УИД 24RS0053-01-2018-000313-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июня 2019 г. с. Тюхтет
Тюхтетский районный суд Красноярского края под председательством судьи Викторовой Ю.В.,
при секретаре Высоцкой Е.М.,
с участием представителя истца Ивановой Л.Х.,
представителя ответчика Люторович Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кудрицкой Т.А. к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Тюхтетская районная больница» об исключении пунктов о должностных обязанностей из трудового договора, должностной инструкции, компенсации морального вреда,
установил:
Кудрицкая Т.А. обратилась в суд с иском к ответчику, в котором, ссылаясь на незаконность вменения работодателем ей как уборщику служебных помещений трудовой функции санитарки, а так же на нарушение её трудовых прав, с учётом уточнения исковых требований просила суд обязать ответчика исключить из её трудового договора от 29.09.2017 п. 2.7.1 в части приготовления дезинфицирующих растворов, используемых для уборки помещений, дезинфекции согласно инструкции, п. 2.7.2 в части обеспечения и проведения уборки палат, п. 2.11, п. 2.13 в части осуществления сбора медицинских отходов, п. 2.19 в части смены белья, получения у кастелянши, хранения и использования посуды, п. 2.20, 2.21, 2.23, исключить из должностной инструкции уборщика производственных и служебных помещений, утверждённой 20.09.2017 п. 2.7.1 в части приготовления дезинфицирующих растворов, используемых для уборки помещений, дезинфекции согласно инструкции, п. 2.7.2 в части обеспечения и проведения уборки палат, п. 2.11, п. 2.13 в части осуществления сбора медицинских отходов, п. 2.19 в части смены белья, получения у кастелянши, хранения и использования посуды, п. 2.20, 2.21, 2.23, взыскать с ответчика в счёт компенсации морального вреда 10000 рублей.
В судебное заседание истец не явилась, направив своего представителя, которая исковые требования с учётом их уточнения поддержала полностью, сославшись на вменение истцу обязанностей, не свойственных должности уборщика служебных помещений, что нарушает трудовые права истца.
Представитель ответчика иск не признала полностью, указав, что должности санитарок были сокращены, истец была переведена с её согласия на должность уборщика служебных и производственных помещений с определением должностных обязанностей, которые были включены в трудовой договор и должностную инструкцию уборщика производственных и служебных помещений стационара от 20.09.2017 №.
Выслушав стороны, исследовав представленные сторонами доказательства и другие материалы дела, суд находит исковые требования истца подлежащими в части, исходя из следующего.
Согласно ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации под трудовым договором понимается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определённую этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В силу положений ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются условия, в числе которых трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).
Как установлено судом, истец, осуществляя свою трудовую деятельность по основному месту работы в КГБУ «Тюхтетская районная больница», была переведена с должности санитарки на должность уборщика служебных помещений хирургического отделения больницы на основании приказа от 29.09.2017 №, трудовой договор №, содержащий трудовые обязанности истца по должности уборщика производственных и служебных помещений между сторонами настоящего спора был заключён и подписан 29.09.2017, должностная инструкция уборщика производственных и служебных помещений стационара № была утверждена 20.09.2017, согласно данным листа ознакомления истец была ознакомлена с указанной должностной инструкцией 29.09.2017.
Должностная инструкция уборщика производственных и служебных помещений стационара, утверждённая 20.09.2017, разработана для всех работников по должности уборщика производственных и служебных помещений в КГБУЗ «Тюхтетская районная больница» и не является персональной для истца.
Истцом оспариваются дублирующие друг друга и изложенные в трудовом договоре и должностной инструкции пункты, определяющие её функциональные обязанности по занимаемой должности со ссылкой на то, что часть вменённых ей обязанностей свойственны должности санитарки, а не должности уборщика служебных и производственных помещений.
В соответствии со ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника, а профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.
Согласно положениям ст. 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации, если названным Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определённой трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с вышеприведённой частью настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учётом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Согласно ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации, если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определённым должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Таким образом, требования Квалификационного справочника и Профессионального стандарта к уборщику обязательны для работодателя, если по данным должностям предусмотрено предоставление компенсаций, льгот или ограничений. Если же дополнительные гарантии не установлены, то квалификационные требования носят рекомендательный характер.
Характер выполняемых работ по отдельным профессиям рабочих определён Тарифно-квалификационными характеристиками по общеотраслевым профессиям рабочих, в которые приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.10.2005 № 648 внесены изменения, в силу которых из тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих тарифно-квалификационная характеристика профессии «Уборщик производственных и служебных помещений» 1 - 2 разрядов исключена, указанные тарифно-квалификационные характеристики дополнены тарифно-квалификационными характеристиками профессий «Уборщик производственных помещений» 2 разряда и «Уборщик служебных помещений» 1 разряда.
При этом в характеристику работы профессии «Уборщик служебных помещений» входит: уборка холлов, вестибюлей, коридоров, лестничных клеток служебных и других помещений общественных и административных зданий; удаление пыли с мебели, ковровых изделий; подметание и мытьё вручную или с помощью машин и приспособлений стен, полов, лестниц, окон; влажное подметание и мытьё лестничных площадок, маршей, мест перед загрузочными клапанами мусоропровода; удаление пыли с потолка, влажная протирка стен, дверей, плафонов, подоконников, оконных решёток, перил, чердачных лестниц, подметание и мытьё площадки перед входом в подъезд; мытьё пола, влажная уборка стен, дверей, потолков, плафонов кабины лифта; сбор и перемещение мусора в установленное место: чистка и дезинфицирование санитарно-технического оборудования в местах общего пользования; получение моющих и дезинфицирующих средств, инвентаря и обтирочного материала.
Рабочий по указанной профессии должен знать: правила санитарии и гигиены по содержанию убираемых помещений; устройство и правила эксплуатации обслуживаемого оборудования и приспособлений; правила уборки; назначение и концентрацию дезинфицирующих и моющих средств; правила эксплуатации санитарно-технического оборудования.
Трудовые функции санитарки содержатся в Профессиональном стандарте «Младший медицинский персонал», утверждённом приказом Минтруда России от 12.01.2016 № 2н, в который включены две обобщённые трудовые функции: санитарное содержание палат, специализированных кабинетов, перемещение материальных объектов и медицинских отходов, уход за телом умершего человека и оказание медицинских услуг по уходу.
При этом первая обобщённая функция включает три трудовые функции: перемещение и транспортировка материальных объектов и медицинских отходов; санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря; уход за телом умершего человека, а вторая обобщённая функция включает только одну трудовую функцию - профессиональный уход за пациентом.
В соответствии с указанным Стандартом первую обобщённую трудовую функцию может выполнять работник, занимающий должность «санитар», вторую - должность «младшая медицинская сестра по уходу за больными».
Таким образом, уборщику служебных помещений, не относящемуся к младшему медицинскому персоналу, не могут быть вменены не свойственные указанной должности (профессии) трудовые функции.
Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.02.2018 № 16-3/10/2-705 «О переводе младшего медицинского персонала в уборщики служебных помещений» трудовая функция уборщика служебных помещений должна содержать исключительно обязанности по уборке вестибюлей, коридоров, лестничных проёмов и другие обязанности, предусмотренные для данной профессии в тарифно-квалификационных характеристиках по общеотраслевым профессиям рабочих.
При анализе вышеуказанных трудовых функций уборщика служебных помещений и санитарки медицинской организации суд приходит к выводу о том, что из трудового договора истца и должностной инструкции подлежат исключению аналогичные друг другу: в п. 2.7.1 в части выполнения обязанности приготавливать дезинфицирующие растворы, используемые при уборке помещений, дезинфекции согласно инструкции, поскольку как следует из пояснений представителя ответчика в медицинском учреждении имеется должность дезинфектора, а п. 2.7.6 трудового договора и указанной должностной инструкции содержит обязанность истца получать и приготавливать дезинфицирующие растворы, используемые при уборке помещений; п. 2.11 об обязанности истца следить за сохранностью имущества, поскольку из буквального толкования пункта невозможно определить индивидуально-определённое имущество, подлежащее охране уборщиком; в п. 2.13 в части обязанности осуществлять сбор медицинских отходов в местах их первичного образования в общих помещениях, санитарных узлах и туалетных комнатах; в п. 2.19 в части обязанности смены белья по мере необходимости и получения у кастелянши посуды, обеспечение её правильного хранения и использования; п. 2.21 о доставке биологических материалов в клинико-диагностическую лабораторию; п. 2.23 об оказании помощи больным при приёме гигиенической ванны, при раздевании и одевании.
Доводы истца об исключении из её трудового договора и должностной инструкции уборщика обязанности обеспечивать и проводить текущую уборку палат, что изложено в п. 2.7.2 указанных документов, а так же уборку прикроватных столиков у лежачих больных после каждого приёма пищи, что изложено в п. 2.20 указанных документов, суд находит несостоятельными, поскольку из смысла характеристики работы по профессии «Уборщик служебных помещений» в его трудовые функции входит уборка любых помещений общественных и административных зданий, удаление пыли с мебели, что по своему существу, исходя из специфики медицинского учреждения, не требует наличия специального образования, предъявляемого к должности «санитарка» а сами указанные трудовые функции не могут быть признаны несвойственными должности уборщика служебных помещений.
При указанных обстоятельствах требования истца в указанной части подлежит частичному удовлетворению.
При разрешении судом требования о компенсации истцу морального вреда в связи с нарушением её трудовых прав суд исходит из следующего.
Согласно положениям ст.ст. 21, 237 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на компенсацию морального вреда в порядке, установленном названным Кодексом, иными федеральными законами, при этом моральный вред, причинённый работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых судом в случае возникновения спора.
Учитывая, что Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда при нарушении трудовых прав работников, суд полагает установленным факт нарушения ответчиком прав истца, выразившегося во вменении работнику несвойственных его должности трудовых функций.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела с учётом объёма и характера причинённых истцу нравственных страданий, степени вины ответчика, а также требований разумности и справедливости, на основании чего суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца в счёт компенсации морального вреда 1000 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобождена в силу закона, в размере, установленном п. 1 ч. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации за два самостоятельных требования неимущественного характера.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Кудрицкой Т.А. к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Тюхтетская районная больница» удовлетворить частично.
Обязать краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Тюхтетская районная больница» исключить:
п. 2.7.1 трудового договора от 29.09.2017 №, п. 2.7.1 должностной инструкции уборщика производственных и служебных помещений стационара от 20.09.2017 № об обязанности приготавливать дезинфицирующие растворы, используемые при уборке помещений, дезинфекции согласно инструкции,
п. 2.11 трудового договора от 29.09.2017 №, п. 2.11 должностной инструкции уборщика производственных и служебных помещений стационара от 20.09.2017 №,
из п. 2.13 трудового договора от 29.09.2017 №, из п. 2.13 должностной инструкции уборщика производственных и служебных помещений стационара от 20.09.2017 № обязанность осуществления сбора медицинских отходов в местах их первичного образования в общих помещениях, санитарных узлах и туалетных комнатах,
из п. 2.19 трудового договора от 29.09.2017 №, из п. 2.19 должностной инструкции уборщика производственных и служебных помещений стационара от 20.09.2017 № обязанность получать у кастелянши посуду, обеспечивать правильное её хранение и использование, менять бельё по мере необходимости,
п.п. 2.21, 2.23 трудового договора от 29.09.2017 №, п.п. 2.21, 2.23 должностной инструкции уборщика производственных и служебных помещений стационара от 20.09.2017 №.
Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Тюхтетская районная больница» в пользу Кудрицкой Т.А. в счёт компенсации морального вреда 1000 (одну тысячу) рублей.
Исковые требования Кудрицкой Т.А. в остальной части оставить без удовлетворения.
Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Тюхтетская районная больница» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 600 (шестьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путём подачи апелляционной жалобы через Тюхтетский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение судом составлено 24.06.2019.
Председательствующий Ю.В. Викторова