Решение по делу № 2а-923/2021 от 15.03.2021

Дело № 2а-923/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград                            23 апреля 2021 года

Ворошиловский районный суд г. Волгограда

в составе: председательствующего судьи Болохоновой Т.Ю.

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Волгоградской области к Новоторжину Сергею Владимировичу о взыскании недоимки по транспортному налогу,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция ФНС России № 10 по Волгоградской области обратилась в суд с административным иском о взыскании с Новоторжина С.В. недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 2 876 рублей по требованию от ДД.ММ.ГГГГ.

Свои требования мотивирует тем, что Новоторжин С.В., имея в собственности автомобили марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный номер регион и марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный регион, не исполнил установленную законом обязанность по уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год, в том числе в соответствии с налоговым уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ, что повлекло выставление должнику требования от ДД.ММ.ГГГГ. В установленный в требовании срок соответствующие денежные суммы в бюджет не поступили, что послужило основанием для обращения налогового органа за вынесением судебного приказа на взыскание недоимки по транспортному налогу и пени. Вынесенный мировым судьей судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ о взыскании с Новоторжина С.В. задолженности определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ был отменен в связи с поступлением возражений от должника, что послужило основанием для предъявления настоящего административного иска в районный суд.

Административный ответчик, будучи уведомленным ДД.ММ.ГГГГ о сути предъявленного налоговым органом административного иска, ДД.ММ.ГГГГ представил в материалы дела письменное возражение на административный иск, в котором просит в удовлетворении заявленных требований отказать ввиду пропуска налоговым органом срок на обращение в суд, учесть, что об уважительности причин пропуска срока налоговым органом не заявлено, оснований для восстановлении данного срока нет.

При этом возражений относительно применения судом упрощенного (письменного) порядка судопроизводства до истечения десятидневного срока со дня получения им копии определения суда о принятии административного искового заявления к производству суда и подготовке административного дела к судебному разбирательству Новоторжин С.В. не представил.

В соответствии с определением суда от ДД.ММ.ГГГГ суд определил рассмотрение настоящего дела в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса, без проведения судебного заседания и вызова сторон.

Изучив материалы дела, суд находит требования административного истца необоснованными и неподлежащими удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).

Публичная обязанность уплаты каждым законно установленных налогов прямо предусмотрена ст. 57 Конституции РФ и закреплена в ст. 3 НК РФ, в силу которой законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Налоги являются составной частью доходов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ, поэтому неуплата налогов в бюджет нарушает права государства или муниципального образования на формирование соответствующего бюджета, за счет которого исполняются публичные обязанности государства или муниципального образования, возложенные на них Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными актами.

В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога (п. 2 ст. 44 НК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога у налогоплательщика возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Порядок направления налогового уведомления предусмотрен ст. 52 НК РФ, согласно которой, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее ДД.ММ.ГГГГ дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога.

Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

При этом п. 1 ст. 70 НК предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

При уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 2 ст. 57 НК РФ).

В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком-физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, пеней), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества и наличных денежных средств данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

    Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, пеней, превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, пеней, не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (п. 2).

    Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

    По смыслу ст. 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Признание физических и юридических лиц плательщиками транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступивших в налоговые органы в порядке, предусмотренном ст. 362 НК РФ, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.

Таким образом, в силу действующего законодательства возникновение обязанности по уплате транспортного налога обусловлена фактом регистрации транспортного средства на то или иное лицо, а не сроком фактического обладания таким имуществом.

Ставки, льготы, порядок и сроки уплаты транспортного налога, обязательного к уплате на территории <адрес>, установлены <адрес> «О транспортном налоге» от ДД.ММ.ГГГГ -ОД.

Согласно ст. 363 НК РФ транспортный налог для физических лиц подлежат уплате налогоплательщиками в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления.

    Как следует из административного искового заявления, Новоторжин С.В., являясь плательщиком транспортного налога, не выполнил установленную законом обязанность по уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год, что повлекло образование недоимки.

    Согласно утверждению налогового органа, в органах ГИБДД МВД России за Новоторжиным С.В. в указанный период значились зарегистрированными на праве собственности следующие транспортные средства:

- автомобиль марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный номер ;

- автомобиль марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный регион.

В ДД.ММ.ГГГГ года налоговый орган направил административному ответчику налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, в котором предложил в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ уплатить транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 3 581 рублей за вышеуказанные автомобили, а именно: 2 468 рублей – за автомобиль марки «<данные изъяты>» и 1 113 рублей за автомобиль марки «<данные изъяты>».

В установленный срок обязанность по уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год Новоторжиным С.В. исполнена не была, в связи с чем налоговый орган выставил ему требование от ДД.ММ.ГГГГ о погашении в срок до ДД.ММ.ГГГГ недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 3 581 рублей и уплате пени.

Новоторжин С.В. настоящее требование проигнорировал и недоимку по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год до истечения установленного срока не погасил, что послужило основанием для обращения в ДД.ММ.ГГГГ года налогового органа за вынесением судебного приказа на взыскание недоимки.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с Новоторжина С.В. в пользу Межрайонной ИФНС России № 10 Волгоградской области была взыскана вышеуказанная недоимка в составе иной суммарной задолженности.

Однако определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ настоящий судебный приказ отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения, что послужило основанием для предъявления ДД.ММ.ГГГГ настоящего административного иска в Ворошиловский районный суд г. Волгограда.

    Не усматривая необходимых и достаточных оснований для удовлетворения заявленных требований и отказывая в удовлетворении административного иска, суд исходит из того, что в настоящем случае налоговым органом нарушены срок и порядок обращения за взысканием недоимки по налогу.

Как установлено и следует из оценки представленных в материалы дела доказательств, административным истцом пропущен срок на обращение с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание недоимки, который истек ДД.ММ.ГГГГ, тогда как соответствующее обращение к мировому судьей последовало лишь в ДД.ММ.ГГГГ года, то есть по истечении более <данные изъяты> лет.

Сведений о наличии объективных препятствий к реализации права на взыскание с Новоторжина С.В. возникшей налоговой недоимки в приказном порядке в пределах установленного ст. 48 НК РФ срока налоговым органом суду не представлено и о восстановлении пропущенного срока им не заявлялось.

Указанное не позволяет признать соблюденными Межрайонной инспекцией ФНС России № 10 по Волгоградской области установленные законом порядок и сроки удержания налоговой недоимки в судебном порядке, что не может быть восполнено на данной стадии судебного разбирательства.

В соответствии со ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

При таких обстоятельствах, исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, объективно свидетельствующих о несоблюдении административным истцом установленного законом срока для обращения в суд с настоящими требованиями, в удовлетворении требований Межрайонной инспекции ФНС России № 10 по Волгоградской области в полном объеме надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 143, 175-180, 290, 293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

    

В удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 Волгоградской области к Новоторжину Сергею Владимировичу о взыскании недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 2 876 рублей по требованию от ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий      Т.Ю. Болохонова

2а-923/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИФНС России №10 по Волгоградской области
Ответчики
Новоторжин Сергей Владимирович
Суд
Ворошиловский районный суд г. Волгоград
Судья
Болохонова Татьяна Юрьевна
Дело на странице суда
vor.vol.sudrf.ru
15.03.2021Регистрация административного искового заявления
16.03.2021Передача материалов судье
18.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
18.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2021Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
23.04.2021Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
23.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.06.2021Дело оформлено
28.07.2021Дело передано в архив
23.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее