Решение по делу № 2-400/2021 от 26.01.2021

Дело 2-400/2021                                  22 апреля 2021 года                           город Котлас

29RS0008-01-2021-000294-88

Р Е Ш Е Н И Е

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Котласский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Эпп С.В.

при секретаре Шмаковой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 22 апреля 2021 года в г. Котласе гражданское дело по иску Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к Хабарову Вадиму Александровичу о возмещении вреда, причиненного окружающей среде,

установил:

Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Северное межрегиональное управление Росприроднадзора) обратилось в суд с иском к Хабарову В.А. о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.

В обоснование требований указано, что постановлением начальника отдела надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, надзора за земельными ресурсами, особо охраняемыми природными территориями в сфере охоты разрешительной деятельности Управления Росприроднадзора по Архангельской области от 27 декабря 2017 года Хабаров В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ. Согласно проведенному расчету, ущерб от совершенного административного правонарушения составил 104397 рублей 27 копеек. Просил взыскать с Хабарова В.А. в возмещение вреда, причиненного окружающей среде, 104397 рублей 27 копеек.

В ходе рассмотрения дела истец исковые требования увеличил, просил взыскать с ответчика в возмещение вреда, причиненного недрам в результате незаконной добычи песка 323982 рубля 96 копеек. При увеличении исковых требований указал, что ранее в расчете размер вреда рассчитан неверно, по стоимости песка за 1 полугодие 2017 года, тогда как стоимость единицы полезного ископаемого определяется по средней рыночной цене его реализации за 6 месяцев, предшествующих дате совершенного правонарушения, которые приходятся на апрель - сентябрь 2017 года. Также уточнены затраты на проведение геодезических и маркшейдерских работ, отбор проб почвы.

Представитель истца в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без своего участия.

Ответчик Хабаров В.А., извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явился, ранее в судебном заседании с исковыми требованиями согласился частично, сообщил, что добыча песка была осуществлена в размере 4 м.куб, полагал, что исковое заявление подано за пределами сроков исковой давности.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Рассмотрев исковое заявление, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определены Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Согласно ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

По общему правилу, установленному ст. 1064 ГК РФ, вред подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Согласно ч. 1 ст. 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Согласно статье 75 Федерального закона "Об охране окружающей среды" за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Как следует из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", при рассмотрении споров судам следует учитывать принципы охраны окружающей среды, на которых должна основываться хозяйственная и иная деятельность. К их числу в соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды относятся, в частности, платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

К участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые (ст. 2.3 Федерального закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах»).

Согласно перечню общераспространенных полезных ископаемых по Архангельской области, утвержденному распоряжением МПР России и администрацией Архангельской области от 16 ноября 2005 года № 76-р/1090р песок (кроме формировочного, стекольного, абразивного, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях) является общераспространенным полезным ископаемым.

Статьей 9 Федерального закона «О Недрах» предусмотрено, что в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О Недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Таким образом, изъятие песка на земельном участке, отнесенного к числу общераспространенных полезных ископаемых, для использования в производственной и иной деятельности может осуществляться только на основании предусмотренного статьей 11 ФЗ «О Недрах» специального разрешения (лицензии).

В силу ст. 51 Федерального закона «О Недрах» лица, причинившие вред недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об охране окружающей среды», к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, вправе обратиться уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, прокурор, граждане, общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды (статьи 45, 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статья 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 5, 6, 11, 12, 66 Закона об охране окружающей среды), а также органы местного самоуправления, с учетом того что абзацем шестым статьи 3 Закона об охране окружающей среды на них возложена ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии с п. 4.58 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24 августа 2016 года № 518 (далее - Положение), Управление предъявляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски, в том числе о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду.

ГКУ Архангельской области «Котласское лесничество» составлен акт от 16 октября 2017 года о выявленном лесонарушении (вид - самовольное снятие, уничтожение или порча почв, нахождение транспортных средств и механизмов, кроме специального назначения, в защитных лесах вне отведенных мест) в выделе 15 квартала 215 Котласского лесничества.

Как следует из протокола осмотра места происшествия от 12 октября 2017 года составленного ст. УПП ОМВД России «Котласский», на земельном участке, расположенном по адресу: Архангельская область, Котласский район, 15 выдел, 215 квартал Котласского участкового лесничества имеются снятия почвы на площади 276,2 м.кв., а также следы механической техники.

Согласно заключению по результатам измерений ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Архангельской области» № 75 от 21 ноября 2017 года на территории земельного участка, расположенного по адресу: Архангельская область, Котласский район, 15 выдел, 215 квартал Котласского участкового лесничества, имеется траншея (вид грунта - песок), содержимое которой было вывезено, при этом общий объем добытого ископаемого составил 390,207 м.куб.

Постановлением о назначении административного наказания № 05-92/2017, вынесенным 27 декабря 2017 начальником отдела надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, надзора за земельными ресурсами, особо охраняемыми природными территориями, в сфере охоты и разрешительной деятельности, старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Архангельской области, Хабаров В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ - пользование недрами без лицензии на пользования недрами, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Постановлением о назначении административного наказания от 27 декабря 2017 года установлено, что в нарушение ст. 11 Закона о недрах пользование недрами с целью добычи общераспространенного полезного ископаемого (песка) на земельном участке, расположенном в 15 выделе 215 квартала Котласского участкового лесничества, осуществлялось Хабаровым В.А. в отсутствие специального государственного разрешения - лицензии на право пользования недрами. Всего было добыто и вывезено песка в объеме 390,207 м.куб.

Оценивая заявление ответчика о пропуске срока исковой давности, суд учитывает следующее.

В соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (ст. 200 ГК РФ).

Согласно ч. 3 ст. 78 Закона об охране окружающей среды иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Таким образом, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области обратилось в суд с иском к ответчику в пределах специального срока исковой давности.

Довод ответчика о неприменении специального срока исковой давности к затратам на оценку размера вреда суд признает необоснованным в силу следующего.

Согласно ч. 1 ст. 78 Закона об охране окружающей среды компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Размер вреда, повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, учтенных государственным или территориальным балансом запасов полезных ископаемых (далее - учтенные запасы), а также утрату полезных ископаемых, запасы которых не поставлены на государственный или территориальный баланс запасов полезных ископаемых (далее - неучтенные полезные ископаемые), вызванного в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным (безлицензионным) пользованием недрами, определяется по формуле:

D = Lз + Cл + Cо,

где:

D - размер вреда, повлекшего утрату учтенных запасов и утрату неучтенных полезных ископаемых, вызванного в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами (рублей). В случае наличия на участке недр нескольких видов полезных ископаемых размер вреда рассчитывается по каждому виду полезного ископаемого, после чего полученные результаты суммируются;

Lз - стоимость учтенных запасов и неучтенных полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами (рублей);

Cл - фактические расходы на восстановление нарушенного состояния окружающей среды и (или) расходы, предусмотренные проектами рекультивационных работ или иных восстановительных работ, за исключением случаев добровольного восстановления нарушенного состояния окружающей среды (рублей);

Cо - затраты, понесенные Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами, а также подведомственными ей федеральными государственными бюджетными учреждениями или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственными им организациями на оценку размера вреда, включая организацию мероприятий, направленных на проведение геодезических и маркшейдерских работ, определение вида полезного ископаемого, разработку и согласование проекта рекультивационных работ или иных восстановительных работ (рублей).

Таким образом, законодателем в размер вреда окружающей среде включены, в том числе, затраты на оценку размера вреда, в связи с чем специальный срок исковой давности, предусмотренный ч. 3 ст. 78 Закона об охране окружающей среды применяется к рассматриваемому иску о компенсации вреда окружающей среде, включая затраты, понесенные Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Определяя размер ущерба, подлежащего взысканию, суд принимает во внимание следующее.

Обращаясь с настоящим иском в суд, истец указал, что объем изъятого ответчиком песка составляет 390,207 м.куб., что следует из заключения по результатам измерений № 75 от 21 ноября 2017 года.

По мнению ответчика им вывезен песок в объеме 4 м.куб.

Вместе с тем, Постановлением о назначении административного наказания от 27 декабря 2017 года установлено, что Хабаровым В.А. всего добыто и вывезено песка в объеме 390,207 м.куб. (стр. 4 Постановления). Указанное постановление вступило в силу и в установленном законом порядке не обжаловано.

Указание объема 4 м. куб. на стр. 3 Постановления относится к изложению представленных Хабаровым В.А. объяснений.

Доказательств, достоверно подтверждающих, что песок вывезен в объеме 4 м.куб, а также того, что песок в 15 выделе 215 квартала Котласского лесничества добыт и вывезен иным лицом, ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Ошибочный расчет ущерба в предисковом требовании от 15 мая 2018 года, исходя из 4 м. куб. песка, а также с учетом среднерыночных цен его реализации за первое полугодие 2017 года, не освобождает ответчика от обязанности возместить вред, причиненный окружающей среде, в полном объеме.

Договор поставки № 15/01/15 от 15 января 2015 года, товарные накладные от 3 октября 2017 года, 16 июня 2015 года, 30 июня 2015 года, 27 мая 2015 года, 19 июня 2015 года, путевой лист от 4 октября 2017 года, договор поставки от 3 октября 2017 года объем незаконно добытого песка в размере 4 м.куб не подтверждают, и не опровергают причинение ущерба в объеме, установленном протоколом об административном правонарушении от 15 декабря 2017 года - 390,207 м.куб.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 Закона РФ № 2395-1, порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений Закона РФ № 2395-1 Правительство Российской Федерации Постановлением от 04 июля 2013 года N 564 утвердило Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах.

В соответствии с п. 6 Правил расчета вреда, стоимость учтенных запасов и неучтенных полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами, определяется по формуле:

Lз = Nбз x Р,

где:

Nбз - объем учтенных запасов и неучтенных полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами (тонн, тыс. куб. метров, граммов, карат, куб. метров в сутки, тонн в сутки), уменьшенный на величину норм технологических потерь, утвержденных в установленном порядке, за исключением случаев самовольного пользования недрами;

Р - стоимость единицы полезного ископаемого, определяемая по средней рыночной цене его реализации за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором было выявлено совершенное правонарушение (рублей).

Для целей настоящих Правил объем утраченного в результате самовольного пользования недрами полезного ископаемого, запасы которого не учтены государственным или территориальным балансом запасов полезных ископаемых, принимается равным объему извлеченных полезных ископаемых, выявленному в результате соответствующего расследования по факту самовольного пользования недрами.

Правонарушению, выявленному в октябре 2017 года, предшествовал период 6 месяцев с апреля по сентябрь 2017 года.

Корректирующий расчет размера вреда, причиненного недрам в результате самовольной добычи песка ответчиком Хабаровым В.А., представленный истцом с заявлением об увеличении исковых требований, на сумму 323982 рублей 96 копеек, произведен в соответствии с положениями приведенных выше Правил.

Согласно сообщению Управления Росстат по Архангельской области и НАО от 17 марта 2021 года средняя стоимость полезного ископаемого (песка) за 6 месяцев, предшествующих дате выявления правонарушения за период с апреля по сентябрь 2017 года составила 676,4 рубля за 1 м.куб.

Стоимость запасов полезного ископаемого, утраченного в результате действий Хабарова В.А., составила 263936,01 рублей (390,207 х 676,4).

Затраты Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Архангельской области включают в себя командировочные расходы главного специалиста-эксперта отдела надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, надзора за земельными ресурсами, ООПТ, в сфере охоты и разрешительной деятельности, и составили 6816 рублей 20 копеек, что подтверждается авансовым отчетом, проездными документами, счетом, квитанцией. Затраты на проведение геодезических и маркшейдерских работ, отбор проб почвы и определение гранулометрического состава почв составили 53230 рублей 75 копеек, что подтверждается расчетом ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Архангельской области», авансовым отчетом, проездными документами, прейскурантом цен, квитанцией.

Всего затраты, понесенные Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами, а также подведомственными ей федеральными государственными бюджетными учреждениями или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственными им организациями на оценку размера вреда, составили 60046 рублей 95 копеек.

В соответствии с п. 22 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов, если иное не установлено настоящим пунктом.

Размер вреда, причиненного недрам в результате самовольной добычи Хабаровым В.А., составил 323982 рубля 96 копеек (263936,01 + 60046,95), который подлежит возмещению в бюджет муниципального образования «Котласский муниципальный район».

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с учетом цены иска и положений абз. 6 пп. 1 п. 1 статьи 333.19 НК РФ с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6440 рублей.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

иск Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к Хабарову Вадиму Александровичу о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, удовлетворить.

Взыскать с Хабарова Вадима Александровича в бюджет муниципального образования «Котласский муниципальный район» в возмещение вреда, причиненного недрам в результате незаконной добычи песка, 323982 рубля 96 копеек.

Взыскать с Хабарова Вадима Александровича в доход бюджета городского округа Архангельской области «Котлас» государственную пошлину в размере 6440 рублей.

На решение суда сторонами и другими лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Котласский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                                                         С.В. Эпп

Мотивированное решение составлено 29 апреля 2021 года

2-400/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Северное межрегиональное управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по АО
Ответчики
Хабаров Вадим Александрович
Другие
Наквасин Роман Владимирович
Суд
Котласский городской суд Архангельской области
Судья
Эпп Светлана Владимировна
Дело на странице суда
kotlasgrsud.arh.sudrf.ru
26.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.01.2021Передача материалов судье
28.01.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.02.2021Судебное заседание
19.02.2021Судебное заседание
23.03.2021Судебное заседание
12.04.2021Судебное заседание
22.04.2021Судебное заседание
29.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее