№ 2а-3445/2018
64RS0047-01-2018-004168-26
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 ноября 2018 г. г. Саратов
Октябрьский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Долговой С.И.,
при секретаре судебного заседания Латфулиной Г.Ю.,
с участием помощника прокурора Кировского района г. Саратова Дзангиев А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кировского района г. Саратова к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области о признании информации запрещённой к распространению в Российской Федерации,
установил:
Прокурор Кировского района г. Саратова обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области о признании информации запрещённой к распространению в Российской Федерации, в обоснование которого указал, что прокуратурой Кировского района г. Саратова проведена проверка в сети Интернет, в ходе которой выявлены факты размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц на страницах <данные изъяты> запрещенной информации о незаконной реализации сертификатов о прохождении государственного тестирования по русскому языку как иностранному языку для иностранных граждан для приобретения гражданства Российской Федерации, патента на работу, приобретения временного разрешения на проживание в Российской Федерации. Истец указывает, что информация, размещенная на названном сайте, прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещенной к распространению. Как указано в иске, иной порядок ограничения доступа к данной информации и, соответственно, защиты прав граждан от такой информации не предусмотрен. Вход на указанный сайт и просмотр размещенной на нем информации является свободным, не требует предварительной регистрации и пароля. Ознакомиться с содержанием и копировать содержащуюся на данном сайте информацию может любой пользователь. Указанная информация распространяется бесплатно. Срок пользования не ограничен. Ограничения на передачу, копирование и распространение также отсутствует.
В связи с изложенным, административный истец просит суд признать информацию, размещенную на странице сайта с URL-адресом: «<данные изъяты> информацией распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Определением суда от 30.11.2018 г. принят от представителя административного истца Дзангиева А.И. отказ от административного искового заявления к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области о признании информации запрещённой к распространению в Российской Федерации в части признания информации, размещенной на сайте http://diploms-v-cheliabinske.com/sertifikat-o-vladenii-russkim.html запрещённой к распространению в Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Дзангиев А.И. поддержал административное исковое заявление, просил его удовлетворить, признать информацию, размещенную на страницах сайтов с URL-адресом:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Представитель административного ответчика Управления Роскомнадзора по <адрес>, не оспаривая факта размещения на спорных страницах сайтов указанной информации, просил рассмотреть дело без его участия.
Суд, выслушав мнение представителя административного истца, считает возможным рассмотреть спор в отсутствие административного ответчика в силу ст. 150 КАС РФ.
Выслушав пояснения представитель административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Согласно ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Положениями п.1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту - ФЗ от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ) установлено, что в РФ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством.
Пунктом 1 ст. 9 ФЗ от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ закреплено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц и безопасности государства.
На основании ст.ст. 9, 10, 15.1 Федерального закона РФ от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст. 5 Федерального закона РФ от 29.12.2010 г. №436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории РФ.
В силу ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Прием в гражданство Российской Федерации регламентирован ст. 13 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица: а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства; обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации; в) имеют законный источник средств к существованию; г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин; д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке регламентирован Указом Президента РФ от 14.11.2002 г. № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» (далее - Указ). В соответствии с п. 10 Указа, при приеме в гражданство Российской Федерации на основании части первой статьи 13 Федерального закона вместе с заявлением представляются в том числе: документ, подтверждающий его владение русским языком па уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды. Владение русским языком на указанном уровне подтверждается одним из следующих документов: документом установленного образца (его дубликатом), подтверждающим получение образования (не ниже основного общего образования) на территории государства, входившего в состав СССР, до 01.09.1991 г., либо документом об образовании (его дубликатом) или документом об образовании и о квалификации установленного образца (его дубликатом), подтверждающими получение образования на территории Российской Федерации после 1 сентября 1991 г.; сертификатом о прохождении государственного тестирования по русском} языку как иностранному языку (в объеме не ниже базового уровня владения русским языком), выданным на территории Российской Федерации или за рубежом организацией, осуществляющей образовательную деятельность (далее - образовательная организация), которая включена в определяемый Министерством образования и науки Российской Федерации перечень образовательных организаций, проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному языку. Порядок и критерии включения в указанный перечень образовательных организаций, проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному языку, форма и порядок проведения такого тестирования, уровни владения русским языком как иностранным языком и требования к ним, форма, порядок выдачи сертификата о прохождении государственного тестирования по русскому языку как иностранному языку и технические требования к сертификату утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации; документом об образовании, выданным на территории иностранного государства, в котором русский язык является одним из государственных языков (для граждан этого государства).
Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлен регламент получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
Для получения указанного разрешения, иностранный гражданин подает в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции кроме прочих документов, документ, подтверждающий владение данным иностранным гражданином русским языком, знание им истории России и основ законодательства Российской Федерации, в случаях, предусмотренных статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 15.1. Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», иностранный гражданин подтверждает владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации следующим образом: Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации и настоящей статьей, иностранный гражданин при обращении за получением разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу либо патента, указанного в статье 13.3 настоящего Федерального закона, обязан подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации одним из следующих документов: сертификатом о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации; документом государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до 01.09.1991 г.; документом об образовании и (или) о квалификации, выданным лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию на территории Российской Федерации с 01.09.1991 г.
Сертификат, указанный в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, выдается образовательными организациями на территории Российской Федерации либо за ее пределами, включенными в перечень образовательных организаций, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, иностранным гражданам, сдавшим указанный экзамен. Сведения о сертификатах, указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, вносятся выдавшими их образовательными организациями в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении».
Срок действия сертификата, указанного в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, составляет пять лет со дня его выдачи.Порядок и критерии включения образовательных организаций в перечень образовательных организаций, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, перечень таких организаций, форма и порядок проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, требования к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи указанного экзамена, а также технические требования, форма сертификата, указанного в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, и порядок его выдачи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Форма и порядок проведения государственного тестирования по русскому языку как иностранному языку утвержден Приказом Минобрнауки России от 18.06.2014 г. № 667 «Об утверждении формы и Порядка проведения государственного тестирования по русскому языку как иностранному языку» (далее - Приказ № 667).
В соответствии с Приказом № 667, тестирование проводится в целях определения уровня владения и степени сформированности у иностранного гражданина коммуникативной компетенции по русскому языку как иностранному языку в соответствии с уровнями владения русским языком как иностранным языком и требованиями к ним, утверждаемыми Министерством образования и науки Российской Федерации.
Тестирование проводится в устной и письменной формах, в том числе с использованием компьютерных и дистанционных технологий. Конкретная форма проведения тестирования определяется тестирующей организацией.
В случае, если тестирование проводится за пределами тестирующей организации, она вправе организовать тестирование в части приема документов, информационного обеспечения, консультирования иностранных граждан по вопросам проведения тестирования, подготовки иностранных граждан к проведению тестирования, а также обеспечение процедуры тестирования через иную организацию на основании соответствующего соглашения.
Для проведения тестирования тестирующая организация создает комиссии по проведению тестирования. Комиссии по проведению тестирования в составе председателя и членов комиссий численностью не менее трех человек формируются из числа педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, имеющих высшее образование по направлению подготовки «Филология» или «Лингвистика», осуществляющих подготовку по дополнительным образовательным программам в сфере обучения русскому языку как иностранному языку и имеющих опыт проведения тестирования по русском} языку как иностранному языку не менее 5 лет. С целью разрешения спорных вопросов, возникающих при оценивании результатов тестирования, тестирующая организация создает конфликтные комиссии. В состав конфликтных комиссий могут быть включены представители заинтересованных органов государственной власти, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, научных организаций, общественных и иных объединений. В конфликтные комиссии не могут быть включены члены комиссий по проведению тестирования. Расписание и продолжительность проведения тестирования определяются тестирующей организацией. Тестирование проводится по разделам «Грамматика, лексика», «Чтение», «Аудирование», «Письмо», «Говорение» в учебных кабинетах, оснащенных средствами осуществления записи на аудионосители и воспроизведения аудиозаписи. Указанные кабинеты должны быть изолированы от помещений, не использующихся для проведения тестирования. Количество рабочих мест в кабинетах должно обеспечивать эффективное и комфортное размещение участников тестирования, исходя из того, что для каждого участника тестирования должно быть выделено отдельное рабочее место.
При этом статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков, а также за использование заведомо подложного документа.
Перечисленными правовыми нормами установлен порядок предоставления государственной услуги по выдаче сертификатов о прохождении государственного тестирования по русскому языку как иностранному языку иностранным гражданам для приобретения гражданства Российской Федерации, вида на жительство, получения патента на трудовую деятельность. Нарушение данного порядка свидетельствует о выдаче либо поддельного документа, либо о совершении должностного преступления сотрудниками государственного органа по незаконной выдаче указанных сертификатов иностранному гражданину.
Согласно материалов интернет-сайтов под доменным именем: <данные изъяты> они содержат информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, доступ в сети Интернет является свободным (л.д. 11-14).
Согласно ч. 4 ст. 10 ФЗ от 27.11.2006 г. №149-ФЗ предусмотрено, что обладатель информации при осуществлении своих прав обязан соблюдать права и законные интересы иных лиц. Предусмотрено ч. 4 ст. 7 ФЗ от 27.11.2006 г. №149-ФЗ, что информация, размещаемая ее обладателями в сети Интернет в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства в соответствии со ст. 9 ФЗ от 27.11.2006 г. №149-ФЗ.
Согласно статье 15.1 ФЗ от 27.11.2006 г. №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в РФ запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено» (далее - реестр), в который включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено, а также сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационнотелекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено» основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие запрещенную информацию, являются как решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти так и вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной информацией.
В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.
Основанием для включения в реестр вышеуказанных сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в РФ запрещено (п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ).
Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 г. № 228.
В целях ограничения доступа к страницам Интернет-сайта: <данные изъяты> запрещенную информацию, необходимо внести данный сайт в реестр в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ. На момент проверки данный указатель страницы сайта, на котором размещена названная информация, в реестре отсутствует (http://eais.rkn.gov.ru ) (л.д. 11-14).
В соответствии с п. 5 ст. 15 ФЗ №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В ч. 6 ст. 10 ФЗ №149-ФЗ содержится запрет на распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
На страницах Интернет-сайта <данные изъяты> содержится запрещённая информация, доступ осуществляется свободно, сообщений о возрастных ограничениях не имеется.
В соответствии со ст. 15.1 ФЗ от 27.07.2006 г. №149-ФЗ в реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено, сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством РФ.
Основанием для включения в реестр сведений, является, в частности, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в РФ запрещено.
Согласно п. 4 Правил принятия уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационнотелекоммуникационной сети Интернет, распространение которых в РФ запрещено, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 г. № 1101, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении, в том числе информации, распространяемой посредством сети Интернет, решение о запрете к распространению которой на территории РФ принято уполномоченными органами или судом.
Поскольку информация, размещенная на названных сайтах, прямо не отнесена к информации, в отношений которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещенной к распространению. Иной порядок ограничения доступа к данной информации и, соответственно, защиты прав граждан от такой информации не предусмотрен.
Вход на указанный сайт и просмотр размещенной на нем информации является свободным, не требует предварительной регистрации и пароля. Ознакомиться с содержанием и копировать содержащуюся на данном сайте информацию может любой пользователь. Указанная информация распространяется бесплатно. Срок пользования не ограничен. Ограничения на передачу, копирование и распространение также отсутствует.
Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» подобной информации, нарушает права Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и об их удовлетворении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ URL-░░░░░░░:
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05.12.2018 ░.