Решение по делу № 33-15437/2022 от 16.09.2022

УИД 16RS0032-01-2022-000057-62

дело №2- 2917/2022

№33-15437/2022

учёт № 027г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 октября 2022 г.    г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Габидуллиной А.Г.,

судей Абдуллиной Г.А. и Шакировой З.И.,

при ведении протокола помощником судьи Хамитовой А.Ф.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Шакировой З.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства образования и науки Республики Татарстан на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 14 июля 2022 г., которым постановлено:

исковые требования удовлетворить.

Обязать Министерство образования и науки Республики Татарстан предоставить Гурьянову В.В., паспорт серия ...., благоустроенное жилое помещение на основании договора найма специализированного жилого помещения в соответствии с Законом Республики Татарстан от 12 января 2013 г. № 8-ЗРТ, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 312 от 4 мая 2013 г.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Гурьянова В.В., прокурора Закиева Л.А., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Тюлячинского Республики Татарстан в интересах Гурьянова В.В., <дата>, обратился в суд с заявлением о возложении на Министерство образования и науки Республики Татарстан (далее также Министерство) предоставить Гурьянову В.В. жилое помещение специализированного типа.

Заявление мотивировано тем, что решением жилищной комиссии при Министерстве образования и науки Республики Татарстан от 18 мая 2018 г. № 145 Гурьянов В.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда с 26 апреля 2018 г.; зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>. До настоящего времени жилым помещением не обеспечен.

Судом принято решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе Министерство ставит вопрос об отмене решения суда. Полагает, что дело рассмотрено с нарушением норм процессуального права, поскольку подобные заявления рассматриваются в порядке административного судопроизводства. Кроме того, по утверждению подателя жалобы, Гурьянов В.В. с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда в Министерство не обращался.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции Министерство явку представителя не обеспечило.

Апелляционная жалоба на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса

Российской Федерации рассмотрена в отсутствие представителя ответчика.

Судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений но договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи.

Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в Республике Татарстан регулируются Законом от 12 января 2013 г. № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в ст. 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» (далее — Закон Республики Татарстан от 12 января 2013 г. № 8-ЗРТ).

Согласно ст. 2, 3 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 г. № 8-ЗРТ дети- сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых однократно подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан (далее - уполномоченный орган) по месту жительства, а в случае невозможности определения их постоянного места жительства - по месту пребывания указанных лиц в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, создаваемых в установленном законодательством порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В случае отсутствия на момент предоставления жилого помещения детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда по месту их жительства в границе соответствующего населенного пункта указанным лицам с их согласия предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда в другом населенном пункте в границах Республики Татарстан.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, решением Министерства от 18 мая 2018 года № 145 Гурьянов В.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости от 28 января 2022 г. и 21 октября 2022 г. видно, что у Гурьянова В.В. отсутствует в собственности недвижимое имущество.

Принимая решение об удовлетворении иска в части возложения на ответчика обязанности предоставить Гурьянову В.В. специализированное жилое помещение, суд обоснованно исходил из того, что решением Министерства от 18 мая 2018 г. он включен в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, объективно нуждается в предоставлении жилья, а гарантированное законом право на жилое помещение не реализовано.

Довод апелляционной жалобы о допущенном судом нарушении норм процессуального права судебная коллегия отклоняет.

Федеральным законодателем произведено разграничение видов судопроизводства, среди которых обособлено производство по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, и сопряженным исключительно с публично-властной деятельностью государственных органов, должностных лиц, организаций, наделенных публично-властными полномочиями.

Вопрос о принятии административного искового заявления к производству суда рассматривается судьей единолично в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд, если иной срок не предусмотрен кодексом (ч. 1 ст. 127 Кодекса об административном судопроизводстве).

Исковое заявление, поданное в порядке гражданского судопроизводства, также рассматривается единолично судьей, который в течение пяти дней со дня его поступления в суд обязан рассмотреть вопрос о его принятии к производству суда путем вынесения соответствующего определения (ст. 133 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Именно на стадии принятия заявления к производству суда определяется характер спорных правоотношений и процессуальный закон, подлежащий применению, поскольку от этого зависят правила судопроизводства, в том числе распределение между сторонами судебного процесса бремени доказывания.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 11 ноября 2014 г. № 28-П, институциональные и процедурные условия осуществления права на доступ к механизмам правосудия должны не только предотвращать неоправданные задержки при рассмотрении дел, но и отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения.

Таким образом, вид применимого судопроизводства (административное или гражданское) определяет суд.

Заявление прокурора, действующего в интересах Гурьянова В.В., правомерно принято к рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку прокурором не оспаривалось действие или бездействие Министерства, а ставился вопрос относительно обеспечения Гурьянова В.В., как лица из числа детей-сирот и детей, жилым помещением.

Довод апелляционной жалобы о том, что требования не подлежали удовлетворению, поскольку с заявлением о предоставлении жилого помещения Гурьянов В.В. к ответчику не обращался, признается несостоятельным.

В обоснование данного довода Министерство ссылается на положения ст. 3 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 г. № 8-ЗРТ, согласно которой жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются лицам, указанным в ч. 1 ст. 1 данного Закона, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Между тем в такой редакции указанная норма, регламентирующая порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действует с 1 марта 2019 г., тогда как Гурьянов В.В. включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на основании решения Министерства образования и науки Республики Татарстан от 18 мая 2018 г.

В связи с тем, что иных доводов, влияющих на обоснованность судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, не может быть отменено или изменено правильное решение суда.

Руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328,. ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Вахитовского районного суда г. Казани от 14 июля 2022 г. по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства образования и науки Республики Татарстан - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 1 ноября 2022 г.

Председательствующий

Судьи

33-15437/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Закиев Л.А.
Гурьянов Владислав Вячеславович
Прокурор Тюлячинского района РТ
Ответчики
Министерство образования и науки РТ
Другие
Министерство земельных и имущественных отношений
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Шакирова Зульфия Ингеловна
Дело на сайте суда
vs.tat.sudrf.ru
16.09.2022Передача дела судье
24.10.2022Судебное заседание
06.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.11.2022Передано в экспедицию
24.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее