РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Егорьевск Московской области 15 марта 2018 года
Егорьевский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Третьяковой Л. А., при секретаре судебного заседания Смирновой У.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Щербаковаа А.В. к Администрации городского округа Егорьевск Московской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство,
УСТАНОВИЛ:
Щербакову А.В. на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности земельный участок, К№№ площадью <данные изъяты> разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, категория земель: земли населенных пунктов, адрес участка: <адрес>. Право собственности на данный объект недвижимого имущества зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок в установленном законом порядке.
ДД.ММ.ГГГГ с целью строительства индивидуального жилого лома Щербаков А.В. обратился к административному ответчику с заявлением. № о выдаче разрешения на строительство.
ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ начальника управления градостроительной деятельности администрации городского округа Егорьевск Московской области, в соответствии с которым административным ответчиком было принято решение об отказе в выдаче разрешения. Данное решение об отказе мотивировано тем, что административным истцом не предоставлено заключение о проведении государственной историко-культурной экспертизы путем археологических натурных исследований.
Обращаясь в суд с иском, административный истец просит признать незаконным решение администрации городского округа Егорьевск Московской области об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с К№№, содержащееся в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ и обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление Щербакова А.В., принять решение по результатам рассмотрения его заявления в установленном законом порядке и сроки с обязательным учетом обстоятельств и выводов, содержащихся в решении суда по данному административному делу.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Сумкин М.Г. административный иск поддержал и пояснил, что оспариваемый отказ является незаконным и необоснованным, поскольку частью 9 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходим исчерпывающий перечень документов, указанный в данной статье Кодекса. Заключения о проведении государственной историко- культурной экспертизы путем археологических натурных исследований данной частью статьи 51 ГрК РФ не предусмотрено. Частью 10 указанной статьи ГрК РФ определено, что не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. Кроме того, одновременно с подачей заявления о выдаче разрешения на строительство, помимо градостроительного плана земельного участка и схемы планировочной организации участка административному ответчику по электронной почте было направлено обращение, в котором Щербаков А.В. просил при рассмотрении его заявления учитывать факт отсутствия законодательного требования для предоставления заключения о проведении государственной историко-культурной экспертизы путем археологических натурных исследований в связи с тем, что на принадлежащим ему на праве собственности земельном участке отсутствуют как объекты культурного наследия, так и какие-либо объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия; данный земельный участок не входит в какую-либо защитную зону культурного наследия, а также не расположен в границах территории достопримечательного места; категория земель данного участка — земли населенных пунктов, в то время как согласно статье 5 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-Ф3 (ред. от 2 -.07.2017) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко- культурного назначения, которые, в свою очередь, в соответствии с главой XYIII Земельного кодекса Российской Федерации, относятся к категории земель «земли особо охраняемых территорий». Однако административным ответчиком было принято решение об отказе в выдаче разрешения на строительство.
Представитель административного ответчика Администрации городского округа Егорьевск Московской области по доверенности Усиков И.Ю. иск не признал, пояснил, что согласно административному регламенту (<данные изъяты>), утвержденному распоряжением Минстроя Московской области от 18.08.2017 № 282, основанием для отказа в предоставлении Государственной услуги является несоответствие представленных документов ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством РФ. Истцом не представлено заключение о проведении государственной историко-культурной экспертизы путем археологических натурных исследований, которое подтвердило бы отсутствие объектов культурного наследия на указанном земельном участке.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
Частью 9 данной статьи ГрК РФ предусмотрено, что в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства;
4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 10.2 данной статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства включает в себя его описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства, цветовое решение его внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик такого объекта, а также описание иных характеристик такого объекта, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, включая его фасады и конфигурацию объекта.
Частями 10 и 10.1 статьи 51 ГрК РФ определено, что не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов; в случае, если строительство или реконструкция объекта капитального строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, к заявлению о выдаче разрешения на строительство может быть приложено заключение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, о соответствии предусмотренного пунктом 3 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса раздела проектной документации объекта капитального строительства или предусмотренного пунктом 4 части 9 настоящей статьи описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Согласно положениям части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).
Таким образом, исходя из положений статьи 51 ГрК РФ уполномоченный публичный орган местного самоуправления вправе отказать в выдаче разрешения на строительство только на основании правовых норм и при наличии обстоятельств, указанных в законе или ином нормативном правовом акте, принятом в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 59 Федерального закона от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" историческим поселением в целях настоящего Федерального закона являются включенные в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения (ч. 1).
Территорией исторического поселения является территория в границах соответствующего населенного пункта. Границы территории исторического поселения могут не совпадать с границами населенного пункта. Требования к определению границ территории исторического поселения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 8).
Приказом Министерства культуры Российской Федерации N 418 и Министерства регионального развития Российской Федерации N 339 от 29 июля 2010 "Об утверждении перечня исторических поселений" д. Назарово Егорьевского района не включена в перечень исторических поселений.
В соответствии с частью 9 статьи 60 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" региональный орган охраны объектов культурного наследия в течение двадцати пяти дней со дня поступления от застройщика, технического заказчика либо органа или организации, уполномоченных в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешений на строительство, предусмотренного пунктом 3 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации раздела проектной документации объекта капитального строительства или предусмотренного пунктом 4 части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства рассматривает указанные раздел проектной документации объекта капитального строительства или описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства и направляет соответственно застройщику, техническому заказчику, в орган или организацию, уполномоченные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешений на строительство, заключение о соответствии или несоответствии указанных раздела проектной документации объекта капитального строительства или описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения.
В соответствии с пунктом 7 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года N 972, разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия включается в соответствующие федеральные и региональные целевые программы. Организовывают разработку проектов зон охраны в отношении объектов по переданным полномочиям органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что спорный земельный участок не входит в какую-либо защитную зону культурного наследия, а также не расположен в границах территории достопримечательного места. Категория земель данного участка — земли населенных пунктов, в то время как согласно статье 5 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-Ф3 (ред. от 2 -.07.2017) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко- культурного назначения, которые, в свою очередь, в соответствии с главой XYIII Земельного кодекса Российской Федерации, относятся к категории земель «земли особо охраняемых территорий».
Судом установлено, что отсутствуют доказательства того, что строительство истцом объекта индивидуального жилищного строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Суду ответчиком не представлено доказательств, что строительство индивидуального жилого дома не соответствует основному виду разрешенного использования указанного земельного участка и его месторасположение входит в защитную зону объектов культурного наследия. Не представлено доказательств также, что установлены границы территории и предмет охраны в качестве исторического поселения <адрес>, а также требования к градостроительным регламентам в границах данного поселения. Учитывая, что не имеется доказательств наличия утвержденной для <адрес> документации в отношении исторического поселения, не имеется предмета для выдачи заключений.
В соответствии с п. 5 ст. 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам.
В силу абз 3 ст. 30 Закона № 73-ФЗ объектами историко-культурной экспертизы являются, в частности, земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия;
Административным ответчиком не представлено доказательств того, что орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.
Исходя из установленных по делу обстоятельств и приведенного законодательства, суд приходит к выводу о том, что у администрации городского округа Егорьевск отсутствовали основания для отказа Щербакову А.В. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, поскольку при отсутствии утвержденной документации в отношении исторического поселения, зон охраны объектов культурного наследия требование о предоставлении заключения о проведении государственной историко-культурной экспертизы путем археологических натурных исследований при выдаче разрешения на строительство являлось необоснованным.
Таким образом, основываясь на обстоятельствах, установленных по делу, имеющихся в деле доказательствах, суд приходит к выводу о непредоставлении административным ответчиком достаточных доказательств, подтверждающих наличие законных оснований для отказа в выдаче Щербакову А.В. разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 -180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации городского округа Егорьевск Московской области об отказе Щербакову А.В. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с №, содержащееся в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ, и обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление Щербакова А.В. и принять решение в установленные законом сроки.
Обязать администрацию городского округа Егорьевск Московской области сообщить об исполнении решения по данному административному делу в суд и Щербакову А.В. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца через Егорьевский городской суд.
Судья Третьякова Л.А.