Дело № 2а-995/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кетовский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Тренихиной Т.В.
при секретаре Чуевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Кетово Кетовского района Курганской области 29 июля 2019 года административное дело по административному иску Кетовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Иковского сельсовета Кетовского района Курганской области о возложении обязанности организовать водоснабжение,
установил:
Кетовский отдел Управления Роспотребнадзора по Курганской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Иковского сельсовета Кетовского района Курганской области (далее – администрация Иковского сельсовета) о возложении обязанности организовать водоснабжение питьевой водой с. Иковка. В обоснование заявленных требований указано, что Кетовским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Курганской области был сделан запрос в адрес главы Иковского сельсовета Кетовского района Курганской области № 15/193 от 21.02.2019 о том, как организовано водоснабжение жителей с. Иковка, подается питьевая или техническая воды в жилые дома, кто является гарантирующей организацией. В ответ на запрос глава Иковского сельсовета Кетовского района Гаева С.Ф. пояснила, что водоснабжение жителей с. Иковка осуществляется гарантирующей организацией ООО «Теплосеть». Источником водозабора является водозаборная скважина с водонапорной башней. В пос.Зеленый, пос.Чашинский, пос.Илецкий централизованное водоснабжение отсутствует. Нецентрализованная система холодного водоснабжения отсутствует на всей территории Иковского сельсовета. Бездействие администрации Иковского сельсовета Кетовского района Курганской области выражается в непринятии мер по организации питьевого водоснабжения. В с.Иковка проживает 2752 человека, пользуется водой централизованного водоснабжения 251 человек, в пос. Зеленый проживает 87 человек, в пос. Чашинский – 115 человек, в пос. Илецкий – 26 человек. Для населения с. Иковка, пос. Зеленый, пос. Чашинский, пос. Илецкий не организовано питьевое водоснабжение. В с. Иковка вместо питьевой воды подается техническая вода, подвоз питьевой воды не организован. Общественные колонки и колодцы отсутствуют. Население вынуждено пользоваться технической водой из крана, хотя технической водой запрещено проводить гигиенические процедуры. Таким образом, складывается ситуация, что для населения в с.Иковка, пос. Зеленый, пос. Чашинский, пос. Илецкий не организовано питьевое водоснабжение. Подвоз питьевой воды не организован. Общественные колонки и колодцы отсутствуют. Орган местного самоуправления – администрация Иковского сельсовета Кетовского района формально выполнило свои обязанности по организации водоснабжения населения. При использовании населением технической воды вместо питьевой может возникнуть ситуация с массовым инфекционным либо неинфекционным заболеванием людей, при проведении гигиенических процедур (принятие душа) могут возникнуть аллергические реакции. Администрация Иковского сельсовета Кетовского района Курганской области, владея информацией о том, что питьевой водой население не обеспечено, не осуществляет в полной мере обязанности по соблюдению федерального законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с.Иковка, пос.Зеленый, пос.Чашинский, пос.Илецкий. Просят возложить на администрацию Иковского сельского совета обязанность в срок до 15.08.2019 организовать водоснабжение питьевой водой надлежащего качества жителей в с.Иковка, пос.Зеленый, пос.Чашинский, пос.Илецкий Иковского сельсовета Кетовского района Курганской области; до момента подачи питьевой воды надлежащего качества абонентам с помощью централизованной системы водоснабжения организовать подвоз питьевой воды надлежащего качества населению с.Иковка, пос. Зеленый, пос.Чашинский, пос.Илецкий в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, в заявлении просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили.
Представитель заинтересованного лица – ООО «Теплосеть» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили.
В соответствии с ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд определил рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Установлено, что 21.02.2019 Кетовским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Курганской области был направлен запрос в адрес Главы Иковского сельсовета Кетовского района Курганской области (исх. №15/193 от 21.02.2019) с требованием предоставить достоверную информацию об организации водоснабжения раздельно по каждому населенному пункту, расположенному на территории сельсовета.
Согласно ответу Главы Иковского сельсовета Гаевой С.Ф. от 28.02.2019 (исх. №69 от 28.02.2019) на территории Иковского сельсовета расположено 4 населенных пункта. В с.Иковска – 2752 ч., услугами централизованного водоснабжения пользуется 251 абонент, подачу воды из водозабора осуществляет ООО «Теплосеть». Скважина находится в стадии оформления в собственность Администрации Иковского сельсовета. Пос. Зеленый – 87 ч., централизованное водоснабжение отсутствует. Пос. Чашинский – 115 ч., централизованное водоснабжение отсутствует. Пос. Илецкий – 26 ч., централизованное водоснабжение отсутствует. Нецентрализованная система холодного водоснабжения отсутствует на всей территории Иковского сельсовета.
Пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ) предусмотрено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
Водоснабжение представляет собой водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) (пункт 4 статьи 2 вышеуказанного Федерального закона).
Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ на органы местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях возложена обязанность по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно ч. 9 ст. 7 данного Закона в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Питьевая вода - вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции (п. 18 ст. 2).
В соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее – Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ), население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно п.п. 71 и 74 указанных Правил, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
К бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Статьями 41 и 42 Конституции РФ закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 вышеуказанного Закона к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Курганской области от 25.12.2014 N 108 «О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями Курганской области закреплены следующие вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения городских поселений: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 1).
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что материалами дела достоверно подтверждено, что администрацией Иковского сельского совета не организовано водоснабжение населения с. Иковка, пос.Зеленый, пос.Чашинский, пос.Илецкий в соответствии с нормативами, установленными действующим законодательством РФ, не обеспечено право граждан на удовлетворение их жизненных потребностей и сохранение здоровья.
Истцом указано на необходимость исполнения решения суда в срок до 15.08.2019, вместе с тем, учитывая характер возложенных обязанностей, особенности условий необходимых работ, проведение которых может занять определенное количество времени в связи со значительным объемом, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда до 31.12.2019.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ :
Административные исковые требования Кетовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Иковского сельсовета Кетовского района Курганской области о возложении обязанности организовать водоснабжение, удовлетворить.
Возложить на администрацию Иковского сельсовета Кетовского района Курганской области обязанность организовать водоснабжение питьевой водой надлежащего качества жителей с. Иковка, пос.Зеленый, пос.Чашинский, пос.Илецкий Иковского сельского совета Кетовского района Курганской области в срок до 31.12.2019; до момента подачи питьевой воды надлежащего качества абонентам с помощью централизованной системы водоснабжения, организовать подвоз питьевой воды надлежащего качества населению с.Иковка, пос.Зеленый, пос.Чашинский, пос.Илецкий в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.
Судья: Т.В. Тренихина