Дело № 2-206/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 февраля 2018 года город Уфа
Калининский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сафиуллиной Н.Ш.,
при секретаре Юламановой Л.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Астаевой В.В., Астаевой А.Г. к Бирзгал В.А. о признании утратившим право пользования жилой площадью и снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Астаева В.В., Астаева А.Г. обратились в суд с иском к Бирзгал В.А. о признании утратившим право пользования жилой площадью и снятия с регистрационного учета, указав в обоснование требований, что они являются собственниками жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: г. Уфа, ул. Интернациональная, 151-77. Ответчик выехал из данного жилого помещения в мае 2017 года, но с регистрационного учета не снялся, бремя расходов по содержанию жилого помещения не несет, его личных вещей в квартире нет, по коммунальным платежам оплату не производит.
В судебном заседании истцы Астаева В.В. и Астаева А.Г. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Ответчик Бирзгал В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался по известному суду адресу.
Согласно ст.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
В соответствии с ч.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.
Согласно ч.1 ст.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с ч.1 ст.154 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, если иные сроки рассмотрения и разрешения дел не установлены настоящим Кодексом, а мировым судьей до истечения месяца со дня принятия заявления к производству.
В соответствии со ст. 155 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания.
Согласно ч. ч. 1, 4 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату. Судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем.
В силу ст. 35 ГПК Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин (ч. 1).
Согласно разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, данные в п. п. 63 - 68 Постановления от 23 июня 2015 г. «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», согласно которым юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание право истца на рассмотрение его дела в сроки, предусмотренные процессуальным законодательством, и с целью недопущения нарушения этого права, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
В судебное заседание представитель третьего лица УВМ УМВД России по г. Уфе не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, на основании ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
В силу ч. 4 ст. 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по смыслу ч. ч. 1 и 4 ст. 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц (помимо супругов) с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения.
Правовые последствия отсутствия бывших членов семьи собственника жилого помещения в жилом помещении по причине выезда из него Жилищный кодекс Российской Федерации не регламентирует.
Исходя из аналогии закона (ст. 7 ЖК РФ) к ситуации, связанной с выездом из жилого помещения бывших членов семьи собственника, подлежат применению положения ст. 83 ЖК РФ, а также разъяснения, содержащиеся в п. 32 указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Согласно этим разъяснениям судам необходимо выяснить, по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.
При этом также необходимо учитывать, что отсутствие у гражданина, добровольно выехавшего из жилого помещения в другое место жительства, в новом месте жительства права пользования жилым помещением по договору социального найма или права собственности на жилое помещение само по себе не может являться основанием для признания отсутствия этого гражданина в спорном жилом помещении временным, поскольку согласно ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права. Намерение гражданина отказаться от пользования жилым помещением по договору социального найма может подтверждаться различными доказательствами, в том числе и определенными действиями, в совокупности свидетельствующими о таком волеизъявлении гражданина как стороны в договоре найма жилого помещения.
Судом установлено, что квартира, расположенная по адресу: г. Уфа, ул. Интернациональная, д. 151, кв. 77, принадлежит истцам на праве собственности на основании свидетельств о государственной регистрации права серии 02 АА № 127346 от 31.10.2003 г. и 02 АА № 127347 от 31.10.2003 г.
Согласно свидетельства о расторжении брака II-АР №586190, брак между Астаевой В.В. и Бирзгал В.А. прекращен 06.04.2016 г.
Как следует из адресной справки, ответчик Бирзгал В.А. с 06.07.2010г. зарегистрирован в квартире, расположенной по адресу: г. Уфа, ул. Интернациональная, д. 151, кв. 77.
Из показаний свидетелей Бобровой М.А. и Фокеевой Д.В. следует, что в квартире, расположенной по адресу: г. Уфа, ул. Интернациональная, д. 151, кв. 77, проживает Астаева В.В. и Астаева А.Г., ответчик в указанной квартире не живет с мая 2017 года, о каких-либо конфликтах по поводу квартиры им неизвестно.
Из показаний истцов в судебном заседании следует, что ответчик был зарегистрирован в принадлежащем истцам жилом помещении, после расторжения брака около года жил в этой квартире с разрешения Астаевой В.В., общее хозяйство не вели, выехал добровольно, забрал личные вещи, документы, попыток вернуться не делал.
Согласно ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что ответчик Бирзгал В.А. не проживает в жилом помещении на протяжении длительного периода, его выезд носил добровольный и постоянный характер, обязанность по его содержанию не исполняет. Доказательств того, что ему чинились какие-либо препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, имели место попытки вселения не представлено, судом в ходе судебного разбирательства не добыто.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд считает, что требования истцов о признании Бирзгал В.А. утратившим право пользования жилым помещением - квартирой, расположенной по адресу: г. Уфа, ул. Интернациональная, д. 151, кв. 77 подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 7 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», п.31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года №713, п.128 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы России от 11 сентября 2012 года №288,снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в случае признания утратившим право пользования жилым помещением на основании вступившего в законную силу решения суда.
Таким образом, учитывая, что в силу действующего законодательства сама по себе регистрация не порождает прав на жилое помещение, а принятие судом решения о признании утратившим право пользования жилым помещением является одним из оснований для снятия гражданина Российской Федерации с регистрационного учета с жилого помещения, ответчик Бирзгал В.А. подлежит снятию с регистрационного учета квартиры, расположенной по адресу: г. Уфа, ул. Интернациональная, д. 151, кв. 77.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Астаевой В.В., Астаевой А.Г. к Бирзгал В.А. о признании утратившим право пользования жилой площадью и снятии с регистрационного учета удовлетворить.
Признать Бирзгал В.А. утратившим право пользования жилым помещением – квартирой, расположенной по адресу: г. Уфа, ул. Интернациональная, д. 151, кв. 77.
Решение является основанием для снятия Бирзгал В.А. с регистрационного учета по адресу: г. Уфа, ул. Интернациональная, д. 151, кв. 77.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Калининский районный суд г. Уфы РБ.
Судья Н.Ш. Сафиуллина