по тротуару, прилегающему к внутриквартальному проезду.
В ходе обследования установлено, что на имеющейся асфальтной площадке, находящейся от входа в здание на расстоянии около 15-20 метров возможно оборудовать одно парковочное место для инвалидов в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019.
Схема установки технических средств организации дорожного движения, содержащая парковочное место для инвалидов разработана Департаментом транспорта и согласована с ГИБДД УМВД России по<адрес>.
В соответствии с актом осмотра участка улично-дорожной сети, составленным государственным инспектором дорожного надзора отделения дорожной инспекцией и организации движения ОГИБДД УМВД России по <адрес> установлено, что по адресам: <адрес>, мкр.Крутые Ключи, <адрес> обустроенные парковочные места для маломобильных групп населения отсутствуют, данные медицинские учреждения расположены на внутриквартальной территории.
Исходя из положений статьи 2 федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской федерации» социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с частью 1 статьи 15 данного Закона, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Согласно статье 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно п.3.2 ч.1 ст.13 Федеральным законом от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе: установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
На основании ч. 2 ст. 12 Федерального закона отДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставленными на объектах транспортной инфраструктуры.
Конкретные параметры доступности транспортной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в «СП 59.13330 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНИП 35-01-2001», утвержденный приказом Министерства строительства жилищно-коммунального хозяйства Российской федерации отДД.ММ.ГГГГ №/пр.
Согласно п. 5.1.1 СП 59.13330 земельный участок здания или сооружения должен включать в себя функционально связанные со зданием подъезды и стоянки (парковки) для транспортных средств, управляемых инвалидами или переносящих инвалидов, пешеходных маршрутов и мест отдыха, адаптированных к возможностям инвалидов и других МГН.
В соответствии с п. 5.1.3 СП 59.13330 в проектной документации должны быть предусмотрены условия беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп населения по участку к доступному входу в здание. Эти пути должны стыковаться с внешним по отношению к участку транспортными и пешеходными коммуникациями, специализированными парковочными местами, остановками общественного транспорта.
Выделяемые места должны обозначаться знаками, принятыми ГОСТ и ПДД на поверхности покрытия стоянки и продублированы знаком на вертикальной поверхности (стене, столбе, стойке и т.п.), расположенным на высоте не менее 1,5 м.
В соответствии с требованиями п. 5.7.5 и п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» дорожный знак 6.4 «Парковка, парковочное место», установленный на стояночной площадке совместно с дорожным знаком дополнительной информации (табличкой) 8.17 «Инвалиды» - информирует о том, что на автостоянке предусмотрено место парковки транспортных средства, управляемых инвалидами.
Для обозначения границ стояночных мест на площадках, используется горизонтальная дорожная разметка 1.1, для выделения места парковки инвалидов дорожная разметка 1.24.3.
В соответствии с п.3 ч2 ст. <адрес> «О разграничении полномочий между органами местного самоуправления г.о.Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов» от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД органы местного самоуправления внутригородских районов г.о.Самара организуют благоустройство территории внутригородского района, включая ремонт и содержание внутриквартальных проездов.
Согласно ч. 1 Статьи 21 Федерального закона отДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Частью 1 статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что дорожный фонд - это часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
В соответствии с положением «О Департаменте городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара» от 17.09.2015г.№, Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара осуществляет от лица городского округа Самара функцию заказчика по проектированию, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства (автомобильные дороги местного значения с элементами их обустройства проезды в границах городского округа Самара, мосты, путепроводы, объекты наружного освещения, объекты инженерной инфраструктуры, зеленые насаждения, парки, скверы, набережные, пляжи, фонтаны, подземные переходы, стационарные и мобильные туалеты и другие объекты).
Департаменту городского хозяйства выделяются из бюджета городского округа Самара средства на исполнение указанных мероприятий в рамках реализации муниципальных программ («Повышение безопасности дорожного движения в городском округе Самара» на 2021-2025 годы», утвержденная постановлением Администрации городского округа Самара от 30.12.2020г.№, «Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования местного значения» на 2-12-2021 годы», утвержденная постановлением Администрации городского округа Самара от 24.08.2012г.№).
Кроме того, Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области организации дорожного движения отнесены: 1) организация и мониторинг дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; 2) ведение реестра парковок общего пользования на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; 3) установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения. Таким образом, указанные федеральные законы определяют полномочия органов местного самоуправления исключительно на дорогах общего пользования местного значения в границах городского округа.
Автомобильная дорога–<адрес> не состоит в перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Самара, утвержденном Постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № и не является собственностью городского округа Самара.
Из Правил благоустройства территории г.о. Самара и территорий внутригородских районов г.о. Самара, утвержденных Решением Думы городского округа Самара от 08.08.2019г №, следует, что внутриквартальный проезд – объект благоустройства территории внутригородских районов, предназначенный для проезда транспортных средств от автомобильных дорог общего пользования к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам.
В соответствии с <адрес> от 06.07.2015г. №-ГД «О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов» организация благоустройства территории внутригородского района, включая ремонт и содержание внутриквартальных проездов, в соответствии с правилами благоустройства территории внутригородского района относиться к компетенции администрации Красноглинского внутригородского района городского округа Самара и администрации Промышленного внутригородского района городского округа Самара.
Таким образом, ответственным за благоустройство внутриквартального проезда является администрация Красноглинского внутригородского района городского округа Самара и администрации Промышленного внутригородского района городского округа Самара.
Учитывая вышеуказанные нормы права и представленные доказательства, суд считает возможным требования истца удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурораг.Самары в интересах неопределенного круга лиц к Администрации внутригородского <адрес> городского округа Самара, Администрации Красноглинского внутригородского района городского округа Самара об обязании оборудовать места для специальных автотранспортных средств инвалидов удовлетворить.
Обязать Администрацию внутригородского <адрес> городского округа Самара, Администрации Красноглинского внутригородского района городского округа Самара в пределах своих полномочий оборудовать места для специальных автотранспортных средств инвалидов в границах внутриквартальных проездов по адресу: <адрес> соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2019.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течении месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 02.06.2022г.
Судья М.А. Наточеева