УИД 67RS0015-01-2024-000394-67
Дело №2-292/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Красный 10 июля 2024 года
Краснинский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Панковой Е.В.,
при секретаре Киселевой Е.В.,
с участием представителя истца Бурлакова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области к МУП «Гусино» понуждении к выполнению обязательных требований санитарного законодательства,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области (далее - Управление) обратилось в суд с иском к МУП «Гусино» о возложении на ответчика обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу провести мероприятия и обеспечить качество холодной питьевой воды в распределительной сети по адресу: Смоленская область, Краснинский район, д.Гусино, ул.Северная, в соответствие с разделом 3, таблица 3.1, 3.13 СанПиН 1.2.3685-21«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», разделом 4, п.75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических мероприятий)», а также возложении на ответчика обязанности через средства массовой информации довести до сведения потребителей решение суда.
В обоснование требований указано, что по результатам проведенной проверки по вопросу качества предоставляемой холодной питьевой воды по ул.Северная, д.Гусино Краснинского района Смоленской области было установлено нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а именно, по исследованным органолептическим (мутность (по формазину), обобщенным (жесткость общая), микробиологическим (обобщенные колиформные бактерии) показателям, содержанию химических веществ (железо), с учетом поправки на величину ошибки метода определения показателей, не соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам: раздел III, таблица 3.1, 3.3, 3.5, 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», раздел IV, п.75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических мероприятий)». Кроме того в исследованной пробе холодный питьевой воды обнаружен осадок, большой, железистый светло-коричневого цвета,, мутность (по формазину) – 23,3+3,3 ЕМФ при гигиеническом нормативе не более 2,6 ЕМФ, жесткость общая – превышает гигиенический норматив в 7 раз, мутность (по формазину) – 11,2+2,2 ЕМФ при гигиеническом нормативе не более 2,6 ЕМФ,жесткость общая – 9,5+1,4 мг-экв/дм3 при гигиеническом нормативе не более 7 мг-экв/дм3, содержание железа превышает гигиенический норматив в 3,66 раза, обнаружены обобщенные колиформные бактерии – 7 КОЕ/100 см3 при нормируемом отсутствии. Данные показатели существенно ухудшают качество питьевой воды, подаваемой населению из распределительной сети по адресу: ул.Северная, д.Гусино, Краснинский район, Смоленская область, и делают воду не безопасной питьевой водой в эпидемическом отношении.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области Бурлаков А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, уточнив требования в части срока исполнения ответчиком возложенных судом обязанностей, в случае удовлетворения требований истца, просил установить срок для исполнения три месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика МУП «Гусино» в судебное заседание не прибыл, о рассмотрении дела извещен судом надлежаще.
В силу ч.4 ст.167 ГПК Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьями 41 и 42 Конституции РФ закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно ст.7 Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).
Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.
Согласно ст.8 Закона о защите прав потребителей, потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ 2О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно статье 19 указанного закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
Водоснабжение представляет собой водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) (пункт 4 статьи 2 вышеуказанного Федерального закона).
Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды установлены в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Так, в соответствии с пунктом 75 СанПиН 2.1.3684-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены:
превышения уровней гигиенических нормативов по микробиологическим (за исключением ОМЧ, ОКБ, ТКБ, Escherichiacoli), паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям;
превышения уровней гигиенических нормативов ОМЧ, ОКБ, ТКБ и Escherichiacoli в 95% и более проб, отбираемых в точках водоразбора, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год;
превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей.
Согласно пункту 76 СанПиН 2.1.3684-21 при несоответствии качества подаваемой питьевой и горячей воды, за исключением показателей качества питьевой воды и горячей воды, характеризующих ее безопасность, хозяйствующим субъектом, осуществляющим водоснабжение, организуются и проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивающие:
выявление и устранение причин ухудшения ее качества и безопасности обеспечения населения питьевой водой;
отсутствие угрозы здоровью населения в период действия временных отступлений, подтвержденной результатами санитарно-эпидемиологической оценки риска здоровью населения;
максимальное ограничение срока действия временных отступлений, установленного по результатам санитарно-эпидемиологической оценки риска здоровью населения;
информирование населения о введении временных отступлений и сроках их действия, отсутствии риска для здоровья населения, а также рекомендациях для населения по использованию питьевой и горячей воды.
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 №10 и приложениями № 2 - № 4 к Санитарным правилам (п.77 СанПиН 2.1.3684-21).
Пунктом 78 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающий население питьевой и горячей водой, должен информировать (в течение 2 часов по телефону и в течение 12 часов в письменной форме с момента возникновения аварийной ситуации, технических нарушений, получения результата лабораторного исследования проб воды) территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о: возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества и безопасности питьевой и горячей воды и условий водоснабжения населения; каждом результате лабораторного исследования проб воды, не соответствующем гигиеническим нормативам по микробиологическим, паразитологическим, вирусологическим и радиологическим показателям, а по санитарно-химическим - превышающем гигиенический норматив на величину допустимой ошибки метода определения в контрольных точках «перед подачей в распределительную сеть» и «в распределительной сети».
Хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающий население питьевой и горячей водой, обязан немедленно принять меры по устранению ситуаций, указанных в настоящем пункте Санитарных правил.
В соответствии с п.п. 80, 81 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, обеспечивающие эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающие население питьевой и горячей водой, должны проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания. Не допускается наличие в питьевой воде посторонних включений и поверхностной пленки.
Согласно ст.23 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
По договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета (ст.13 вышеназванного Федерального закона).
Существенными условиями договора водоснабжения являются, в том числе, качество воды, границы эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, определенные по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей; права и обязанности сторон по договору; ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств по договору.
Конституция Российской Федерации признает и гарантирует местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно и органы которого не входят в систему органов государственной власти (статья 12).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4.3 части 1 статьи 17 того же Закона предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В силу ст.6 данного Федерального Закона о водоснабжении к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ, согласование инвестиционных программ, заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.51 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что МУП «Гусино» создано 18.08.2022.
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц учредителем МУП «Гусино» является Гусинское сельское поселение Краснинского района Смоленской области. При этом органом местного самоуправления, который выступает от имени учредителя, является администрация Гусинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области.
В адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области поступило обращение жителей ул.Северная д.Гусино Краснинского района Смоленской области о плохом качестве питьевой воды.
В рамках рассмотрения указанного обращения специалистами Управления проведены выездные обследования, в ходе которых произведены отборы проб (образцов) воды холодного водоснабжения по указанному выше адресу, что подтверждается актом выездного обследования от 27.03.2024, актом отбора проб воды от 27.03.2024.
Протоколом лабораторных исследований и экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области» от 29.03.2024 №3674 подтверждается, что по адресу: Смоленская область, Краснинский район, д.Гусино, ул.Северная, д.4 качество поставляемой холодной питьевой воды по исследованным органолептическим (мутность (по формазину), обобщенным (жесткость общая), микробиологическим (обобщенные колиформные бактерии) показателям, содержанию химических веществ (железо), с учетом поправки на величину ошибки метода определения показателей, не соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам: раздел III, таблица 3.1, 3.3, 3.5, 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», раздел IV, п.75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических мероприятий)». По остальным исследованным показателям качество воды соответствует вышеназванным требованиям СанПиН.
В этой связи 08.04.2024 в адрес МУП «Гусино» Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предложено провести мероприятия и обеспечить качество холодной воды в распределительной сети по адресу: Смоленская область, Краснинский район, д.Гусино, ул.Северная в соответствии с разделом IV, п.75 СанПиН 2.1.3684-21, разделом IIIСанПиН 1.2.3685-21.
Кроме того, предписанием Главного государственного санитарного врача по Смоленской области №1363 от 09.04.2024 о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, МУП «Гусино» предписано: провести мероприятия по выявлению и устранению причины несоответствия питьевой воды, подаваемой жильцам по адресу: Смоленская область, Краснинский район, д.Гусино, ул.Северная, в распределительную водонапорную сеть из централизованных водоисточников до 11.04.2024; провести промывку и дезинфекцию системы водоснабжения для жильцов домов по адресу: Смоленская область, Краснинский район, д.Гусино, ул.Северная,, в том числе обеззараживание водопровода хлорированием и безопасный сброс хлорной воды до 16.04.2024; после проведения вышеуказанных мероприятий организовать проведение производственного лабораторного контроля качества и безопасности питьевой воды, подаваемой жильцам по адресу: Смоленская область, Краснинский район, д.Гусино, ул.Северная из централизованной системы водоснабжения до 19.04.2024; результаты лабораторных исследований, а также информацию об исполнении настоящего предписания представить в Управление Роспотребнадзора по Смоленской области на е-mail:rpn@67.rospotrebnadzor.ru до 27.04.2024; информировать Администрацию Гусинского сельского поселения о необходимости на период проведения вышеуказанных мероприятий в соответствии с п.10 ст.21 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» обеспечения населения питьевой водой, в том числе путем подвоза воды, незамедлительно.
Доказательств, свидетельствующих о том, что МУП «Гусино» предприняло все зависящие меры по соблюдению требований законодательства, направленные на обеспечение качественного холодного водоснабжения, в материал дела не представлены.
Проанализировав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что МУП «Гусино» в нарушение положений Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», Закона о защите прав потребителей, действующих государственных санитарных норм и гигиенических нормативов, не выполнило принятые на себя обязательства по обеспечению жителей ул.Северная д.Гусино Краснинского района Смоленской область, холодной питьевой водой надлежащего качества.
Обращение Управления в интересах неопределенного круга лиц, проживающих по ул.Северная д.Гусино Краснинского района Смоленской область, обусловлено необходимостью защиты их прав на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, необходимостью защиты их прав как потребителей услуги водоснабжения, поскольку несоблюдение нормативно правовых актов, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования, в том числе критериев безопасности и безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенических и иных опасных нормативов, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также неопределенного круга потребителей, использующих систему питьевого водоснабжения по ул.Северная д.Гусино Краснинского района Смоленской область для удовлетворения своих бытовых нужд.
При изложенных выше обстоятельствах, заявленный иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает ответчику срок для исполнения решения суда – в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая его разумным и достаточным.
Согласно ст.46 Закона о защите прав потребителей, орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
Поскольку установлено, что имеет место нарушение прав потребителей, суд считает необходимым обязать ответчика в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу, довести через средства массовой информации решение суда до сведения потребителей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Гусино» удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Гусино» в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу провести мероприятие и обеспечить качество холодной питьевой воды в распределительной сети по адресу: Смоленская область, Краснинский район, д.Гусино, ул.Северная, в соответствие с разделом 3, таблица 3.1, 3.13 СанПиН 1.2.3685-21«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», разделом 4, п.75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических мероприятий)».
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Гусино» в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации довести до сведения потребителей решение суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Краснинский районный суд Смоленской области в течение месяца.
Судья Е.В. Панкова
Мотивировочная часть решения изготовлена 15.07.2024.