ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88а-8402/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 26 мая 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В.,
судей Зеленского А.М., Терентьевой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Сладкевича В.П. – Фаррахова К.Р. на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 20 июля 2020 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 27 октября 2020 года по административному делу № 2а-2323/2020 по административному исковому заявлению Сладкевича В.П. к администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А., выслушав пояснения Сладкевича В.П., его представителя Белоусова Д.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга Шаймарданову Т.В. возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Сладкевич В.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении и обязании принять на учет в соответствии с поданным заявлением от 25.12.2019.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован и проживает в двухкомнатной квартире общей площадью 55,86 кв.м, по адресу: <адрес>. В указанной квартире ему принадлежит 1/5 доля в праве долевой собственности. Административный истец является ветераном Великой Отечественной войны, жителем блокадного Ленинграда, в связи с чем имеет право на льготы. Согласно справке о регистрации форма 9 в данной квартире зарегистрированы и проживают 7 человек. Таким образом, на каждого жильца приходится 5,04 кв.м, жилой площади. 25.12.2019 истец обратился в администрацию Василеостровского района Санкт-Петербурга с заявлением о принятии на учет нуждающихся улучшении жилищных условий. Решением административного ответчика от 28.01.2020 в постанове на учет отказано на основании п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ со ссылкой на достаточную жилищную обеспеченность. Указал, что все проживающие в квартире лица не являются членами одной семьи, не имеют совместного бюджета, не ведут совместное хозяйство, факт родственных отношений не исключает отсутствия семейных отношений, в связи с чем, принятое 20.01.2020 административным ответчиком решение является незаконным. Являясь собственником 1/5 доли в праве собственности на указанную квартиру, административный истец никаких намеренных действий по ухудшению своих жилищных условий не совершал. Поскольку проживающие в квартире лица членами одной семьи не являются, при расчете жилищной обеспеченности истца не должны приниматься другие жилые помещения, которыми они владеют.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 20 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 27 октября 2020 года, отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе, поданной 31 марта 2021 года через Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 07 апреля 2021 года представитель Сладкевича В.П.–Фаррахов К.Р., просит об отмене судебных постановлений, и вынесении нового решения об удовлетворении ее требований, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Полагает, что при расчете жилищной обеспеченности административного истца не должны приниматься другие жилые помещения, которыми владеют жильцы квартиры, не являющиеся членами его семьи.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Сладкевич В.П. с 06.03.1975 проживает в отдельной двухкомнатной квартире общей площадью 55, 86 кв.м., жилой - 35, 29 кв.м, по адресу: <адрес>.
17.08.1992 указанная квартира приватизирована Сладкевичем В.П., ФИО8 (жена), ФИО9(дочь), ФИО10(внучка), ФИО11 (сын) на основании договора безвозмездной передачи квартиры в общую совместную собственность граждан.
Соглашением от 24.04.2015 года сособственниками определены равные доли в праве собственности на указанную квартиру.
После смерти супруги ФИО8 административному истцу, унаследовавшему ее долю, стало принадлежать 2/5 долей в праве собственности на указанную квартиру.
Государственная регистрации права собственности указанных лиц на данную квартиру произведена в установленном законом порядке.
На момент возникновения спорных правоотношений в указанной квартире зарегистрированы: административный истец с 06.03.1975; ФИО12 (сын истца) с 06.03.1975 по 09.08.1988, затем с 20.07.1990; ФИО9 (дочь истца) с 06.03.1975 по 26.08.1986, затем с 10.09.2019; ФИО13 (внучка истца) с 21.01.1986 по 26.08.1986, затем с 24.10.2007; ФИО14, 01.09.2015 года рождения, (сын внучки истца) с 22.09.2015; ФИО15 05.01. 2019 года рождения, (дочь внучки истца) с 28.01.2019; ФИО16 (муж внучки истца) с 05.03.2019.
25.12.2019 года Сладкевич В.П. обратился в администрацию Василеостровского района Санкт-Петербурга с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
28.01.2020 года по результатам рассмотрения заявления на заседании Жилищной комиссии администрации Василеостровского района Санкт- Петербурга рекомендовано отказать в удовлетворении указанного заявления, в связи с тем, что совокупный метраж общей площади жилого помещения на семью 7 человек (всех совместно зарегистрированных) с учетом жилья мужа дочери ФИО9 в <адрес>, семьи внучки ФИО24 (55,86+20,2+33,2=109,26) на одного человека составляет 15,61 кв.м.
При оценке жилищной обеспеченности учтено наличие в совместной собственности ФИО16 и ФИО24 на основании договора долевого участия в строительстве от 13.04.2015 отдельного жилого помещения площадью 33,2 кв.м. - квартиры по адресу: <адрес>, о чем 13.11.2017 произведена регистрация права.
Жилищной комиссией учтено, что ФИО16 вселился в спорную квартиру 05.03.2019 года в качестве члена семьи ФИО1, ФИО9 прибыла в спорную квартиру 09.10.2019 года из отдельной трехкомнатной квартиры площадью 60,6 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, которая согласно сведениям из ЕГРН находится в собственности ее мужа ФИО17 на основании договора приватизации от 11.04.2013 года.
30.12.2020 года администрация Василеостровского района Санкт-Петербурга письмом № 240/13 уведомила ФИО1 об отказе в постанове на учет на основании п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ, в связи с тем, что жилищная обеспеченность административного истца превышает установленный учетный норматив.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суды правомерно пришли к выводу о том, что администрацией Василеостровского района Санкт-Петербурга обоснованно отказано Сладкевич В.П. в постанове на учет в качестве нуждающегося, учитывая наличие членов семьи иного жилья.
С данным выводом судебная коллегия согласна по следующим основаниям.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (пункт 2 части 1, 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Предметом правового регулирования Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» (далее - Закона Санкт- Петербурга № 407-65) являются общественные отношения, связанные с механизмом реализации права на жилище жителей Санкт-Петербурга, а именно: законодателем субъекта Российской Федерации определен порядок и условия предоставления жилых помещений жителям города Санкт- Петербурга по договорам социального найма из жилищного фонда Санкт- Петербурга; порядок признания жителей Санкт-Петербурга малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что согласуется с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.
Учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет: 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах; 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах (пунктом 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга № 407-65 ).
В силу пункта 3.12.1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 19 декабря 2017 года №1098 «Об администрациях районов Санкт- Петербурга» полномочиями Администрации района является осуществление в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий, Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт- Петербурга от 28 апреля 2017 года № 536-р был утвержден соответствующий Административный регламент предоставления государственной услуги.
Пункт 2.6.1.1 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги и подлежащих представлению заявителем.
В частности пункт 2.6.1.1 указывает, что для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (кроме реабилитированных граждан) должны быть представлены, в том числе документы, подтверждающие сведения о месте жительства заявителя и членов его семьи за пятилетний период, предшествующий обращению о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях: справки о регистрации но месту жительства (форма 9); иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают право, основания владения и пользования жилым помещением.
В силу статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в пункте 11 Постановления от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы, как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи.
По смыслу частей 1 и 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами.
Вопрос о признании лица бывшим членом семьи собственника жилого помещения при возникновении спора решается судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела.
При этом, учитывая положения части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, следует иметь в виду, что поскольку ведение общего хозяйства между собственником жилого помещения и лицом, вселенным им в данное жилое помещение, не является обязательным условием признания его членом семьи собственника жилого помещения, то и отсутствие ведения общего хозяйства собственником жилого помещения с указанным лицом либо прекращение ими ведения общего хозяйства (например, по взаимному согласию) само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения. Данное обстоятельство должно оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами по делу (статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) (пункт 13 Постановления).
Суды обоснованно пришли к выводу о том, что при расчете уровня обеспеченности административного истца необходимо учитывать общую площадь двух жилых помещений: 55.86 + 33.2=89,06 (квартиры но адресу: город <адрес>, квартиры по адресу: <адрес>). Из чего следует, что общая площадь на каждого члена семьи составляет 89,06:7=12,72 кв.м., что значительно превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную на территории Санкт-Петербурга и составляющую 9 кв.м, общей площади жилого помещения на человека.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном включении в качестве членов семьи лиц проживающих в одной квартире с административным истцом получили оценку в суде апелляционной инстанции
Судебная коллегия правомерно указала, что исходя из законодательного определения коммунальной квартиры, указанная квартира таковой не является, поскольку две жилые комнаты заняты одной семьей на основании единого договора.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, были предметом изучения судов и им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах дела и не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░ 2020 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 27 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2░-2323/2020 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09 ░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░