Судья Медведев С.Н. №33-../2023 (№2-../2023)
86RS0010-01-2023-..-83
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 сентября 2023 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Данилова А.В.,
судей Решетниковой О.В., Солониной Е.А.,
при секретаре Чайка Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ш.Э.Р., Ш.К.Д. к администрации города Мегиона о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору мены,
по апелляционной жалобе администрации города Мегиона на решение Мегионского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17 мая 2023 года, которым постановлено:
«Иск Ш.Э.Р., Ш.К.Д. к администрации города Мегиона, третьи лица М.Ф.С., Ш.Д.С., Ш.Д.Д. о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору мены удовлетворить частично.
Обязать администрацию города Мегиона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры предоставить Ш.Э.Р., Ш.К.Д. в общую долевую собственность, по 1/2 доле каждой, благоустроенное жилое помещение (квартиру), состоящее из одной комнаты, общей площадью не менее 18,2 кв.м, отвечающее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте города Мегиона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, по договору мены, взамен жилого помещения, расположенному по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Мегион, улица ., в соответствии с условиями «Адресной программы городского округа Мегион по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утвержденной постановлением администрации города Мегиона от 07.06.2019 № 1125.
В остальной части исковых требований Ш.Э.Р., Ш.К.Д. в удовлетворении отказать».
Заслушав доклад судьи Солониной Е.А., судебная коллегия
установила:
Ш.Э.Р. Ш.К.Д. обратилась в суд с иском к администрации города Мегиона о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору мены. В обоснование иска указали, что 01.11.2005 заключен договор купли-продажи квартиры между П.И.И. и И. (Ш. , свидетельство о браке от .) Э.Р., действующей от себя и как законный представитель И.К.Р., . года рождения, в равнодолевую собственность, состоящей из одной комнаты, площадью 18,2 кв.м и жилой 13,1 кв.м, в двухэтажном доме, на первом этаже в доме из бруса по адресу: город Meгион, . А, .. Распоряжением главы города от . .. «О признании жилых домов непригодными (пригодными) для постоянного проживания граждан, аварийными и подлежащим сносу». Постановлением № 1751 от 23.06.2022 «Об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд» администрацией города Мегиона принято решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд под многоквартирным домом, расположенным по адресу: город Мегион, улица .. В 2023 году ООО «Мегапроект» провело дополнительное обследование многоквартирного жилого дома. В результате обследования установлено, что ограждающие и несущие конструкции многоквартирного жилого дома представляют опасность для жизни и здоровья человека по причине их аварийного состояния. Помещения не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеют ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом, эксплуатационных характеристик, приведших к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания. В настоящее время письма в адрес истцов с предлагаемым вариантом не направлялись. Жилое помещение включено в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года. Согласно распоряжению главы города от 24.11.2006 № 954 данный дом признан аварийным 24.11.2006.
Просит, с учетом изменения исковых требований, обязать администрацию города Мегиона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры предоставить Ш.Э.Р., Ш.К.Д. благоустроенное жилое помещение (квартиру), состоящее из одной комнаты, общей площадью не менее 18,2 кв.м, находящееся в черте города Мегиона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, отвечающее санитарным и техническим нормам по договору мены вне очереди, без доплаты взамен жилого помещения, расположенного по адресу: город Мегион, улица ..
Определением от 26.04.2023 М.Ф.С., Ш.Д.С., Ш.Д.Д. привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Представитель истца М.С.В. в судебном заседании исковые требования с учетом их изменений поддержала.
Истец, представитель ответчика администрации города Мегиона, третьи лица М.Ф.С., Ш.Д.С., Ш.Д.Д., извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено судом в отсутствие указанных лиц.
В письменных возражениях относительно исковых требований администрация города Мегиона указала, что исковые требования заявлены преждевременно. Расселение жилищного фонда, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом до 01.01.2017г., осуществляется в рамках адресной программы городского округа город Мегион по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утвержденная постановлением администрации города от 07.06.2019 № 1125. В рамках реализации адресной программы, в 2023 году администрация города планирует приобретение жилых помещений в домах-новостройках, расположенных на территории города Мегиона, в муниципальную собственность, путем проведения аукционов. Мероприятия по расселению жилого дома . города Мегиона, будут осуществлены после оформления приобретенных жилых помещений в муниципальную собственность. Считает, что определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Требование о предоставлении жилого помещения взамен признанного аварийным и подлежащим сносу вне очереди не обоснованно, поскольку истцы на учете в качестве малоимущих и нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма не состоят и являются собственниками спорного жилого помещения. С требованием о предоставлении жилого помещения по договору мены без доплаты не согласны. В соответствии с Адресной программой крайний срок расселения дома . в городе Мегионе установлен до конца октября 2023 года. В соответствии с условиями адресной программы собственники наделены правом выбора способа реализации своих жилищных прав, истец вправе претендовать на предоставление взамен принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения другого благоустроенного жилого помещения по договору мены с доплатой в рассрочку, причем размер доплаты будет зависеть от обстоятельства наличия у истца на момент признания аварийным и подлежащим сносу многоквартирного дома кроме спорного жилого помещения в собственности другого жилого помещения на территории города Мегиона. При этом, доплата гражданином дополнительной площади предоставляемого жилья должна производиться на основании договора, заключенного между гражданином и муниципальным образованием в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в форме оплаты разницы между стоимостью передаваемого и изымаемого жилого помещения (части этой стоимости) в бюджет муниципального образования. При этом, как федеральное законодательство, так и государственная адресная программа предусматривают возможность доплаты гражданами за превышение площади и стоимости предоставляемого жилья гражданам взамен изымаемых у них жилых помещений.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе администрация города Мегиона просит отменить решение, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований. В обосновании доводов апелляционной жалобы указывает, что судом нарушены нормы материального права, неправильно определены имеющие значение для дела обстоятельства. В обоснование доводов жалобы ссылается на доводы возражений на исковое заявление. Полагает, суд не учел исключительную прерогативу полномочий администрации города в части установления сроков отселения граждан.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств, заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представили. Информация о движении дела заблаговременно размещена на официальном сайте суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах заявленных доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Ш. (И.) Э.Р. и Ш.К.Д. (И.К.Р.) являются собственниками квартиры, стоящей из 1 комнаты, общей площадью .,2 кв.м, жилой 13,1 кв.м, на 1 этаже, в 2 этажном доме по адресу: Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Мегион, улица . по . доле в праве общей долевой собственности.
Между Ш.Д.С. и И.Э.Р. . заключён брак, И.Э.Р. присвоена фамилия «Ш. ». Свидетельством об удочерении I-ПН .. от ., выданным отделом ЗАГС администрации города Мегиона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, подтверждена смена фамилии и отчества И.К.Р. на Ш.К.Д..
Департаментом муниципальной собственности администрации города Мегиона в адрес Ш.Д.С. 03.06.2011 направлен ответ на заявление от 31.05.2011, в котором сообщается, что дом . города Мегиона признан непригодным для постоянного проживания граждан распоряжением главы города от . .. «О признании жилых домов непригодными (пригодными) для постоянного проживания граждан, аварийными и подлежащими сносу».
Согласно техническому заключению по дополнительному обследованию элементов ограждающих и несущих конструкций жилых помещений № 10 доме № . в городе Мегионе, выполненному ООО «Мегапроект» в 2023 году, ограждающие и несущие конструкции указанного многоквартирного жилого дома представляют опасность для жизни и здоровья человека по причине их аварийного состояния.
Согласно заключению муниципальной межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 14.01.2016 № 628, принято решения о наличии оснований для признания жилого дома . в городе Мегионе аварийным и подлежащим сносу.
На основании указанного заключения муниципальной межведомственной комиссии, постановлением администрации города Мегиона от 12.02.2016 № 316 (с неоднократными изменениями), многоквартирный дом . в городе Мегионе признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации города Мегиона от 23.06.2022 № 1751, принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: город Мегион, ., в том числе жилого помещения № 10 в указанном многоквартирном доме.
Ш.Э.Р., Ш.К.Д. на учёте в качестве малоимущих и нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма не состоят.
Согласно ответу Департамента муниципальной собственности администрации города Мегиона от 17.02.2023 № 09/776, квартира . города Мегиона в реестре муниципальной собственности города Мегиона не числится.
Сведений о направлении ответчиком в адрес истцов требования о сносе материалы дела не содержат.
Многоквартирный дом . в городе Мегионе в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» включен как в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, так и в адресную программу городского округа Мегион по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 – 2025 годы и содержится в перечне многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа город Мегион, признанных аварийными до 01.01.2017.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, оценив предоставленные по делу доказательства в их совокупности, пришел к выводу о наличии оснований для возложения на администрацию города Мегиона обязанности по предоставлению истцу по договору мены жилого помещения в собственность взамен изымаемого.Оснований не согласиться с выводами суда суд апелляционной инстанции не находит, поскольку данные выводы основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В п.п. 1, 3 ст. 35 Конституции РФ закреплено, что право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Частью 8 данной статьи предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
В п. 41 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 за 2019 г. (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019 г.) разъяснено, что правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, устанавливает Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», согласно ч. 1 ст. 3 которого в целях данного федерального закона создается государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Под переселением граждан из аварийного жилищного фонда в п. 3 ст. 2 данного федерального закона понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32 и 86, ч. 2 и 3 ст. 88 Жилищного кодекса РФ.
Под предоставлением финансовой поддержки за счет средств Фонда в п. 4 ст. 2 данного федерального закона понимается, среди прочего, предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации на безвозвратной и безвозмездной основе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на условиях, предусмотренных этим же федеральным законом.
В силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. Региональная программа переселения должна содержать сроки расселения. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.
При этом законодатель, предусматривая правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, одновременно предписывает осуществлять переселение граждан из аварийного жилищного фонда не по своему усмотрению, а в соответствии жилищным законодательством.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Таким образом, собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. Включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
При этом другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до определенной даты в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
На основании постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.04.2019 года № 104-п «Об адресной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» постановлением администрации города Мегиона от 07.06.2019 г. № 1125 утверждена Адресная программа городского округа город Мегион по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, которой предусмотрено расселение как граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания и жилых домах, признанных аварийными на основании договоров социального найма, так и собственников таких жилых помещений.
В соответствии с условиями адресной программы, при согласии в письменной форме собственника (собственников) жилого помещения, расположенного в аварийном доме, ему (им) предоставляется жилое помещение по договору мены, взамен изымаемого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
По условиям региональной и муниципальной адресных программ мероприятия по расселению реализует орган местного самоуправления.
В соответствии с разделом 5 Адресной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 01.04.2019 года N 104-п переселение жителей аварийных домов в другие благоустроенные жилые помещения должно быть осуществлено не позднее 01 сентября 2025 года. В первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.
Аналогичные положения содержатся в разделе 6 Адресной программы городского округа Мегион по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Администрации г. Мегиона от 07.06.2019 года № 1125.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в "Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 года), согласно которой, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно техническому заключению ООО «Мегапроект» имеется угроза для жизни и здоровья граждан, пребывающих в спорном жилом доме, ограждающие и несущие конструкции жилого помещения, принадлежащего истцу представляют опасность для жизни и здоровья человека по причине их аварийного состояния.
При таких обстоятельствах, учитывая состояние дома, наличие угрозы жизни и здоровью лиц, проживающих в доме, в связи с возможным обрушением несущих и ограждающих конструкций, принимая во внимание отсутствие у истца другого жилого помещения в собственности либо в пользовании, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Не могут являться основанием для отмены решения суда доводы апелляционной жалобы об исключительной прерогативе полномочий администрации города в части установления сроков отселения граждан, который на момент вынесения решения не наступил, поскольку отселение истца не может быть поставлено в зависимость от установленных сроков сноса жилого дома и переселения граждан, другое жилое помещение должно быть предоставлено незамедлительно.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права.
Выводы суда первой инстанции мотивированы, основаны на оценке представленных сторонами доказательствах по правилам ст. 67 ГПК РФ, не согласиться с ними у судебной коллегии оснований не имеется.
Доказательств, опровергающих выводы суда, материалы дела не содержат, в суд апелляционной инстанции не представлены.
Руководствуясь статьей 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Мегионского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Мегиона – без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Мотивированное определение изготовлено 06.09.2023 года.
Председательствующий |
Данилов А.В. |
Судьи |
Решетникова О.В. |
Солонина Е.А. |