Дело № 2-2504/2020 30 ноября 2020 года
В окончательной форме 07.12.2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Колпинский районный суд Санкт-Петербурга в составе
Председательствующего судьи Бородулиной Т.С.
При секретаре Баланел Ж.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «А2СТАЛЬ» к Мордвинцеву Дмитрию Александровичу, ООО «Производственное обеспечение» о взыскании денежных средств,
Установил:
ООО «А2СТАЛЬ» обратилось в суд с иском к Мордвинцеву Дмитрию Александровичу, ООО «Производственное обеспечение» о взыскании задолженности по договору поставки в сумме 126649,44 рублей, неустойки в сумме 80990,44 рублей, указывая в обоснование исковых требований, что 26.03.2020 между истцом (поставщиком) и ответчиком ООО «Производственное обеспечение» (покупателем) заключен договор поставки 200327, согласно условиям которого поставщик обязался в обусловленные сроки передать покупателю металлопрокат, а покупатель обязался принять и оплатить соответствующий товар. Также между сторонами было заключено соглашение об отсрочке платежа по договору поставки, в соответствии с которым отсрочка платежа предоставлена до 21 календарного дня (до 18.04.2020). Одновременно с этим между истцом, ООО «Производственное обеспечение» и Мордвинцевым Д.А. был заключен договор поручительства.
Свои обязательства по поставке товара истец исполнил, поставив товар на сумму 386656 руб., в соответствии с заключенным соглашением ООО «Производственное обеспечение» была предоставлена отсрочка платежа на сумму 136656 рублей, частичное погашение задолженности было произведено лишь 19.06.2020 года в сумме 10000 рублей, задолженность в сумме 126656 рублей остается непогашенной.
Определением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 05.11.2020 года производство по делу было прекращено в части требования о взыскании 30000 рублей основного долга в связи с отказом истца от иска в данной части по причине частичного погашения задолженности в ходе рассмотрения дела.
Представитель истца в судебное заседание явился, исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, указывая, что в просительной части искового заявления допущена техническая ошибка в части указания суммы задолженности по договору поставки, сумма задолженности на момент подачи иска составляла 126656 рублей.
Ответчик Мордвинцев Д.А. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований, указывая, что о заключении между поставщиком и покупателем соглашения об отсрочке он в известность поставлен не был, поскольку договором была предусмотрена стопроцентная предоплата товара, поручительство было прекращено.
Ответчик ООО «Производственное обеспечение» представителя в судебное заседание не направил, о рассмотрении дела извещался надлежащим образом путем направления судебной повестки по адресу юридического лица, а также по адресу электронной почты, указанной в договоре поставки, от получения судебного извещения уклонился.
При таких обстоятельствах, суд с учетом положений ст. 165.1 ГК РФ, счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии с пунктом 1 статьи 516 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки. Если соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями.
Согласно ст. 361 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части. Договор поручительства может быть заключен в обеспечение как денежных, так и неденежных обязательств, а также в обеспечение обязательства, которое возникнет в будущем.
В силу статьи 363 Гражданского кодекса Российской Федерации при неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно, если законом или договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя.
Судом установлено, что 26 марта 2020 года между ООО «А2СТАЛЬ» и ООО «Производственное обеспечение» заключен договор поставки №, согласно условиям которого, поставщик обязуется передать, а покупатель принять и оплатить металлопрокат (сортовой и фасонный прокат, листовой прокат, трубы, метизы) на условиях настоящего договора и накладных на передачу товара (л.д. 12-13).
Согласно п.4.1, 4.3 договора общая цена договора определяется суммой поставок отдельных партий товара. Порядок оплаты – предоплата 100 %, в течение 3 банковских дней со дня выставления счета.
26.03.2020 года между ООО «А2СТАЛЬ» и ООО «Производственное обеспечение» заключено соглашение об отсрочке платежа по договору поставки товара № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с условиями которого продавец производит поставку товаров с отсрочкой платежа до 21 календарного дня (до ДД.ММ.ГГГГ) по счету № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 150000 рублей (п. 1).
Согласно п. 2 указанного соглашения, отсрочка платежа может быть предоставлена на сумму, не превышающую 10 % от стоимости отгруженных товаров.
Как следует из п. 6 соглашения, стороны согласовали, что если покупатель не погашает задолженность в установленный в п. 1 срок, ему начисляются пени в размере 0,5 % в день от суммы просроченной задолженности (л.д. 14-15).
26 марта 2020 года между Мордвинцевым Д.А., ООО «А2СТАЛЬ» и ООО «Производственное обеспечение» заключен договор поручительства №, согласно которому Мордвинцев Д.А. обязался отвечать перед поставщиком за исполнение ООО «Производственное обеспечение» обязательств по договору поставки №.
В п. 1.2 Мордвинцев Д.А. подтвердил, что ознакомлен с условиями договора поставки.
Согласно п. 1.4 срок поручительства исчисляется со дня заключения договора и прекращается выполнением условий договора поставки № покупателем.
Согласно п. 2.2 договора поручительства, поручитель обязался нести солидарную ответственность с покупателем перед поставщиком за исполнение обязательства по договору поставки, включая сумму оплаты поставленной продукции, оплату транспортных расходов, уплата штрафов и неустоек, возмещение судебных издержек и других убытков поставщика (л.д. 16-17).
Факт передачи товара по указанному договору поставки подтверждается копией счета-фактуры от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму 386656 рублей (л.д. 18-19) и не оспаривался ответчиками в ходе судебного разбирательства.
Как следует из содержания искового заявления, на дату предъявления иска задолженность по договору поставки составила 126656 рублей, размер задолженности ответчиками в ходе судебного разбирательства не оспаривался, в связи с чем суд полагает возможным принять во внимание доводы представителя истца о допущенной в просительной части искового заявления технической ошибке в части указания суммы задолженности в размере 126649,44 рублей.
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, учитывая, что ООО «Производственное обеспечение» допущена просрочка по оплате товара, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчиков солидарно в пользу истца суммы задолженности по договору поставки, с учетом отказа истца от иска в части 30000 рублей, то есть в сумме 96656 рублей (126656-30000).
Согласно расчету истца, размер неустойки за период с 18.04.2020 по 17.08.2020 года составил 80990,44 рублей, при этом в расчете отражено частичное погашение задолженности в сумме 10000 рублей 19 июня 2020 года.
Проверив представленный истцом расчет, суд находит его арифметически неверным, поскольку отсрочка платежа была предоставлено до 18.04.2020 года, следовательно первым днем начисления неустойки будет является 19.04.2020, размер неустойки, исчисленной в соответствии с п. 6 соглашение об отсрочке от 26.03.2020 года составит 79726,88 рублей (136656*62*0,5 % (за период с 19.04.2020 по 19.06.2020) и 126656*59*0,5 % (за период с 20.06.2020 по 17.08.2020).
В соответствии со ст. 331 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства.
Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке.
В ходе судебного разбирательства ответчик Мордвинцев Д.А. оспаривал то обстоятельство, что был ознакомлен с соглашение об отсрочке платежа, при этом поручительство давалось им на условиях первоначального договора поставки, предусматривавшего стопроцентную предоплату.
В соответствии с пунктом 1 статьи 367 ГК РФ Поручительство прекращается с прекращением обеспеченного им обязательства. Прекращение обеспеченного обязательства в связи с ликвидацией должника после того, как кредитор предъявил в суд или в ином установленном законом порядке требование к поручителю, не прекращает поручительство.
В случае, если обеспеченное поручительством обязательство было изменено без согласия поручителя, что повлекло за собой увеличение ответственности или иные неблагоприятные последствия для поручителя, поручитель отвечает на прежних условиях.
Договор поручительства может предусматривать заранее данное согласие поручителя в случае изменения обязательства отвечать перед кредитором на измененных условиях. Такое согласие должно предусматривать пределы, в которых поручитель согласен отвечать по обязательствам должника.
Поручительство прекращается по истечении указанного в договоре поручительства срока, на который оно дано. Если такой срок не установлен, оно прекращается при условии, что кредитор в течение года со дня наступления срока исполнения обеспеченного поручительством обязательства не предъявит иск к поручителю. Когда срок исполнения основного обязательства не указан и не может быть определен или определен моментом востребования, поручительство прекращается, если кредитор не предъявит иск к поручителю в течение двух лет со дня заключения договора поручительства (ч. 2, 6 ст. 367 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.07.2012 № 42 «О некоторых вопросах разрешения споров, связанных с поручительством» применяя названные положения ГК РФ, суды должны учитывать их цель, состоящую в защите поручителя от неблагоприятных изменений основного обязательства, а не в создании для него необоснованных преимуществ в виде прекращения поручительства и в том случае, если основное обязательство было изменено без каких-либо неблагоприятных последствий для поручителя, хотя бы и без согласия последнего.
В этой связи изменение основного обязательства (в случае увеличения суммы долга должника перед кредитором, размера процентов по денежному обязательству) само по себе не ухудшает положение поручителя и не прекращает поручительство, так как в данном случае поручитель отвечает перед кредитором на первоначальных условиях обязательства, обеспеченного поручительством, как если бы изменения обязательства не произошло. Обязательство в измененной части не считается обеспеченным поручительством.
Поскольку в договоре поставки № от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует соглашение о неустойке за просрочку оплаты товара, при этом положения договора поручительства не содержат указания на ознакомление поручителя с данным соглашением и согласия отвечать перед продавцом на предусмотренных им условиях, напротив, согласно 1.3 договора поручительства, предусмотрено условие, что поставщик и покупатель вправе вносить изменения в договор поручительства с согласия поручителя, суд приходит к выводу о том, что оснований для прекращения поручительства Мордвинцева Д.А. не имеется, в то же время поручитель, отвечает солидарно перед истцом за исполнение обязательств покупателем по договору поставки на первоначальных условиях, то есть в сумме задолженности по договору поставки.
Указание в договоре поручительства на ответственность поручителя том числе и по уплате штрафов и неустоек правового значения не имеет, поскольку первоначальным договором поставки ответственность в виде неустойки за нарушение срока оплаты не предусмотрена.
Таким образом, неустойка, исчисленная в соответствии с п. 6 соглашения об отсрочке за период с 19.04.2020 по 17.08.2020 в сумме 79726,88 рублей подлежит взысканию с ответчика ООО «Производственное обеспечение», которым ходатайств о применении положений ст. 333 ГК РФ к сумме неустойки не заявлено, в удовлетворении исковых требований в данной части к ответчику Мордвинцеву Д.А. должном быть отказано.
Поскольку суд пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований, с ответчиков в силу положений ст. 98 ГПК РФ, подлежат взысканию расходы истца по оплате государственной пошлины пропорционально размеру удовлетворенных судом требований, с ООО «Производственное обеспечение», Мордвинцева Д.А. солидарно в сумме 3732,99 рублей, с ООО «Производственное обеспечение» в сумме 1530,77 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ «░2░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 96656 ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 3732,99 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░ «░2░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 19.04.2020 ░░ 17.08.2020 ░ ░░░░░ 79726,88 ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 1530,77 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░