Гражданское дело №
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Ногинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи: Зубова А.Г.,
при секретаре: Баршевой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новиковой Н. Д., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Новикова Т. П., и Рощина Е. Д., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Рощиной П. Е. и Рощина В. С., к ФГКУ «Специальное ТУИО Министерства О. РФ» и Министерству О. РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
у с т а н о в и л:
Истцы Новикова Н. Д., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Новикова Т. П., и Рощин Е. Д., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Рощиной П. Е. и Рощина В. С., обратились в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства О. Российской Федерации, Министерству <данные изъяты> Российской Федерации о признании права общей долевой собственности по 1/5 доли за каждым, на двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований истцы Новикова Н. Д., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Новикова Т. П., и Рощин Е. Д., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Рощиной П. Е. и Рощина В. С. ссылались на то, что Рощин Е. Д., зарегистрирован и проживаю по адресу: <адрес>, <адрес> жилом помещении - двухкомнатной квартире, на основании ордера, выданного <данные изъяты> района (в настоящее время ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ). До ДД.ММ.ГГГГ <адрес> имел статус закрытого военного городка, в котором согласно ФЗ «О приватизации жилого фонда» приватизация не допускалась. Согласно Распоряжения Правительства №-р от ДД.ММ.ГГГГ (с последними изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) <адрес> исключен из перечня закрытых военных городков. Я обратился в ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ (ранее <данные изъяты> района) которое в настоящее время является наймодателем жилого фонда, с просьбой передать жилое помещение в порядке приватизации. Другого жилого помещения истец на территории Российской Федерации не имеет.
В судебное заседание истцы Новикова Н. Д., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Новикова Т. П., и Рощин Е. Д., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Рощиной П. Е. и Рощина В. С., не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.
Представитель истцов Мальцева Т.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, приведя суду доводы, аналогичные тем, что изложены выше.
Представитель ответчика - ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства О. Российской Федерации в судебное заседание не явился, о явке в суд извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерства О. РФ в суд не явился, о явке в суд извещены надлежащим образом, в письменных возражениях пояснил суду, что заявленные требования к Министерству О. РФ по данному делу, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям: Спорное жилое помещение было предоставлено майору Рощину Д. И. на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ №, выданного <данные изъяты> района на период прохождения военной службы, по адресу: <адрес> <адрес>, с составом семьи 3 человека.
Пункт 3 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом М. О. РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, содержит норму, согласно которой военнослужащим, проходящим службу по контракту в закрытых военных городках, и совместно проживающим с ними членам их семей на весь срок военной службы предоставляются служебные жилые помещения. На основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> был исключен из перечня закрытых военных городков.
Статья 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определяет, что к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов.
В связи с тем, что в закрытых военных городках все жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду, также следует, что спорное жилое помещение было выделено Рощину Д. И. в качестве служебного. Статья 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закон о приватизации) закреплен перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, к числу которых отнесены служебные жилые помещения. Законодатель, определяя круг объектов, неподлежащих приватизации, в качестве общего правила ввел запрет на приватизацию служебных жилых помещений.
В силу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 4 Закона о приватизации, определение круга объектов, неподлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.
Понуждение собственника (владельца) жилищного фонда к передаче служебных жилых помещений в собственность граждан недопустимо, поскольку согласно ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Таким образом, наделение ст. 4 Закона о приватизации собственников жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, правом принимать решения о приватизации служебных жилых помещений, - с учетом допустимости общего запрета на приватизацию служебных жилых помещений, - само по себе не может рассматриваться как нарушение каких- либо конституционных прав и свобод граждан.
В соответствии с абзацем 3 пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с
военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационноштатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Как следует из ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, предоставлялась майору Рощину Д. И. с семьей из трех человек.
В соответствии с Выпиской из домовой книги № от ДД.ММ.ГГГГ, каких-либо сведений о Рощине Д. И. не значится.
Также, истцами не представлено каких-либо подтверждающих документов того, что они являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий именно на условиях социального найма. Доказательств того, что они имели право на обеспечение жилым помещением на условиях социального найма по линии Министерства О. Российской Федерации, ими не представлено.
Так как, истцы на учете нуждающихся не состоят, основания для обеспечения жилым помещением от Министерства О. Российской Федерации отсутствуют.
В соответствии со ст. 10 ЖК РФ основаниями возникновения жилищных прав и обязанностей являются договоры и иные сделки, предусмотренные федеральным законом, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные федеральным законом, но не противоречащие ему; акты государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; судебные решения, установившие жилищные права и обязанности; факт приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; членство в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; действия (бездействия) участников жилищных отношений или наступление событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Действующее жилищное законодательство содержит прямой запрет на приватизацию служебных жилых помещений.
Что касается статуса служебного жилого помещения, то в соответствии с п. 3 ст. 19 ЖК РФ. в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд,
В соответствии с пи. 1 п. 1 ст. 92 ЖК РФ, служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду.
Согласно п. 3 ст. 19, ст. 49 ЖК РФ, договор социального найма может быть заключен в отношении жилого помещения, относящегося к жилищному фонду социального использования.
В соответствии с п. 2 ст. 92 ЖК РФ, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Кроме того, Федеральным законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.07.1997г. № 122-ФЗ, не предусмотрена регистрация служебного жилого помещения, т.е. отметка о том, что жилое помещение является служебным, не делается.
Таким образом, правом на заключение договора социального найма на спорную квартиру с Министерством О., что послужило бы основанием для её приватизации, истцы не обладают.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явился, о явке в суд извещены надлежащим образом.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков: ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства О. Российской Федерации, Министерства О. РФ, представителя третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, надлежащим образом извещенных о дне, месте и времени судебного разбирательства.
Выслушав объяснения представителя истцов Мальцевой Т.С., исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 2,6,7, 11 и 18 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Исходя из смысла указанных норм закона, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных данным законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Решение о передаче недвижимого имущества в собственность принимает собственник или уполномоченный им орган.
Уполномоченные собственником органы – это предприятия, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Аналогичные положения содержатся и в Примерном положении о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации (утв. решением коллегии Комитета РФ по муниципальному хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ №, пункт 5) и Положении о приватизации жилищного фонда в <адрес> (утв. решением Малого С. МособлС. от ДД.ММ.ГГГГ за №, пункт 2.3), где указано, что передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется соответствующим С. народных депутатов или его исполнительным органом; предприятием, за которым закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении судами дел, связанных с приватизацией гражданами жилых помещений" от 1994 года, указывается, что согласно Закону Российской Федерации о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, жилищный фонд Министерства О. как ведомственный жилищный фонд может быть приватизирован проживающими в нем гражданами, кроме жилых помещений в закрытых военных городках.
Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в т.ч. при его приватизации, является Министерство О. Российской Федерации.
Таким образом, право передачи жилых помещений, находящихся в федеральной собственности и закрепленных за Вооруженными Силами Российской Федерации, принадлежит Министерству О. Российской Федерации.
Судом из исследованных по делу письменных доказательств установлено, что истцу Рощину Е. Д. на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного <данные изъяты> района на семью из трех человек, была предоставлена в пользование двухкомнатная <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д7).
С момента предоставления данной квартиры в пользование, истцы, постоянно зарегистрированы и проживают в данной квартире.
Указанные выше обстоятельства, подтверждаются имеющимися в материалах дела выпиской из домовой книги, и выпиской из лицевого счета (л.д. 9, л.д.10).
Собственником жилого фонда, в котором расположена спорная квартира истца, является Российская Федерация в лице Министерства О. РФ.
До ДД.ММ.ГГГГ <адрес> имел статус закрытого военного городка, в котором согласно Закона РФ «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» приватизация не допускалась.
Согласно Распоряжению Правительства №-р от ДД.ММ.ГГГГ (с последними изменениями от ДД.ММ.ГГГГ), <адрес> был исключен из перечня закрытых военных городков.
В связи с этим истец Рощин Е.Д. обратился в ФГКУ <данные изъяты> РФ, с просьбой передать ей спорное жилое помещение в собственность в порядке приватизации. (л.д.8).
Однако ФГКУ «<данные изъяты> РФ истцу было отказано в передаче жилого помещения в собственность в порядке приватизации, в связи с тем, что в Министерстве О. РФ отсутствует процедура передачи жилья в собственность, поэтому признание права собственности на жилое помещение возможно только в порядке гражданского судопроизводства.
Учитывая выше изложенные обстоятельства и принимая во внимание тот факт, что истцы постоянно зарегистрированы и проживают в спорной квартире, регулярно оплачивают квартплату и коммунальные услуги, задолженности по ним не имеют, были вселены в спорное жилое помещение на законных основаниях, другого жилья ни в собственности, ни в пользовании не имеют, ранее своего права по приватизации жилого помещения не реализовали, суд приходит к выводу, что за истцами должно быть признано право собственности на указанную выше квартиру в порядке приватизации.
Отсутствие у Министерства О. РФ процедуры передачи жилья в собственность граждан, не может служить основанием для отказа истцу в передачи ей в собственность занимаемого ею жилого помещения, поскольку данное основание действующим законодательством не предусмотрено.
По состоянию, на момент получения ордера Рощиным Д.И. – ДД.ММ.ГГГГ года, действовали положения, закрепленные в Постановлении Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения», в котором указано, что в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик Совета Министров СССР постановляет: Установить, что военнослужащим Советской армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск жилые помещения, находящиеся в обособленных военных городках при воинских частях, расположенных вне черты населенных пунктов, и в закрытых военных городках с системой пропусков, расположенных в населенных пунктах, предоставляются по распоряжению командования соответствующих воинских частей. В закрытых и обособленных военных городках находящиеся в ведении органов Комитета государственной безопасности С., предоставление жилых помещений военнослужащим этих органов производится по распоряжению руководства соответствующего органа. Рабочим и служащим жилые помещения в закрытых военных городках предоставляются по совместному решению командования воинской части Советской Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск или руководства органа Комитета государственной безопасности СССР (по принадлежности жилищного фонда) и соответствующего союзного комитета.
В соответствии с п. 2 данного Постановления Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ, ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства О., Министерства внутренних дел СССР, руководством органов и командованием воинских частей Комитета государственной безопасности СССР (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Анализ указанных положений свидетельствует о том, что не исключалась возможность обеспечения военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных сил, как служебным жильем, так и жильем социального найма. Этот порядок не противоречил нормам Жилищного кодекса РСФСР.
В соответствии со ст. 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского С. народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР.
Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Из прямого содержания указанных норм Закона, лишь ордер является допустимым доказательством права гражданина на вселение в жилое помещение. При этом в ордере о праве вселения в служебное жилое помещение должна присутствовать соответствующая отметка или в ордере должно быть указано это.
В выданном 198 КЭЧ района ДД.ММ.ГГГГ № отсутствует указание о том, что Рощин Д.И. и членам его семьи, предоставляется служебное жилое помещение.
Поскольку в материалах дела имеется ордер, который являлся единственным документом, дающим право на занятие жилого помещения в спорный период, а так же учитывая то, что данный ордер не имеет специальной отметки «служебный», указанный ордер никем не оспорен, незаконным не признан, суд приходит к выводу, что истец занимает жилое помещение на условиях социального найма. Доказательств обратного, сторонами суду не представлено.
Таким образом, учитывая, что <адрес> исключен из перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, принимая во внимание, что ранее истцом и ее детьми право на бесплатную передачу в собственность жилого помещения не использовалось, а также то, что истец занимает квартиру на условиях социального найма, суд полагает, что в соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» истцы имеют безусловное право на приватизацию занимаемой квартиры, а значит иск.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Новиковой Н. Д., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Новикова Т. П., и Рощина Е. Д., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Рощиной П. Е. и Рощина В. С., к ФГКУ «<данные изъяты> РФ» и Министерству О. РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Новиковой Н. Д., Новиковым Т. П., Рощиным Е. Д., Рощиной П. Е. и Рощиным В. С., право общей долевой собственности по 1/5 доли за каждым, на двухкомнатную <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой – <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес> <адрес>, в порядке приватизации.
Решение суда является основанием для государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> за Новиковой Н. Д., Новиковым Т. П., Рощиным Е. Д., Рощиной П. Е. и Рощиным В. С., права общей долевой собственности по 1/5 доли за каждым, на двухкомнатную <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой – <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес> <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в <адрес> областной суд через <адрес> городской суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда было изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья: подпись