УИД 66RS0023-01-2023-000889-10
Дело № 2-16/2024 (2-732/2023)
Мотивированное решение изготовлено 06.02.2024
Решение
Именем Российской Федерации
г.Новая Ляля Свердловской области 30 января 2024 года
Верхотурский районный суд Свердловской области постоянное судебное присутствие в г.Новая Ляля Свердловской области в составе:
председательствующего Талашмановой И.С.,
при секретаре Вахрушевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Новолялинского района, действующего в интересах Кислициной ЗН к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая жилищная компания «Привилегия» о возложении обязанности,
при участии представителя истца старшего помощника прокурора Новолялинского района Валитовой Е.А.,
установил:
Прокурор Новолялинского района, действующий в интересах Кислициной З.Н. обратился в Верхотурский районный суд Свердловской области с исковым заявлением к ООО Управляющая жилищная компания «Привилегия» о возложении обязанности.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Новолялинского района проведены надзорные мероприятия по обращению Кислициной З.Н. о нарушении жилищного законодательства со стороны управляющей организации. Согласно информации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства многоквартирный дом <адрес> ... обезличено находится под управлением ООО Управляющая жилищная компания «Привилегия». Прокуратурой Новолялинского района с привлечением специалиста Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области 15.09.2023 проведено выездное обследование квартиры заявительницы и общего имущества многоквартирного дома по ул. Кузнецова в п.Лобва Новолялинского района Свердловской области, по результатам которого выявлены многочисленные нарушения требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России 27.09.2003 № 170, влекущие опасность для жизни и здоровья как лиц проживающих в многоквартирном доме, так и лиц, которые в силу обстоятельств могут там находиться, в том числе: - со стороны чердачного помещения над жилым помещением № 10 МКД конструктивные элементы кровли (балки перекрытия) имеют значительные разрушения (следы гниения, намокания, коробления, трещины), утратили несущую способность (прогибы, ослабления узлов, деформация, отклонение от горизонтали), износ утеплительного слоя, - в жилом помещении № 10 МКД в кухне и комнате на потолке наличие трещин (ширина раскрытия больше допустимой), выпучивание штукатурно-отделочного слоя потолка, опорные конструкции потолка утратили прочность (проседание, перекос), отклонение от горизонтали, - в подъезде № 2 МКД на лестничной площадке 2 этажа на потолке наличие трещин (ширина раскрытия больше допустимой), выпучивание штукатурно-отделочного слоя потолка. Таким образом, управляющая компания на возмездной основе отвечает за безопасную эксплуатацию общего имущества многоквартирных домов и обязана обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан в многоквартирных домах. Вместе с тем, несмотря на обращения Кислициной З.Н. в управляющую организацию, существующие нарушения не устранены. При этом Кислицина З.Н. как собственник жилого помещения в многоквартирном доме состоит в договорных отношениях с ООО УЖК «Привилегия» и между ними возникли взаимные права и обязанности, вытекающие из договора управления многоквартирным домом. Вследствие самоустранения и бездействия управляющей компании, выразившегося в не проведении мероприятий, направленных на безопасные условия проживания Кислициной З.Н. в многоквартирном доме, не в полной мере реализуют права последней на жилище, гарантированное Конституцией РФ, а также нарушают законодательство о защите прав, потребителей. На основании изложенного, с учетом уточнений, просил возложить на ООО Управляющая жилищная компания «Привилегия» в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу принять меры и произвести работы, способствующие безопасному проживанию Кислициной З.Н. жилом помещении <адрес> ... обезличено путем: - устранения значительных разрушений (следов гниения, намокания, коробления, трещины) конструктивных элементов кровли (балки, перекрытия), восстановления несущей способности конструктивных элементов кровли (устранение прогибов, ослабления узлов, деформации, отклонения от горизонтали), восстановления утеплительного слоя над жилым помещением № 10, - устранения трещин на потолке в кухне и комнате жилого помещения № 10 МКД, восстановления штукатурно-отделочного слоя потолка, восстановления конструкции потолка.
В судебном заседании старший помощник прокурора Новолялинского района Валитова Е.А. поддержала исковые требования, повторила доводы изложенные в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.
Истец Кислицина З.Н. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, ранее в судебном заседании требования, заявленные прокурором поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО УЖК «Привилегия» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, направил в суд отзыв на исковое заявление, где указал, что в соответствии с требованиями ЖК РФ управление МКД, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления в порядке, установленном настоящим кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 № 1616 утверждены Правила определения управляющей организации для управления МКД. Орган местного самоуправления назначает временную управляющую организацию, если в МКД не выбран и не реализован способ управления таким домом. В таком случае ООО «УЖК Привилегия» приступило фактически не к управлению, а к содержанию МКД на основании Постановления администрации Новолялинского городского округа № 449 от 23.05.2023, отсюда следует, что при временной управляющей организации письменные договоры не заключаются. Тариф на текущее содержание МКД по адресу <адрес> ... обезличено, установлен на основании Постановления администрации Новолялинского городского округа «Об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений муниципального жилищного фонда, для собственников жилых помещений в многоквартирном доме, которые не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом на территории Новолялинского городского округа» № 687 от 28.07.2023. исходя из действующего тарифа сумма начислений и планируемых сборов за услуги «Содержание жилья» при стопроцентной оплате услуг собственниками МКД по адресу Кузнецова, 13 за период управления с 01.06.2023 по 30.06.2024, составит 48 044 руб. 36 коп. Предельный срок действия Постановления для временной управляющей организации - 1 год. Он может быть сокращен, если будет проведен открытый конкурс или собственники сами проголосуют на общем собрании за смену способа управления домом. Таким образом, за период одного года работы у ООО «УЖК Привилегия» отсутствует возможность и финансовая обеспеченность по выполнению работ по утеплению чердачного перекрытия крыши дома и замены балок перекрытия, относящихся к капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, так как стоимость указанных работ при их проведении составит 3 050 585 руб. 17 коп. Кроме того, исходя из содержания иска, прокурор при проведении проверочных мероприятий по обращению заявительницы зафиксировал повреждения общего имущества в МКД, которые якобы требуют устранения в рамках проведения текущего ремонта, не учитывая при этом «Техническое заключение по материалам обследования и оценки технического состояния и надежности строительных конструкций, и инженерного оборудования для проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома по адресу: Свердловская область, поселок Лобва, ул. Кузнецова, д.13», подготовленного ООО «ЭКО ЛАЙН ТЕХНОЛОДЖИ» по заказу Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области норм действующего законодательства РФ в целях реализации Региональной программы капитального ремонта в Свердловской области, исходя из которого следует, что чердачные перекрытия требуют капитального ремонта, по следующим основаниям. Выявлены следующие дефекты: п. 4.2.2. Чердачные перекрытия. Чердачные перекрытия деревянные, сверху закрыты засыпным утеплителем (шлаком). При обследовании выявлены следующие дефекты: - перенасыщение насыпки влагой, отдельные участки которой слежались в результате длительной эксплуатации, - неравномерное распределение утеплителя по площади перекрытия, - поражение гнилью и жучком несущих конструкций перекрытия досок, прогибы, просадки, разрушение пола, - глубокие трещины в местах сопряжений балок с несущими стенами, - следы увлажнений и протечек, - обнажение древесины балок, их расслоение, - прогиб балок и прогонов, - сильное поражение древесины гнилью, проявление продольных и поперечных трещин. Состояние утеплителя и гидроизоляции чердачного помещения не удовлетворяет требованиям СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий», СП 23-101-2004 «Проектирование тепловой защиты зданий». Состояние деревянных балок чердачного перекрытия оценивается как ограниченно-работоспособное. Рекомендуется произвести работы следующего характера: п. 6.2.2. Чердачное перекрытие. Предусмотреть усиление деревянных балок перекрытия, частично заменить балки деревянного перекрытия. Деревянное перекрытие на заменяемом участке разобрать полностью. При разборке конструкций необходимо обеспечить такую последовательность операций, чтобы удаление одного конструктивного элемента не вызвало бы обрушения других конструктивных элементов. При высвобождении концов балок, гнезда следует расширять не более, чем это требуется для выемки концов балок; отогнутые металлические анкера следует сохранять в теле стены и по возможности использовать их для анкеровки вновь монтируемых элементов перекрытия. Оставляемые на этаже балки располагать в одной вертикали и демонтировать по мере монтажа и анкеровки новых элементов перекрытий. Балки перекрытия заменить на новые; шаг и профиль балок принять аналогично существующим. Вырезка в балках отверстий для вентиляции или пропуска труб, а также выборка в балках пазов или четвертей запрещается. По черепным брускам сечением 50x50 мм выполнить верхний накат из обрезной доски толщиной 40 мм III сорта и нижний накат из обрезной доски толщиной 25 мм II сорта. Все новые деревянные конструкции обработать огнебиозащитным составом типа «Пирилакс-люкс». Замененные деревянные перекрытия снизу облицевать одним слоем ГКЛ (9,5 мм) по металлическому каркасу с последующим сплошным шпаклеванием сухими растворными смесями толщиной до 10 мм и окраской потолка водно-дисперсионными акриловыми составами. Требуется замена утеплителя чердачного перекрытия с предварительным удалением существующего. Кровля МКД имеет 60% износа. Имеется дефектная ведомость на капитальный ремонт, (усиление) чердачного перекрытия. Указанные материалы технического заключения говорят о том, что объем работ превышает тридцать процентов от ремонтируемого имущества МКД, что также не может быть выполнено (устранено) управляющей организацией в рамках содержания общего имущества в МКД. На основании изложенного просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В дополнительном отзыве на исковое заявление указал, что договоренностей о сроках и требуемых в исковом заявлении работах, способствующих безопасному проживанию Кислициной З.Н. в жилом помещении <адрес> ... обезличено, с жителем достигнуть не удалось. Просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ранее в судебном заседании представитель ответчика ООО УЖК «Привилегия» Богданова Н.А. доводы отзыва поддержала, просила в иске отказать.
Третье лицо Региональный фонд содействия капитальному ремонту в многоквартирных домах Свердловской области направил в суд отзыв на исковое заявление, где указал, что Фонд организовал проведение капитального ремонта общего имущества в доме в соответствии с действующим законодательством. Согласно ч. 1 ст. 182 Жилищного кодекса РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в МКД, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, а также финансирование этих работ (п. 4 ч. 1 ст. 180, ч. 1 ст. 190 ЖК РФ). К числу функций Фонда, непосредственно связанных с организацией капитального ремонта МКД, формирующих фонд капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, относятся: - осуществление функции технического заказчика услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в таких МКД, - финансирование капитального ремонта общего имущества в таких МКД в пределах средств фондов капитального ремонта МКД с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из областного бюджета и (или) местных бюджетов, - взаимодействие с органами государственной власти Свердловской области и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в этих МКД (пп. 3-5, ч. 1 ст. 180 ЖК РФ, пп. 3-5 п. 1 ст. 19 Закона Свердловской области от 19.12.2013 № 127-03 «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области»). На территории Свердловской области принята и действует Региональная программа, которой определены виды работ и услуг по капитальному ремонту общего имущества во включенных в нее МКД, а также плановые трехлетние периоды выполнения таких работ (оказания услуг) по капитальному ремонту в отношении каждого МКД. В целях реализации Региональной программы, определения стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД Правительство Свердловской области утверждает краткосрочные (сроком на три года) планы реализации Региональной программы (абз. 2 Раздела 4 Региональной программы). В соответствии с п. 7185 приложения к Региональной программе (в ред. постановления Правительства Свердловской области от 01.06.2023 № 377-ПП) на плановый период 2021-2023 гг. в отношении дома предусмотрены следующие виды работ и услуг по капитальному ремонту: 1) разработка проектной документации на проведение капитального ремонта, 2) капитальный ремонт крыши, 3) капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем, 4) оказание услуг строительного контроля. Виды капитального ремонта, подлежащие выполнению в доме, конкретизированные сроки их выполнения и предельная стоимость ремонта неоднократно актуализировались. Действующей редакцией Областного КСП на 2021-2023 год. в отношении дома установлено выполнение в 2022 году работ по разработке проектной документации на проведение капитального ремонта, предельная стоимость которых составляет 49 339 руб. 21 коп. Фонд капитального ремонта формируется на счете регионального оператора в соответствии с постановлением Главы Новолялинского городского округа от 24.11.2014 № 1318 «О принятии решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора». Во исполнение Региональной программы Фонд привлек для выполнения работ по подготовке проектной документации на проведение капитального ремонта в доме подрядную организацию ООО «Эко Лайн Технолоджи», заключив с последним договор от 02.02.2021 № 45/ПСД-21. По результатам обследования дома подрядчик составил проектную и сметную документацию на проведение капитального ремонта общего имущества в Доме, передал ее в Фонд. Выполненные работы на сумму 49 334 руб. 21 коп. приняты региональным оператором и оплачены в полном объеме. Поскольку по направленному в 2021 году в порядке ч. 3 ст. 189 ЖК РФ предложению регионального оператора о проведении в 2022 году капитального ремонта общего имущества в доме собственники помещений в доме решение не приняли и в отсутствие соответствующего постановления Администрации Новолялинского городского округа Фонд, руководствуясь Областным КСП на 2021 – 2023 гг., для выполнения капитального ремонта крыши дома привлек ООО «Триалстрой». Стоимость ремонтных работ в отношении дома при заключении договора составила 5 683 464 руб. 08 коп. (2 632 878,91 руб. - ремонт покрытия крыши, 3 050 585,17 руб. - утепление чердачного перекрытия). При ремонте крыши в доме восстановлено ее покрытие, выполнены сопутствующие работы. Утепление чердачного перекрытия крыши дома и замена балок перекрытия не производились, поскольку Администрация Новолялинского городского округа в своем письме от 03.03.2023 исх. № 1017 сообщила региональному оператору о финансовой необеспеченности данного вида работ и просила исключить его из договора, в связи с чем Фонд дал поручение подрядной организации выполнить только восстановление покрытия крыши дома без утепления чердачного перекрытия. Выполненные ООО «Триалстрой» работы по капитальному ремонту крыши на сумму 1 889 602 руб. 70 коп. приняты 19.06.2023 комиссией в составе представителей Фонда, Администрации Новолялинского городского округа, ООО УК «Родной поселок» (организации, осуществлявшей управление домом в период выполнения ремонтных работ), ООО «Торгснаб», оказывавшего услуги по строительному контролю за проведением капитального ремонта дома, а также собственников помещений в доме - Рябовой С.С., Гузко Н.В., и оплачены Фондом.
В рамках оказания услуг и выполнения работ по содержанию общего имущества в МКД управляющая домом организация обязана выполнять как текущий, так и капитальный ремонт общего имущества в МКД при наличии такой необходимости. Управляющая организация в силу договора управления несет обязанность по надлежащему содержанию общего имущества в МКД (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ). Понятие содержания общего имущества, принципы несения расходов на его осуществление раскрываются в ЖК РФ и Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме. В частности, содержание общего имущества включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества в многоквартирном доме (пп. «з» п. 11 Правил содержания); содержание общего имущества должно включать в себя выполнение работ, включенных в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (ч. 1.2 ст. 161 ЖК РФ, п. 11(1) Правил содержания); плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества (ч. 2 ст. 154 ЖК РФ, п. 29(1) Правил содержания). В силу пп. 4, 6 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД в целях надлежащего содержания перекрытий и покрытий в МКД необходимо помимо прочего производить: - проверку зыбкости перекрытий, наличия, характера и величины трещин в штукатурном слое, целостности несущих деревянных элементов и мест их опирания, следов протечек на потолке, плотности и влажности засыпки, поражения гнилью и жучками-точильщиками деревянных элементов в домах с деревянными перекрытиями и покрытиями; - выявление увлажнения и загнивания деревянных балок, нарушений утепления заделок балок в стены, разрывов или надрывов древесины около сучков и трещин в стыках на плоскости скалывания, - при выявлении повреждений и нарушений - разработать план восстановительных работ (при необходимости) и провести восстановительные работы.
Как следует из содержания иска, прокурор при проведении проверочных мероприятий по обращению Кислициной З.Н. зафиксировал повреждения общего имущества в доме, которые требуют устранения в рамках проведения текущего ремонта МКД, поскольку при данном виде ремонта производится комплекс работ (услуг), связанных с восстановлением потерявших в процессе эксплуатации функциональную способность частей МКД, на аналогичные или иные, улучшающие показатели до их нормативного состояния, когда объем таких работ не превышает тридцати процентов от ремонтируемого имущества. Таким образом, перечисленные в исковом заявлении повреждения в чердачном помещении, в жилом помещении № 10, а также на лестничной площадке 2 этажа в подъезде № 2 дома, должны быть устранены управляющей организацией в рамах содержания общего имущества в МКД.
Согласно Паспорту Региональной программы, помимо регионального оператора исполнителями основных мероприятий Региональной программы также являются организации, осуществляющие управление МКД, в связи с этим последние не освобождены от обязанности организовать капитальный ремонт при выявлении такой необходимости. Организация капитального ремонта общего имущества в МКД строится на следующих принципах: по общему правилу обеспечить проведение капитального ремонта обязана управляющая организация (ч. 2.1 ст. 161, ч. 2 ст. 189 ЖК РФ, пп. «з» п. 11 Правил содержания); расходы на капитальный ремонт собственники оплачивают отдельно от платы за содержание жилого помещения в виде взносов на капитальный ремонт и дополнительных взносов на капитальный ремонт (чч. 1, 1.1 ст. 158 ЖК РФ). При этом законодатель заранее обозначил, что будут ситуации, в которых взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые на счет регионального оператора, не смогут быть использованы на капитальный ремонт, проводимый по решению общего собрания собственников, поэтому в этих случаях необходимо принимать решение о дополнительных взносах на капитальный ремонт (ч. 1.1 ст. 158 ЖК РФ); в виде исключения из общего правила организацию и финансирование капитального ремонта осуществляет региональный оператор. Это происходит только в отношении домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, и только в объеме и сроки, установленные в региональных программах капитального ремонта общего имущества в МКД, краткосрочных планах их реализации (ч. 1 ст. 182 ЖК РФ) с учетом фактически собранных средств и требований к финансовой устойчивости региональных операторов (ст. 185 ЖК РФ) и принципа возвратности использования средств фонда капитального ремонта конкретного МКД; собственники помещений вправе самостоятельно организовать капитальный ремонт или привлечь иных лиц для его выполнения (ч.2 ст. 189 ЖК РФ, п. 12 Правил содержания).
Получив информацию от Администрации Новолялинского городского округа о том, что сумма взносов на капитальный ремонт, подлежащая уплате собственники помещений в доме за период действия Региональной программы, не покроет расходов на выполнение утепления чердачного перекрытия в доме, Фонд организовал выполнение в доме ремонтных работ и оказание сопутствующих услуг, оплата которых будет обеспечена внесением собственниками соответствующего коммунального платежа. Поэтому при выявлении необходимости проведения в Доме ремонтных мероприятий в большем объеме, чем это указано в исковом заявлении, обеспечить их выполнение обязано ООО УЖК «Привилегия» с учетом и на основании принципов организации капитального ремонта общего имущества в МКД, установленных жилищным законодательством. В связи с изложенным просил исковое заявление прокурора удовлетворить, рассмотреть исковое заявление в отсутствие представителя Фонда в судебном заседании, если истцом не будет заявлено новых требований.
Представитель третьего лица администрации Новолялинского городского округа в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен, мнение по заявленным требованиям не выразил.
В этой связи суд в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
В соответствии с чч. 2, 3 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, как в данном случае) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: 1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; 2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; 3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; 4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
В силу ч. 17 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации Управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного ч. 4 настоящей статьи, но не более одного года. Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об определении управляющей организации, предусмотренного настоящей частью, письменно уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о принятии указанного решения, об условиях договора управления этим домом и об условиях прекращения договора управления с данной управляющей организацией. Договор управления многоквартирным домом между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме считается заключенным со дня принятия органом местного самоуправления решения об определении управляющей организации.
Пунктами 10-11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Из содержания пп. 11-13 Правил следует, что управляющая организация обязана осуществлять осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан, обеспечивать текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в пп. «а»-«д» п. 2 настоящих Правил.
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» определен перечень работ, относящихся к текущему ремонту, в том числе: п. 3. Перекрытия - Частичная смена отдельных элементов; заделка швов и трещин; укрепление и окраска, п. 4. Крыши - усиление элементов деревянной стропильной системы, антисептирование и антиперирование; устранение неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель, замена водосточных труб; ремонт гидроизоляции, утепления и вентиляции.
К работам, производимым при капитальном ремонте, в том числе, относятся: п.1. Обследование жилых зданий (включая сплошное обследование жилищного фонда) и изготовление проектно-сметной документации (независимо от периода проведения ремонтных работ), п. 2. Ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов), п. 3. Модернизация жилых зданий при их капитальном ремонте; замена печного отопления центральным с устройством котельных, теплопроводов и тепловых пунктов; крышных и иных автономных источников теплоснабжения; переоборудование печей для сжигания в них газа или угля; оборудование системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения с присоединением к существующим магистральным сетям при расстоянии от ввода до точки подключения к магистралям до 150 м, устройством газоходов, водоподкачек, бойлерных; полная замена существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения; установка бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов; ремонт крыш, фасадов, стыков полносборных зданий до 50%; п. 7. Переустройство невентилируемых совмещенных крыш.
Судом установлено, что прокуратурой Новолялинского района с привлечением специалиста Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области 15.09.2023 проведено выездное обследование квартиры заявительницы и общего имущества многоквартирного дома по ул. Кузнецова в п.Лобва Новолялинского района Свердловской области, по результатам которого выявлены многочисленные нарушения требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России 27.09.2003 № 170, влекущие опасность для жизни и здоровья как лиц проживающих в многоквартирном доме, так и лиц, которые в силу обстоятельств могут там находиться, в том числе:
- со стороны чердачного помещения над жилым помещением № 10 МКД конструктивные элементы кровли (балки перекрытия) имеют значительные разрушения (следы гниения, намокания, коробления, трещины), утратили несущую способность (прогибы, ослабления узлов, деформация, отклонение от горизонтали), износ утеплительного слоя,
- в жилом помещении № 10 МКД в кухне и комнате на потолке наличие трещин (ширина раскрытия больше допустимой), выпучивание штукатурно-отделочного слоя потолка, опорные конструкции потолка утратили прочность (проседание, перекос), отклонение от горизонтали, что подтверждается заключением Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 15.09.2023.
Согласно информации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства многоквартирный дом № 13 по ул. Кузнецова в п.Лобва Новолялинского района находится под управлением ООО Управляющая жилищная компания «Привилегия» с 01.06.2023, что также подтверждается постановлением Главы Новолялинского городского округа от 23.05.2023 № 449 «Об определении управляющей компании для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления такими домами и не определена управляющая организация».
До 01.06.2023 управление вышеуказанным домом осуществляло ООО УК «Родной поселок».
Истец Кислицина З.Н. 18.05.2023 обращалась в управляющую компанию с заявлением, в ответ на которое ООО УК «Родной поселок» 22.05.2023 сообщила, что ими направлено информационное письмо в Фонд капитального ремонта Свердловской области о создании совместной комиссии, обследования квартиры истца и составления плана по проведению дальнейших действий в отношении перекрытия квартиры, а также предупредили истца о необходимости соблюдать технику безопасности, не находиться в комнате, где имеется вероятность обрушения перекрытия.
30.06.2023 истец обратилась в Региональный Фонд содействия капитальному ремонту по Свердловской области с заявлением о проведении ремонта потолка в ее квартире.
В ответе от 07.07.2023 Фонд сообщил, что работы по утеплению и ремонту чердачного перекрытия подрядной организацией в 2023 году не выполнялись. Ответственность за содержание общего имущества относится к компетенции управляющей организации ООО «Привилегия» также, как и при проведении капитального ремонта многоквартирных домов с отдельными видами работ.
Согласно ответу администрации Новолялинского городского округа от 27.11.2023, работы по капитальному ремонту кровли многоквартирного дома по адресу: <адрес> ... обезличено выполнены в 2023 году, в полном объеме, согласно планового периода, утвержденного региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2053 год. К ответу приложен акт сдачи-приемки выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: <адрес> ... обезличено.
Региональный Фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области в ответе от 12.12.2023 указал, что Фонд организовал проведение в 2023 году капитального ремонта крыши дома в соответствии с Региональной программой и Краткосрочным планом ее реализации. Ремонт указанного конструктива выполнен в рамках заключенного Фондом с подрядной организацией ООО «ТриАлСтрой» договора от 11.01.2023 № 13/СМР-23. Ремонтные работы общей стоимостью 1 889 602 руб. 70 коп. выполнены подрядчиком, приняты и оплачены региональным оператором. При ремонте крыши в доме восстановлено ее покрытие, выполнены сопутствующие работы. Утепление чердачного перекрытия дома и замена балок перекрытия не производились, поскольку администрация Новолялинского городского округа в своем письме от 03.03.2023 исх. № 1017 сообщил региональному оператору о финансовой необеспеченности данного вида работ и просила исключить его из договора. К письму приложил копию акта о приемке выполненных работ от 01.06.2023, копию акта сдачи-приемки выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома (МКД) по адресу: п.Лобва, ул.Кузнецова, д. 13, а также письмо администрации Новолялинского городского округа от 03.03.2023, в котором администрация просит исключить из капитального ремонта кровли многоквартирного дома Кузнецова, 13 в поселке Лобва работы по утеплению чердачного перекрытия, так как стоимость работ с учетом этого вида работы превышает котел дома.
Согласно техническому заключению от 2021 года № ЭКЛКР21-195-ПЗ, выполненному «Эко Лайн Технолоджи» по материалам обследования и оценки технического состояния и надежности строительных конструкций, и инженерного оборудования для проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома по адресу: <адрес> ... обезличено, в разделе 4.2.2. Чердачные перекрытия, указано, что при обследовании выявлены следующие дефекты: перенасыщение насыпки влагой, отдельные участки которой слежались в результате длительной эксплуатации, неравномерное распределение утеплителя по площади перекрытия, поражение гнилью и жучком несущих конструкций перекрытия досок, прогибы, просадки, разрушение пола, глубокие трещины в местах сопряжений балок с несущими стенами, следы увлажнений и протечек, обнажение древесины балок, их расслоение, прогиб балок и прогонов, сильное поражение древесины гнилью, проявление продольных и поперечных трещин. Состояние деревянных балок чердачного перекрытия оценивается как ограниченно-работоспособное.
В разделе 6.2.2. Чердачное перекрытие, указано на необходимость усиления деревянных балок перекрытия, частично заменить балки деревянного перекрытия на новые, шаг и профиль балок принять аналогично существующим, требуется замена утеплителя чердачного перекрытия с предварительным удалением существующего.
Таким образом, из материалов дела следует, что наличие выявленных в ходе проверки, проведенной 15.09.2023 прокуратурой Новолялинского района, нарушения пунктов 10-13 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, а также Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России 27.09.2003 № 170, и выразившиеся в указанных прокурором в исковом заявлении фактах, в ходе судебного разбирательства ответчиком по существу не оспаривалось.
Нахождение дома <адрес> ... обезличено в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии подтверждается также заключением Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 15.09.2023, учитывая, что данное заключение сделано после проведенного в июне 2023 года капитального ремонта крыши дома.
Как следует из отзыва на исковое заявление, основным доводом возражений ответчика является отсутствие финансовой возможности выполнения работ по утеплению чердачного перекрытия крыши дома и замене балок перекрытия, относящихся к капитальному ремонту общего имущества жилого дома, так как объем работ превысит 30% от ремонтируемого имущества МКД, стоимость указанных работ составит 3 0580 585 руб. 17 коп.
Вместе с тем, исходя из положений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 работы по частичной смене отдельных элементов перекрытий, заделке швов и трещин, укреплению, усиление элементов деревянной стропильной системы, устранение неисправностей кровель и ремонту, утепления крыши относятся к текущему ремонту, а не к капитальному.
Кроме того, прокурором заявлены требования только в интересах Кислициной З.Н., проживающей в квартире <адрес> ... обезличено, в связи с установлением фактов и обстоятельств, влекущих опасность для жизни и здоровья истца и лиц, которые в силу обстоятельств могут находиться в данном жилом помещении. Требований о проведении ремонта относительно всего жилого дома прокурором не заявлялось, в связи с чем довод о необходимости несения существенных финансовых затрат на ремонт и замену балок перекрытия, утепления крыши, и их отсутствии, суд находит несостоятельным. Надлежащих доказательств недостаточности суммы денежных средств, планируемых к сбору за услугу «Содержания жилья» с собственников МКД по адресу: <адрес> ... обезличено, при проведении необходимых работ по ремонту/замене балок перекрытия и утепления крыши именно над квартирой истца, и невозможности изыскания требуемой суммы, учитывая аварийное состояние балок перекрытия в квартире истца, ответчиком суду не представлено.
Таким образом, учитывая, что в силу положений Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, в том числе обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан возлагается на управляющую организацию, также принимая во внимание установленный факт наличия ненадлежащего, аварийного состояния балок перекрытия в квартире истца и угрозы обрушения потолка, что создает опасность для жизни и здоровья проживающих в квартире лиц, учитывая, что квартира истца является однокомнатной, иного жилого помещения (комнаты) для проживания в этой квартире не имеется, суд приходит к выводу, что заявленные требования прокурора о возложении обязанности на ответчика принять меры и произвести работы, способствующие безопасному проживанию истца в квартире являются законными и обоснованными.
При указанных обстоятельствах суд находит исковые требования прокурора Новолялинского городского округа подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора Новолялинского района, действующего в интересах Кислициной ЗН к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая жилищная компания «Привилегия» о возложении обязанности удовлетворить.
Возложить обязанность на общество с ограниченной ответственностью Управляющая жилищная компания «Привилегия» (ИНН ДД.ММ.ГГГГ ... обезличено) в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры и произвести работы, способствующие безопасному проживанию Кислициной ЗН (паспорт ДД.ММ.ГГГГ ... обезличено) в жилом помещении <адрес> ... обезличено путем:
- устранения значительных разрушений (следов гниения, намокания, коробления, трещины) конструктивных элементов кровли (балки; перекрытия), восстановления несущей способность конструктивных элементов кровли (устранение прогибов, ослабления узлов, деформации, отклонения от горизонтали), восстановления утеплительного слоя над жилым помещением № 10,
- устранения трещин на потолке в кухне и комнате жилого помещения № 10 МКД, восстановления штукатурно-отделочного слоя потолка, восстановления конструкции потолка.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая жилищная компания «Привилегия» (ИНН ДД.ММ.ГГГГ ... обезличено) в доход местного бюджета Новолялинского городского округа государственную пошлину в размере 300 (триста) руб.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верхотурский районный суд Свердловской области постоянное судебное присутствие в г.Новая Ляля.
Председательствующий И.С. Талашманова