Дело № 2-6948/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Попова А.В. при секретаре Бабиковой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 02 октября 2017 года гражданское дело по иску Киселевой Ю.М. к администрации МО ГО "Сыктывкар" о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение,
установил:
в производстве суда находится указанное выше дело. Киселева Ю.М. заявила требования к администрации МО ГО "Сыктывкар" о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение. В обоснование иска указано, что истец проживает в деревянном доме с печным отоплением с двумя несовершеннолетними детьми. Один из детей страдает заболеванием .... Реёбнок нуждается в постоянном уходе. Имеющееся жилое помещение приобретено на средства материнского капитала. Оно признано непригодным для проживания, однако ответчик отказывает в предоставлении благоустроенного жилого помещения.
В судебное заседание стороны, извещённые о месте и времени рассмотрения дела в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не явились. Истец просила об отложении дела. В удовлетворении данного ходатайства было отказано.
Ранее при рассмотрении дела истец настаивала на иске по доводам, в нём изложенным.
Ответчик представил иск, в котором просил в удовлетворении иска отказать.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Установлено, что истец Киселева Ю.М. и её ... дети ... И.Е. (** ** **) и ... А.О. (** ** **) проживают в жилом помещении по адресу: ... Данное помещение принадлежит им на праве собственности. ... доля принадлежала умершему отцу ... И.Е. и мужу истца – ... Е.Г.
Иные лица в жилом помещении не зарегистрированы.
Заключением межведомственной комиссии № 13 от 05.02.2016 принято решение о выявлении оснований для признания указанного жилого помещения непригодным для проживания.
Согласно информации администрации МО ГО "Сыктывкар" ... А.О. и ... И.Е. за предоставлением муниципальной услуги "Признание граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории МО ГО "Сыктывкар" не обращались и в качестве малоимущего гражданина (малоимущей семьи) для предоставления по договору социального найма жилого помещения на территории МО ГО "Сыктывкар" не зарегистрированы. Киселева Ю.М, за данной услугой обращалась 01.03.2016 и 04.07.2017. В предоставлении данной услуги было отказано 14.03.2016 и 13.07.2017 соответственно.
Также 20.06.2016 Киселева Ю.М. обращалась к Главе Республики Коми с заявлением о жилищном вопросе, в котором указала на непригодность её жилого помещения и болезнь детей.
На данное обращение администрацией МО ГО "Сыктывкар" дан ответ от 20.07.2016 о разъяснении порядка признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, порядка предоставления жилых помещений по договорам социального найма, а также положения норм Жилищного кодекса Российской Федерации о внеочередном предоставлении жилых помещений для граждан, страдающих тяжёлыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с данным гражданином невозможно. Кроме того, разъяснены положения Закона Республики Коми № 30-РЗ о праве на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья и порядок обращения за данными выплатами. Также истцу предложено жилое помещение маневренного фонда.
31.03.2017 Киселева Ю.М. обратилась в администрацию МО ГО "Сыктывкар" с заявлением о предоставлении жилья, в котором сослалась на наличие заболевания у сына и невозможность проживания в квартире. К заявлению приложены выписка из истории болезни, акты от 01.02.2016, от 01.03.2017, заключение межведомственной комиссии от 05.02.2016.
Письмом от 19.04.2017 администрация МО ГО "Сыктывкар" отказала в улучшении жилищных условий Киселевой Ю.М., сославшись на то, что не представлен документ, подтверждающий право ... И.Е. на получение жилого помещения во внеочередном порядке. Также указано, что заявитель не состоит на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Одновременно разъяснён порядок обращения за соответствующими муниципальными услугами.
Истцом представлены выписки из истории болезни ... И.Е. Согласно ним ребёнок страдает ... Иных медицинских документов истцом не представлено.
С учётом установленных обстоятельств дела суд исходит из необходимости проверки наличия у истца права на получение жилого помещения по следующим основаниям.
Согласно положениям частей 1 и 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным указанным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке. При этом малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане:
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу положений ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных указанным Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 данного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
При этом частями 3 и 4 указанной статьи предусмотрено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 данной статьи случаев.
Частью 2 указанной предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
- гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
- гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 данного Кодекса перечне.
Исходя из положений статей 49, 52 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, указанным в ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, принятым в установленном порядке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Истица и члены ее семьи на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в установленном порядке не принимались, малоимущими для постановки на такой учет в порядке, предусмотренном Законом Республики Коми от 10.11.2005 № 119-РЗ истица и члены ее семьи также не признавались.
Кроме того, в соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (далее – Положение).
В силу п. 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее – комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных п. 7(1) Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности). В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном п. 47 Положения.
Таким образом, оценка состояния многоквартирного дома для целей признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции относится к исключительной компетенции соответствующей межведомственной комиссии.
Согласно п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном п. 47 Положения.
В соответствии с п. 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает в себе, в том числе: составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
Пунктом 45 Положения предусмотрено, что для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения, в том числе, следующие документы: заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
При этом в силу п. 46 Положения, в случае непредставления заявителем документов, предусмотренных п. 45 Положения, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия комиссия возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы в течение 15 дней со дня истечения срока, предусмотренного абзацем первым данного пункта.
Таким образом, обязанность межведомственной комиссии по рассмотрению обращения гражданина о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции корреспондируется с обязанностью обратившегося за принятием такого решения лица представить предусмотренные нормативно-правовыми актами документы.
Исходя из буквального толкования абзаца 2 п. 49 Положения распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц издается лишь в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Решений о признании многоквартирного дома ... аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в установленном порядке не принималось.
Доказательств обращения заинтересованных лиц в администрацию МО ГО «Сыктывкар» в установленном порядке, включая предоставление заключения специализированной организации, за признанием дома ... аварийным и подлежащим сносу или реконструкции суд не представлено. Представителем администрации МО ГО «Сыктывкар» указано на отсутствие фактов таких обращений.
Кроме того, по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу положений части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.
Таким образом, жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Таким образом, истец и её дети не состоят на учёте в качестве лица, нуждающихся в жилых помещениях, малоимущими в этих целях не признаны. Заключение межведомственной комиссии о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не принято.
При этом Киселева Ю.М. не ставит вопрос о признании решений ответчика об отказе в признании семьи малоимущей. Суд исходит из обоснованности данных решений, пока они не отменены.
В связи с чем оснований для предоставления жилого помещения суд не усматривает.
Кроме того, суд полагает необходимым рассмотреть вопрос о внеочередном предоставлении жилого помещения в связи с наличием у ... И.Е. тяжелой формы ... заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
Согласно представленным сведениям ... И.Е. страдает заболеванием, относящимся к перечню тяжелых форм ... заболеваний, при которых совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 названного Кодекса перечне.
Положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав перечисленных в ней категорий граждан.
Между тем, для применения положений о внеочередном предоставлении жилого помещения необходимо и соблюдение общих условий предоставления жилых помещений по договорам социального найма.
Как было указано выше, ни Киселева Ю.М., ни её дети на соответствующем учёте не состоят.
В связи с чем основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Киселевой Ю.М. к администрации МО ГО "Сыктывкар" о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Попов А.В.