УИД 11RS0001-01-2020-011637-38 Дело № 5-95/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Сыктывкар 11 января 2021 года
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Мишарина И.С., при секретаре Дробот Д.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Каблиса ФИО1, ..., привлекаемого к административной ответственности за совершение правонарушения,
установил:
** ** ** должностным лицом УМВД России по г. Сыктывкару в отношении Каблиса Г.Н. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно протокола об административном правонарушении, ** ** ** в 18 часов 08 минут на «Стефановской площади» г. Сыктывкара при проведении публичного мероприятия в форме одиночного пикета с демонстрацией плаката с надписью «Тюрьма ООН в Гааге. Лучший выбор обнулиться» в непосредственной близости к зданию Конституционного суда Республики Коми, расположенного по адресу: ..., и в границах территории непосредственно прилегающей к Арбитражному суду Республики Коми, расположенному по адресу: ..., не выполнил требования сотрудников полиции о прекращении противоправных действий, нарушив тем самым пункт 3 части 2 статьи 8 и пункт 2 части 4 статьи 6 Федерального закона № 54-ФЗ от 19 июня 2004 года «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и пункты 1, 1.1, 2 постановления Главы администрации МО ГО «Сыктывкар» от 29 октября 2018 года № 10/4160 «Об определении мест (земельных участков), на территории которых запрещается проведение публичных мероприятий».
В судебном заседании Каблис Г.Н. возражал против привлечения его к административной ответственности, указывая на то, что не проводил одиночное пикетирование. Ранее, ** ** ** в АМО ГО «Сыктывкар» иным лицом было направлено уведомление в администрацию МО ГО «Сыктывкар» о проведении публичного мероприятия в указанном месте с количеством участников 10-15 человек. Отказа в согласовании проведения публичного мероприятия в установленные законом сроки от АМО ГО «Сыктывкар» не поступало, в связи с чем, полагали мероприятие согласованным. Ответ администрации поступил с нарушением срока, а именно ** ** **, в котором альтернативных мест проведения публичного мероприятия предложено не было.
УМВД России по г.Сыктывкару, извещенное надлежащим образом в судебное заседание своего представителя не направило.
Заслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, исследовав письменные материалы дела, обозрев видеозапись, суд приходит к следующему.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Частью 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурней жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона № 54- ФЗ).
Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24 октября 2013 года № 1618-0, №1619-0, Федеральный закон № 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2).
При этом в силу общих положений данного Кодекса, закрепленных в части 1 статьи 2.1, ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона № 54-ФЗ, в соответствии с частью 3 статьи 6 которого во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: 1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации); 2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; 3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Положения ч. 4 статьи 6 Федерального закона №54-ФЗ одновременно закрепляют, что участники публичных мероприятий не вправе: 1) скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности; 2) иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; 3) находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях.
К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации. Невыполнение участником публичного мероприятия законных требований или распоряжений указанных представителей власти, а также воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, подлежит квалификации по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из содержания протокола об административном правонарушении, Каблису В.Г. вменяется совершение им правонарушения, выразившееся в нарушении требований пункта 3 части 2 статьи 8 и пункт 2 части 4 статьи 6 Федерального закона № 54-ФЗ от 19 июня 2004 года «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» Федерального закона №54-ФЗ, а именно факт проведения им публичного мероприятия в форме одиночного пикета в месте, в котором проведение таких мероприятий законодателем запрещено и не выполнение требования сотрудников полиции о прекращении противоправных действий.
Каких-либо доказательств свидетельствующих о том, что Каблис Г.Н. в нарушение требований пункта 2 части 4 статьи 6 Федерального закона № 54-ФЗ имел при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, имел при себе и (или) распивал алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе материалы дела не содержат.
Таким образом, доказательств того, что Каблисом Г.Н. были допущены нарушения требований частей 3 и 4 статьи 6 Федерального закона № 54-ФЗ, отсутствуют.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу пункта 2 статьи 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Каблиса Г.Н. подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 24.5, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Каблиса ФИО2, прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления с подачей жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Судья И.С. Мишарина