Дело № 2-415/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 августа 2023 года г. Пролетарск
Пролетарский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Кутыгиной Л.А.,
с участием помощника прокурора Затульного В.И.,
при секретаре Бондаренко М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пролетарского района Ростовской области, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Беляев С.В., Беляев Н.С., Беляева В.Н., Беркунова И.С., Матвиенко В.Ю., Матвиенко Р.В., Медведева Н.В., Медведев И.А., Медведева О.И., Муродова Р.А., Бондаренко Л.И., Шалимова Н.А., Шалимова Т.М., Самойленко В.Н., Деткин В.Н., Деткина И.А., Деткин Д.В., Магомедов А.М., Карташова И.А., Магомедова А.М., Магомедова М.М., Батырсултанова Ф.М., Магомедова А.М., Черепанов В.М., главный архитектор Пролетарского района об обязании признать незаконным решение межведомственной комиссии № 15 от 15.11.2022 года,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Пролетарского района Ростовской области в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковыми требованиями к администрации Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области об обязании признать незаконным решение межведомственной комиссии № 15 от 15.11.2022 года.
В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой Пролетарского района Ростовской области на основании обращения Черепанов В.М. проведена проверка исполнения администрацией Пролетарского городского поселения Ростовской области жилищного законодательства.
Проведенной проверкой установлено, что Черепанов В.М. 01.11.2022 обратился к председателю межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, с заявлением о признании помещения, расположенного по <адрес>, аварийным и подлежащим сносу.
К указанному выше заявлению Черепанов В.М. приложено строительно-техническое заключение специалиста № 67-22 от 12.10.2022, согласно выводам которого, на основании результатов визуально-инструментального технического обследования <адрес> жилого <адрес>, установлено, что несущие конструкции обследуемого помещения находятся в недопустимом состоянии, обнаружены повреждения и деформации, свидетельствующие о снижении несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования, что не соответствует требованиям СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87».
Исходя из ответа администрации Пролетарского городского поселения от 24.11.2022 на заявление Черепанов В.М. следует, что межведомственная комиссия не может принять предоставленное строительно-техническое заключение специалиста о возможности (невозможности) дальнейшей безопасной эксплуатации объекта и о соответствии (несоответствии) требованиям действующих нормативных документов № 67-22 от 12.10.2022, для решения вопроса о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания, Черепанов В.М. дано формальное разъяснение.
В нарушение пунктов 3, 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктов 45, 46 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, администрацией Пролетарского городского поселения предоставленное Черепанов В.М. заявление во внимание не принято, дополнительные обследования и испытания многоквартирного дома по <адрес> не проведены.
Кроме того, принятое протоколом №15 решение межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции противоречит пункту 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, поскольку не принято одно из предусмотренных указанным выше Положением решений, Черепанов В.М. дано формальное разъяснение.
В связи с вышеизложенными нарушениями закона прокуратурой района 23.01.2023 главе администрации Пролетарского городского поселения Ростовской области внесено представление об устранении нарушений, которое 17.02.2023 в установленном законом порядке рассмотрено и удовлетворено, однако нарушения законодательства по результатам его рассмотрения не устранены.
На основании изложенного, прокурор просит суд признать незаконным решение межведомственной комиссии, принятое протоколом № 15 от 23.11.2022 по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Обязать администрацию Пролетарского городского поселения в течении 1 месяца с момента вступления в законную силу судебного решения рассмотреть заявление Черепанов В.М. в порядке, установленном пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47.
Представитель истца помощник прокурора Пролетарского района Ростовской области Затульный В.И. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика администрации Пролетарского городского поселения Ростовской области на основании доверенности Полянин С.В. в судебном заседании просил решение принять на усмотрение суда.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Беляев С.В., Беляев Н.С., Беляева В.Н., Беркунова И.С., Матвиенко В.Ю., Матвиенко Р.В., Медведева Н.В., Медведев И.А., Медведева О.И., Муродова Р.А., Бондаренко Л.И., Шалимова Н.А., Шалимова Т.М., Самойленко В.Н., Деткин В.Н., Деткина И.А., Деткин Д.В., Батырсултанова Ф.М. А.М., Карташова И.А., Магомедов А.М., Магомедова М.М., Батырсултанова Ф.М., Магомедов А.М., Черепанов В.М. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – главный архитектор Пролетарского района Ростовской области Чулкова И.Н. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав явившихся участников процесса, изучив письменные материалы дела, оценив все в совокупности, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 3, 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 указанного Положения.
В соответствии с пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
В соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченный в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
В соответствии с пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде в порядке, установленном положениями главы 25 ГПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Пролетарского района Ростовской области на основании обращения Черепанов В.М. проведена проверка исполнения администрацией Пролетарского городского поселения Ростовской области жилищного законодательства.
Проведенной проверкой установлено, что Черепанов В.М. 01.11.2022 обратился к председателю межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, с заявлением о признании помещения, расположенного по <адрес>, аварийным и подлежащим сносу.
К указанному выше заявлению Черепанов В.М. приложено строительно-техническое заключение специалиста № 67-22 от 12.10.2022, согласно выводам которого, на основании результатов визуально-инструментального технического обследования <адрес> жилого <адрес>, установлено, что несущие конструкции обследуемого помещения находятся в недопустимом состоянии, обнаружены повреждения и деформации, свидетельствующие о снижении несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования, что не соответствует требованиям СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87».
Исходя из ответа администрации Пролетарского городского поселения от 24.11.2022 на заявление Черепанов В.М. следует, что межведомственная комиссия не может принять предоставленное строительно-техническое заключение специалиста о возможности (невозможности) дальнейшей безопасной эксплуатации объекта и о соответствии (несоответствии) требованиям действующих нормативных документов № 67-22 от 12.10.2022, для решения вопроса о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания, Черепанов В.М. дано формальное разъяснение.
Пунктами 45, 46 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, предусмотрено что для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения предоставляется, в том числе, заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
В нарушение пунктов 3, 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктов 45, 46 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, администрацией Пролетарского городского поселения предоставленное Черепанов В.М. заявление во внимание не принято, дополнительные обследования и испытания многоквартирного дома по <адрес> не проведены.
Кроме того, принятое протоколом №15 решение межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции противоречит пункту 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, поскольку не принято одно из предусмотренных указанным выше Положением решений, Черепанов В.М. дано формальное разъяснение.
В связи с вышеизложенными нарушениями закона прокуратурой района 23.01.2023 главе администрации Пролетарского городского поселения Ростовской области внесено представление об устранении нарушений, которое 17.02.2023 в установленном законом порядке рассмотрено и удовлетворено, однако нарушения законодательства по результатам его рассмотрения не устранены.
При таких обстоятельствах, установив, что выявленные прокуратурой района нарушения норм жилищного законодательства, нашли свое подтверждение, в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу о том, что требование прокурора в интересах неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании действующего законодательства, исходя из объема мероприятий, подлежащих исполнению, с учетом доводов сторон, указанный истцом срок исполнения решения суда суд считает разумным.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Пролетарского района Ростовской области, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконным решение межведомственной комиссии, принятое протоколом № 15 от 23.11.2022 по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Обязать администрацию Пролетарского городского поселения в течение 1 месяца с момента вступления в законную силу судебного решения рассмотреть заявление Черепанов В.М. в порядке, установленном пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд Ростовской области в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 21 августа 2023 года.
Судья: