Дело № 2-51/2023 (2-497/2022)
(43RS0035-01-2022-000791-33)
З А О Ч Н О Е
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по гражданскому делу № 2-51/2023
14 февраля 2023 года |
город Советск |
Советский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Николиной Н.С.,
при секретаре судебного заседания Одинцовой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района Кировской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области о возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Советского района Кировской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, к администрации муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование заявления указано, что прокуратурой района в ходе проведения проверки исполнения законодательства в сфере ЖКХ выявлены нарушения в деятельности администрации Советского городского поселения.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения водоотведения, а также владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», водоотведение – прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
В соответствии с п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ,
к полномочиям органов местного, самоуправления городских поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации, организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.1 Федерального закона № 416-ФЗ, передача прав владения и (или) пользования централизованными системами водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных названным Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Рассматриваемая канализационно-насосная станция является объектом водоотведения, требования к содержанию таких объектов определены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Бремя содержания имущества означает, что собственник обязан поддерживать имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации состоянии, а также нести расходы на его содержание.
В соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 34 Устава муниципального образования Советское городское поселение, утвержденного решением Думы города Советска от 19.12.2005 № 6, к компетенции администрации города относится управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности в порядке, установленном Думой города Советска.
Установлено, что по адресу: г. Советск, ул. Строителей, д. 2, расположено сооружение канализации, 1973 года постройки, площадью 245,1 кв. м, с кадастровым номером 43:31:010058:209, которое было принято в муниципальную собственность в соответствии с решением Думы г. Советска от 20.04.2021 № 21, на основании постановления администрации поселения от 24.06.2021 № 309 включено в реестр муниципальной собственности, реестровый номер 08-176.
Рассматриваемая КНС расположена на территории ООО «Советский мясокомбинат» по вышеуказанному адресу и обеспечивает работу системы водоотведения многоквартирных жилых домов №№ 79б и 90а по ул. Изергина города Советска; система водоотведения присоединена к централизованной системе водоотведения.
При этом со стороны администрации Советского городского поселения не приняты меры по организации эксплуатации и обслуживанию КНС, в результате чего на территории ООО «Советский мясокомбинат» зафиксированы следы утечки от рассматриваемой КНС.
Положениями Федерального закона № 416-ФЗ предусмотрены особенности передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности.
20.09.2022 по выявленным фактам нарушений прокуратурой района в адрес администрации Советского городского поселения внесено представление об устранении нарушений закона.
Однако, до настоящего времени нарушения закона не устранены, не организована передача КНС на обслуживание ни по концессионному соглашению, ни в рамках договора аренды муниципального имущества.
В соответствии с ч. 1 ст. 43.1 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
При таких обстоятельствах со стороны администрации Советского городского поселения не организовано водоотведение в отношении многоквартирных жилых домов №№ 79б и 90а по ул. Изергина г. Советска, не организована эксплуатация и обслуживание КНС, принадлежащей ответчику на праве муниципальной собственности, в результате чего нарушены права неопределенного круга лиц – жителей данных домов на предоставление коммунальной услуги по водоотведению.
Длительное непринятие мер к надлежащей организации обслуживанию и содержанию КНС сторонней организацией приводит к нарушению её функционирования, о чем свидетельствуют следы утечки, выявленные на территории ООО «Советский мясокомбинат».
Прокурор района просит суд обязать администрацию муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области организовать обслуживание и содержание канализационно-насосной станции по адресу: Кировская область, г. Советск, ул. Строителей, д. 2.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Волго-Вятские коммунальные системы» г. Кирово-Чепецка.
В судебном заседании ст. помощник прокурора Советского района Кировской области Микрюкова М.Л. обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердила; на удовлетворении заявленных исковых требований настаивала; выразила согласие на рассмотрение дела в порядке заочного производства.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
В представленном в адрес суда отзыве (л.д. 49-50), возражая против удовлетворения заявленных истцом требований, указывает, что принимая имущество в собственность, администрация города Советска приняла только сооружение КНС, расположенной на территории ООО «Советский мясокомбинат». Инженерные системы администрацией города Советска в собственность не принимались, их собственник администрации г. Советска не известен. Ранее КНС эксплуатировалась ООО «Советский мясокомбинат».
Согласно ответу на запрос ООО «ВВКС» г. Кирово-Чепецка, услугу по водоотведению по адресам: г. Советск, ул. Изергина 79-б, Изергина 90-а оказывает ООО «ВВКС» г. Кирово-Чепецка. Согласно постановлению администрации города Советска № 57 от 12.02.2021, статусом гарантирующей организации для централизованной системы водоснабжения и водоотведения наделено ООО «ВВКС» г. Кирово-Чепецка.
ООО «ВВКС» г. Кирово-Чепецка получает плату за оказание услуг по водоотведению в спорных домах. Информации о невозможности оказывать услугу водоснабжения и водоотведения в администрацию г. Советска не поступало. Администрация города Советска видит возможность приобрести в собственность инженерные системы КНС, находящиеся на территории ООО «Советский мясокомбинат», только как бесхозяйное имущество, поскольку только лишь в этом случае их ремонт не будет являться нецелевым расходованием бюджетных средств. Кроме того, до момента признания инженерных систем бесхозяйными с дальнейшим признанием права собственности на них за администрацией города Советска, администрация не вправе распоряжаться данными системами, в том числе, передавать их по договорам аренды или концессионному соглашению. Ответчик просил отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьего лица – ООО «Советский мясокомбинат» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В направленном в суд отзыве (л.д. 64-65) указывает, что ООО «Советский мясокомбинат» обратилось с жалобой на действия пристава и АО «ЭнергосбыТ Плюс» в прокуратуру Советского района. В ходе рассмотрения данной жалобы 12.09.2022 старшим помощником прокурора района Микрюковой М.Л. был выявлен факт загрязнения территории ООО «Советский мясокомбинат», в результате чего в районный суд было подано исковое заявление.
К настоящему времени с момента ограничения электроэнергии на ТП18 и выявления прокуратурой фактов загрязнения территории ООО «Советский мясокомбинат» прошло 4 (четыре) месяца, в течение которых все стоки из жилого сектора сливаются на площадку ООО «Советский мясокомбинат». В связи с отсутствием электричества канализационные насосы не работают, канализационные стоки застыли в трубах, имеются утечки данных стоков. Оборудование и помещения, которые должны быть реализованы в рамках конкурсного производства, затоплены канализационными стоками, что делает невозможным продажу данных объектов, тем самым права ООО «Советский мясокомбинат» нарушены.
Согласно схеме энергоснабжения, КНС была запитана через ТП-18. АО «ЭнергосбыТ Плюс» ввело ограничение по подстанции ТП-18. Других подстанций на территории мясокомбината нет, подключение питания к КНС возможно только через ТП-18, следовательно, для функционирования КНС необходимо восстановить электроснабжение ТП-18.
В связи с изложенным представитель третьего лица полагает, что администрации МО Советское городское поселение необходимо заключить договор электроснабжения с АО «ЭнергосбыТ Плюс».
В силу ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Поскольку КНС является собственностью администрации МО Советское городское поселение, то бремя содержания КНС и устранение последствий ненадлежащего содержания указанной КНС лежит на ответчике.
Представитель третьего лица – ООО «Советский мясокомбинат» полагает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Представитель третьего лица – ООО «Волго-Вятские коммунальные системы» г. Кирово-Чепецка (далее также – ООО «ВВКС» г. Кирово-Чепецка) в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В направленном в суд отзыве (л.д. 97-99) указывает, что ООО «ВВКС» г. Кирово-Чепецка не осуществляет обслуживание и эксплуатацию спорной канализационно-насосной станции, поскольку указанная канализационно-насосная станция не передавалась ответчиком ООО «ВВКС» г. Кирово-Чепецка по концессионному соглашению № 2, заключенному сторонами 01.09.2020 в отношении сетей водоснабжения и водоотведения г. Советска. Сточные воды от МКД № 79б и № 90а по ул. Изергина г. Советска поступают в централизованную систему водоотведения г. Советска транзитом через канализационные сети и КНС, расположенные на территории ООО «Советский мясокомбинат». На 2020-2021 гг. для ООО «Советский мясокомбинат» были установлены тарифы на транспортировку сточных вод (решение правления региональной службы по тарифам Кировской области от 01.09.2020 № 26/2-кс-2020 «О тарифах на транспортировку сточных вод для ООО «Советский мясокомбинат»).
По имеющейся у ООО «ВВКС» г. Кирово-Чепецка информации, собственником КНС в настоящее время является ответчик. Собственник (владелец) канализационных сетей, расположенных на территории ООО «Советский мясокомбинат» ООО «ВВКС» г. Кирово-Чепецка в настоящее время не известен.
Взаимоотношения гарантирующей организации и транзитной организации, через сети (объекты) которых осуществляется передача (транспортировка) сточных вод, регламентированы положениями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Ф3 № 416).
Согласно ст. 2 Ф3 № 416, под водоотведением понимается – прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; транспортировка воды (сточных вод) – перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей; транзитная организация – организация, осуществляющая эксплуатацию водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них, оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод и соответствующая утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения собственников или иных законных владельцев водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них к транзитным организациям (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
В силу положений ч. 3 ст. 11 ФЗ № 416, собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.
Транзитные организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод. Гарантирующая организация обязана оплачивать предусмотренные указанными договорами услуги по тарифам в сфере холодного водоснабжения и водоотведения (ч. 5 ст. 12 ФЗ № 416).
Согласно п. 1 ст. 17 ФЗ № 416, по договору по транспортировке сточных вод транзитная организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание канализационных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, контроль за составом принимаемых в канализационную сеть сточных вод и транспортировку сточных вод в соответствии с режимом приема (отведения) сточных вод от точки приема сточных вод до точки отведения сточных вод, расположенных на границе эксплуатационной ответственности организации, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая водоотведение) обязуется принимать сточные воды в соответствии с режимом приема сточных вод и требованиями названного Федерального закона и оплачивать услуги по транспортировке сточных вод.
Исходя из указанного выше, а также принимая во внимание положения ст. 210 ГК РФ, бремя содержания (обслуживания) имущества (КНС и канализационных сетей, расположенных на территории ООО «Советский Мясокомбинат»), лежит на собственнике КНС и сетей.
До настоящего времени собственник КНС и владелец канализационных сетей, расположенных на территории ООО «Советский мясокомбинат», к ООО «ВВКС» г. Кирово-Чепецка за заключением договора по транспортировке сточных вод не обращались.
При этом, ответчик, являясь собственником КНС, не лишен права создать муниципальное унитарное предприятие, которое будет осуществлять обслуживание и эксплуатацию КНС и оказывать транспортные (транзитные) услуги в отношений сточных вод, проходящих через принадлежащую ему (ответчику) КНС (сети).
На основании ст. ст. 167, 233 ГПК РФ, с учетом письменного согласия стороны истца, дело рассмотрено судом в порядке заочного производства, в отсутствие ответчика и представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о дне, времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения водоотведения, а также владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В силу ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ), под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Согласно п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ,
к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.1 Федерального закона № 416-ФЗ, передача прав владения и (или) пользования централизованными системами водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных названным Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 43.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7ФЗ «Об охране окружающей среды», при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Судом установлено, что по адресу: Кировская обл., Советский р-он, г. Советск, ул. Строителей, д. 2, расположено сооружение канализации, площадью 245,1 кв. м, 1973 года постройки, с кадастровым номером 43:31:010058:209 (л.д. 92-94).
Согласно решению Думы города Советска от 20.04.2021 № 21, указанное сооружение канализации принято в муниципальную собственность Советского городского поселения (л.д. 18 (оборот)).
На основании постановления администрации муниципального образования Советское городское поселение от 24.06.2021 № 309, спорное недвижимое имущество включено в реестр муниципальной собственности, за номером 08-176 (л.д. 19-20).
Согласно информации, предоставленной в суд администрацией Советского городского поселения, сооружения канализации, расположенные по адресу: 613340, Кировская обл., г. Советск, ул. Строителей, д. 2, кадастровый номер: 43:31:010058:209, в состав которых включены насосная, песколовка, отстойник канализационный горизонтальный и септик, являются муниципальной собственностью и включены в Реестр муниципального имущества муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области (л.д. 110).
Из материалов дела следует, что прокуратурой Советского района Кировской области проведена проверка соблюдения администрацией г. Советска законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой установлено, что сооружение канализации представляет собой комплекс объектов, состоящий из кирпичного здания канализационной насосной станции, кирпичного здания песколовки, отстойника канализационного горизонтального. Все объекты находятся в крайне запущенном состоянии, требуют капитального ремонта. Здание канализационной насосной станции представляет собой двухэтажное здание (подвал и 1 этаж); подвал указанного здания на момент проведения инвентаризации сооружения канализации затоплен водой на глубину 5-10 см (л.д. 23 (оборот) – 25 (оборот)).
По результатам прокурорской проверки в адрес ответчика внесено представление об устранении выявленных нарушений, касающихся, в частности того, что администрацией муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области не приняты необходимые меры по эксплуатации и обслуживанию КНС (л.д. 9-10).
Из ответа на запрос, предоставленного ООО «ВВКС» г. Кирово-Чепецка, следует, что указанное общество не осуществляет обслуживание и эксплуатацию спорной канализационно-насосной станции, поскольку последняя не передавалась администрацией муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области ООО «ВВКС» г. Кирово-Чепецка по концессионному соглашению № 2, заключенному сторонами 01.09.2020 (л.д. 97-99).
Длительное непринятие мер по надлежащей организации обслуживания и содержания сооружения канализации влечет нарушение права неопределенного круга лиц на предоставление надлежащей коммунальной услуги по водоотведению, а также права на благоприятную окружающую среду.
Поскольку ответчиком не представлено сведений, что на основании договора содержание спорной канализационно-насосной станции возложено на иное лицо, как не представлено и доказательств того, что в настоящее время указанное сооружение канализации содержится ответчиком надлежащим образом, суд с учетом действующего законодательства приходит к выводу о том, что на администрацию муниципального образования Советское городское поселение, как на собственника спорного имущества, следует возложить обязанность по организации содержания и обслуживания канализационно-насосной станции, расположенной по адресу: Кировская обл., Советский район, г. Советск, ул. Строителей, д. 2, кадастровый номер – 43:31:010058:209.
Таким образом, при обстоятельствах, установленных в судебном заседании, требования прокурора Советского района Кировской области являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235, 237 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Советского района Кировской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Советское городское поселение Советского района Кировской области (ИНН 4330005389) организовать обслуживание и содержание следующего сооружения – канализационно-насосной станции, расположенной по адресу: Кировская обл., Советский район, г. Советск, ул. Строителей, д. 2, кадастровый номер – 43:31:010058:209.
Ответчик вправе подать в Советский районный суд Кировской области заявление об отмене заочного решения в течение 7 (семи) дней со дня вручения ему копии этого решения, а также обжаловать заочное решение суда в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Советский районный суд Кировской области в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Заочное решение может быть обжаловано иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Советский районный суд Кировской области в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения суда, а в случае, если такое заявление подано, – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Н.С. Николина
Решение в окончательной
форме принято 21.02.2023.