Судья Румянцева И.М. Дело № 33-2087/2019 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Архаровой Л.В., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Сметаниной Е.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 апреля 2019 года дело по апелляционной жалобе Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми на решение Интинского городского суда Республики Коми от 04 декабря 2018 года, которым постановлено:
признать Земцову Т.С. не имеющей жилого помещения, подлежащего сдаче в муниципальную собственность, для получения государственного жилищного сертификата,
обязать Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми предоставить Земцовой Т.С. государственный жилищный сертификат в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в порядке очередности на состав семьи один человек без оформления обязательства о сдаче жилого помещения, расположенного <Адрес обезличен>.
Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В., судебная коллегия
установила:
Земцова Т.С. обратилась с иском к администрации МОГО «Инта», Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми о признании не имеющей жилого помещения, подлежащего сдаче в муниципальную собственность для получения государственного жилищного сертификата в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», и понуждении предоставить социальную выплату для переселения из районов Крайнего Севера без оформления обязательства о сдаче жилого помещения, расположенного <Адрес обезличен>
Ответчиками иск не признан.
Судом постановлено приведенное выше решение.
Представитель Минстроя оспорил решение суда, указав, что истец, являясь собственником жилого помещения <Адрес обезличен> и участником программы на переселение из районов Крайнего Севера, произвела отчуждение данного жилого помещения и не может быть освобождена от обязательства по сдаче жилого помещения в муниципальную собственность.
В суде апелляционной инстанции стороны участия не принимали, извещены о времени и месте надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Земцова Т.С. была зарегистрирована по месту жительства <Адрес обезличен>, с З. в период с 20.08.1973 по 20.02.2010. С 09.03.2010 зарегистрирована одна по месту жительства <Адрес обезличен>
Жилое помещение, расположенное <Адрес обезличен>, находилось в собственности Земцовой Т.С., 16.03.2010 прекращено право собственности.
Жилое помещение, расположенное <Адрес обезличен>, находится в собственности дочери истца - О. с 09.10.1996, последняя со своей семьей проживает <Адрес обезличен>
Истец состоит в Списках очередности граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для переселения из РКС по категории «инвалиды» с составом семьи 1 человек с датой постановки на учет 06.12.1999.
Письмом от 18.10.2018 № 02-22-11/6709 Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми предложено Земцовой Т.С. для получения государственного жилищного сертификата оформить обязательство о сдаче жилого помещения <Адрес обезличен>, или в судебном порядке признать себя не имеющей жилого помещения, подлежащего сдаче в муниципальную собственность для получения государственного жилищного сертификата.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что жилое помещение, расположенное <Адрес обезличен>, находится в собственности О., Земцова Т.С. никогда не являлась собственником данного жилого помещения, О. не является членом семьи Земцовой Т.С. и получателем жилищной субсидии, в связи с чем удовлетворил иск.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда.
Доводы апелляционной жалобы отклонены по следующим основаниям.
Статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно ст. 6 указанного Федерального закона от 25.10.2002 (в редакции, действовавшей до 01.01.2012) условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат. Обязательство о расторжении договора социального найма или об отчуждении по договору мены жилого помещения подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Исполнение обязательства о расторжении договора социального найма или об отчуждении по договору мены жилого помещения осуществляется в двухмесячный срок после приобретения гражданином жилья за счет предоставленной ему жилищной субсидии. Гражданам, продавшим жилье, принадлежавшее им на праве собственности, размер жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору купли - продажи.
Федеральным законом от 17.07.2011 № 212-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» внесены изменения в ст. 6 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ:
при приобретении жилого помещения за счет жилищной субсидии, отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности. В случае отчуждения получателями жилищной субсидии данных жилых помещений иным лицам, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. При этом для расчета значения размера жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 17.07.2011 № 212-ФЗ изменения вступили в силу с 01.01.2012.
Таким образом, нормы Федерального закона от 25.10.2002, действующие до 01.01.2012, предусматривали альтернативную обязанность лиц, получающих жилищную субсидию, по расторжению договора социального найма и передаче жилого помещения либо об отчуждении жилого помещения, принадлежавшего им на праве собственности, а в случае продажи жилья - уменьшение размера жилищной субсидии.
Часть 4 ст.6 Федерального закона от 25.10.2002 в редакции Федерального закона от 07.06.2017 N 119-ФЗ предусматривает: в случае, если после постановки гражданина на учет в качестве имеющего права на получение жилищной субсидии этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение пяти лет, предшествующих дате выдачи ему государственного жилищного сертификата, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение). При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм. В случае отсутствия кадастровой стоимости жилого помещения на указанную дату при определении размера предоставляемой жилищной субсидии учитывается величина инвентаризационной стоимости жилого помещения.
Суд правильно указал на правовую позицию, сформулированную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24.05.2001 по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», согласно которой придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.
Законодатель, определяя условия выдачи гражданину жилищной субсидии, предусмотрел требование как об обязательном отчуждении в государственную или муниципальную собственность всех принадлежащих гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности жилых помещений (дача обязательства), так и уменьшение размера предоставляемой жилищной субсидии на стоимость жилых помещений в случае их отчуждения гражданами иным лицам, при этом установил 5-летний срок до выдачи сертификата для учета таких сделок.
Земцова Т.С. продала принадлежавшую ей квартиру в 2010 году в период действия первоначальной редакции закона, проживала впоследствии в квартире дочери, членом семьи которой не являлась, т.к. проживала раздельно. В настоящее время истец жилья, подлежащего сдаче, не имеет и не может дать обязательство по сдаче квартиры <Адрес обезличен>, принадлежащей ни ей самой, ни члену ее семьи.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Интинского городского суда Республики Коми от 04 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи