Судья: Крат Е.С. Дело №33а-5136/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 мая 2020 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Москаленко Ю.М.,
судей: Богатых О.П., Авиловой Е.О.,
при секретаре Дроздовой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Филиппова И.В. к ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, начальнику ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Колычеву М.А. об оспаривании решения, по апелляционной жалобе Филиппова И.В. на решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 16 января 2020 г.
Заслушав доклад судьи Богатых О.П., судебная коллегия по административным делам
установила:
Филиппов И.В. обратился в суд с административным иском к ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, начальнику ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Колычеву М.А. о признании незаконным решения от 23.08.2019 № 103 об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма, обязании принять решение о постановке Филиппова И.В. и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований указано, что капитан запаса Филиппов И.В. являлся военнослужащим с 08.08.1983 по 14.08.1998, календарная выслуга лет составила 14 лет 10 месяцев, льготная - 24 года 8 месяцев. Уволен в запас приказом командующего 4 Армией ВВС и ПВО от 22.06.1998 № 013, приказ командира в/ч 11731 №153 от 14.08.1998 по статье 51, п.2 пп. «А» (в связи с организационно-штатными мероприятиями).
Отделом военного комиссариата Ростовской области по Морозовскому и Милютинскому районам Филиппову И.В. выдана справка от 14.12.2012 № 891 о том, что он действительно состоит на учёте в указанном отделе.
19.01.1995 Исполнительным комитетом Волгоградской квартирно-эксплуатационной части района Филиппову И.В. выдан ордер на жилое помещение №77 на семью из 3 человек: Филиппов И.В., Филиппова Е. В., Филиппов Р.И., на право занятия жилого помещения размером 30,20 кв.м жилой площади, состоящего из 2-х комнат в квартире по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Основание выдачи ордера - решение жилищной комиссии в/ч 11731 от 30.09.1994 №7.
14.06.2014 между сыном административного истца - Филипповым Р.И. и Осяк Т.И. (после заключения брака присвоена фамилия Филиппова) заключён брак, родилось трое детей: ФИО20 - ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, ФИО21 - ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, ФИО1 - ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, которые проживают совместно с Филипповым И.В. в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
В связи с изменением состава семьи, Филиппов И.В. обратился в Министерство обороны Российской Федерации Федеральное государственное казённое Учреждение «Южное региональное Управление жилищного обеспечения» с заявлением о заключении дополнительного соглашения к ордеру на жилое помещение №77, выданного 19.01.1995, расположенное по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН или выдаче нового договора.
Письмом от 20.04.2018 Филиппову И.В. был дан ответ об отказе в заключение дополнительного соглашения или выдаче нового договора, в связи с чем, 14.05.2019 Филиппов И.В. обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении жилищной субсидии.
Оспариваемым решением от 23.08.2019 №103 заявителю отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Ссылаясь на то, что решение ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» от 23.08.2019 № 103 является незаконным и нарушает права административного истца и членов его семьи на обеспечение жилым помещением, Филиппов И.В. обратился в суд с настоящим иском.
Определением Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 18.12.2019 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Филиппов Р.И., Филиппова Т.И., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО9, ФИО10, ФИО11
Решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 16 января 2020г. административное исковое заявление Филиппова И.В. оставлено без удовлетворения.
Филиппов И.В. не согласился с решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 16.01.2020 и подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос о его отмене как незаконного и необоснованного, вынесенного с существенным нарушением норм материального права.
Заявитель жалобы полагает, что суд первой инстанции дал неверную оценку представленным доказательствам, неправильно применил закон, не выяснил обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, а также не принял во внимание разъяснения Верховного Суда Российской Федерации по аналогичным делам.
В жалобе указано на то, что отказывая административному истцу в удовлетворении заявленных требований, суд руководствовался наличием у Филиппова И.В. жилого помещения, которым он был обеспечен на время прохождения военной службы, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (военный городок № 8 МО Российской Федерации), а также тем, что он занимает его по сегодняшний день, что, по мнению суда первой инстанции, свидетельствует об исполнении Министерством обороны Российской Федерации обязательств перед истцом по предоставлению ему в собственность жилого помещения согласно Федеральному закону от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ. Однако данное помещение является ведомственным (служебным) и состоит на балансе Министерства обороны Российской Федерации. При этом, наличие у административного истца служебного жилья не является основанием для отказа в признании его нуждающимся в получении жилья по договору социального найма и постановке на соответствующий учет при увольнении со службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Филиппов И.В. имеет необходимую выслугу лет и является ветераном боевых действий, законодательство Российской Федерации предусматривает военнослужащему, уволенному в запас, предоставление жилья в собственность по избранному месту жительства, а не передачу служебной квартиры. Реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 01.01.1998, осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении с военной службы или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства, на что и указывает Верховный Суд Российской Федерации в определении № 73-КГ 18-3 от 27.06.2018.
В судебном заседании апелляционной инстанции административный истец Филиппов И.В., заинтересованные лица Филиппов Р.И., Филиппова Т.И., действующая в своих интересах в интересах несовершеннолетних Филиппова И.Р., Филипповой К.Р., Филиппова Р.Р., доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административных ответчиков: ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, начальника ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Колычева М.А. – Сопова Ю.С. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Дело рассмотрено в порядке ст.150 КАС Российской Федерации в отсутствие административного ответчика - начальника ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Колычева М.А., извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по административным делам не находит оснований, предусмотренных ст.310 КАС Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что требования Филиппова И.В. являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается.
Анализ положений ст.ст. 218, 227 КАС Российской Федерации приводит к выводу о том, что признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженном с нарушением прав и законных интересов граждан.
В соответствии со ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 01.01.1998 (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
В соответствии с п.2 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. При этом лицо, уволенное с военной службы, утрачивает статус военнослужащего с момента исключения из списков личного состава воинской части (учреждения) (п. 4 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 №1237).
В настоящее время признание военнослужащих, имеющих в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, осуществляется в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений». В соответствии с п. 1 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 №1280, на учет принимаются военнослужащие, проходящие действительную военную службу.
Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно выписке из приказа командира в/ч 11731 от 14.08.1998 капитан Филиппов И.В., досрочно уволенный приказом командующего 4 армией ВВС и ПВС №013 от 22.06.1998 с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями с 14.08.1998, исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения с указанной даты.
Общая продолжительность военной службы Филиппова И.В. в Вооруженных Силах Российской Федерации в календарном исчислении составляла 15 лет.
Согласно документам, представленным Филипповым И.В., он в период прохождения военной службы был обеспечен жилым помещением, расположенным по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, общей площадью 50, 55 кв.м., жилой площадью 30,20 кв.м. Данное жилое помещение было предоставлено Филиппову И.В. на состав семьи 3 человека (сам военнослужащий, супруга ФИО22 и сын Филиппов Р.И.) Волгоградской КЭЧ района на основании ордера на жилое помещение от 19.01.1995.
В соответствии с решением Морозовского районного суда Ростовской области от 16.04.2015, вступившим в законную силу 19.05.2015, за Филипповым И.В. признано право собственности на двухкомнатную квартиру, общей площадью 50,6 кв.м., жилой площадью 30,2 кв.м., расположенную по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Исходя из вышеизложенного, Филиппов И.В. перед увольнением с военной службы был обеспечен жилым помещением как военнослужащий на состав семьи 3 человека, которое было им приватизировано в судебном порядке после увольнения с военной службы.
Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации исполнило свои обязанности по обеспечению военнослужащего Филиппова И.В. жилым помещением. Изменение состава семьи его сына после увольнения Филиппова И.В. с военной службы не может порождать права на повторное обеспечение Филиппова И.В. жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации.
Члены семьи военнослужащего не являются самостоятельными субъектами жилищных правоотношений в Министерстве обороны Российской Федерации. Право членов семьи военнослужащего быть обеспеченными жильем от Министерства обороны Российской Федерации является производным от такого права самого военнослужащего и отсутствие права на обеспечение жилым помещением от военного ведомства самого военнослужащего не порождает такого право у членов его семьи.
Как выше указывалось, Филиппов И.В. утратил статус военнослужащего с 14.08.1998 и в настоящее время является гражданином, уволенным с военной службы, который в период прохождения военной службы был обеспечен жилым помещением от военного ведомства в установленном порядке, за которым признано право собственности на вышеуказанное жилое помещение.
С учетом данных обстоятельств и вышеуказанных законоположений, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое административным истцом решение ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 23.08.2019 № 103 является законным и обоснованным.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неправомерно в основу своего решения положил выводы о наличии у Филиппова И.В. жилого помещения, которым он был обеспечен во время прохождения военной службы, подлежит отклонению как направленный на неправильное толкование норм материального права.
Принимая во внимание то обстоятельство, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 16 января 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Филиппова И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: