РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июня 2019 года г. Владивосток
Советский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи С.А. Юлбарисовой
при секретаре О.Н. Морозовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску исполняющего обязанности Большекаменского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной,
УСТАНОВИЛ:
В Советский районный суд г. Владивостока поступило вышеназванное административное исковое заявление Большекаменского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю (далее, в том числе, – Управление Роскомнадзора по Приморскому краю), в обоснование которого указано следующее. Межрайонной прокуратурой при осуществлении мониторинга сети интернет установлено, что при использовании доступа к сети «Интернет» по адресам: https://vk.com/public26739405, https://vk.com/pacanskiy.okrug, размещена информация, оправдывающая противоправное поведение, распространяющая в молодежной субкультуре, ориентированную на внедрение в повседневную жизнь стиля общения и «законов» криминального мира (АУЕ-арестанско-ураганское единство). На основании изложенного, со ссылками на положения Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федерального закона от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Закона Российской Федерации от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации», Федерального закона от 24.07.1997 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», административный истец просит признать информацию, размещенную в сети «Интернет» по электронным адресам: https://vk.com/public26739405, https://vk.com/pacanskiy.okrug, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании помощник прокурора Советского района г. Владивостока Коваль С.И. настаивал на заявленном требовании по доводам и основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился. О месте и времени проведения судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом (л.д. 43), ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (оборот л.д. 46, оборот л.д. 48).
При этом представителем административного ответчика представлено письменное возражение на административный иск, в котором отражено следующее. Управление Роскомнадзора по Приморскому краю не может быть административным ответчиком по делу, поскольку не является владельцем указанного в заявлении сайта. Надлежащим административным ответчиком по данному делу будет являться владелец сайта в сети «Интернет», на котором размещена информация, а при невозможности его установить – хостинг-провайдер. Роскомнадзор не наделен полномочиями по осуществлению государственного контроля и надзора в сети «Интернет» в целях поиска и выявления противоправной информации. Роскомнадзор не является распространителем указанной в административном иске информации, не обрабатывает ее, не хранит, не предоставляет вычислительные мощности владельцу ресурса. Управление Роскомнадзора по Приморскому краю по данному делу должно иметь процессуальный статус заинтересованного лица. В то же время Управление Роскомнадзора по Приморскому краю полагает возможным признание указанной в административном иске информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации (л.д. 45-46, 47-48).
Поскольку представитель административного ответчика, надлежащим образом извещенный о времени и месте разбирательства дела, в судебное заседание не явился, его явка не является обязательной и не признана судом обязательной, суд, с учетом положений статьи 150 КАС РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя административного ответчика.
Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, давая оценку всем представленным доказательствам в их совокупности в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из содержания представленного в материалы дела акта проверки от 18.02.2019, составленного помощником Большекаменского межрайонного прокурора, при осуществлении мониторинга сети интернет установлено, что при использовании доступа к сети «Интернет» по адресам: https://vk.com/public26739405, https://vk.com/pacanskiy.okrug, размещена информация, оправдывающая противоправное поведение, распространяющая в молодежной субкультуре, ориентированную на внедрение в повседневную жизнь стиля общения и «законов» криминального мира (АУЕ-арестанско-ураганское единство) (л.д. 15-16).
В своем ответе № 2685-01/25 Управление Роскомнадзора по Приморскому краю сообщило административному истцу о том, что по состоянию на 25.02.2016 сайты по адресам: https://vk.com/public26739405, https://vk.com/pacanskiy.okrug не внесены в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (л.д. 11-12).
Согласно ответу начальника ОУУП и ПДН МО МВД России «Большекаменский» в ходе мониторинга сети «Интернет» установить владельца сайтов https://vk.com/public26739405, https://vk.com/pacanskiy.okrug не представилось возможным (л.д. 14).
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон о защите информации) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 9 Закона о защите информации установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (часть 6 статьи 10 Закона о защите информации).
В силу частей 1, 5 статьи 15 Закона о защите информации на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 15.1 Закона о защите информации в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – реестр).
Частью 2 статьи 15.1 Закона о защите информации установлено, что в реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
По смыслу пункта 2 части 5 статьи 15.1 Закона о защите информации основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, может являться вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с пунктом 9 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 №1101, при получении вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной Роскомнадзор обеспечивает исполнение такого судебного решения путем внесения в реестр соответствующих сведений.
Статьей 318 УК РФ установлена уголовная ответственность за применения насилия в отношении представителя власти, а статьей 319 УК РФ – за оскорбление представителя власти (сотрудника полиции).
Как указано в ст.4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
В силу п.3,5,6 ч.2 ст.5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; оправдывающая противоправное поведение; содержащая нецензурную брань.
В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", в местах, доступных для детей, предоставляется лицом, организующим доступ к сети "Интернет" в таких местах (за исключением операторов связи, оказывающих эти услуги связи на основании договоров об оказании услуг связи, заключенных в письменной форме), другим лицам при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Статьей 17 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что государства-участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что целью государственной политики в интересах детей является, в том числе, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации пропагандирующей криминальную субкультуру среди несовершеннолетних, побуждающую осуществлять насильственные действия по отношению к людям, нецензурной бранью, призывами к антиобщественным действиям, оправдывающие противоправное поведение.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования Большекаменского межрайонного прокурора являются законными и обоснованными, направленными на защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В целях защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц суд считает необходимым признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на сайтах с URL-адресами: https://vk.com/public26739405, https://vk.com/pacanskiy.okrug, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Большекаминского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной – удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на сайтах с URL-адресами: https://vk.com/public26739405, https://vk.com/pacanskiy.okrug, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 01.07.2019.
Судья С.А. Юлбарисова