Решение по делу № 21-644/2019 от 11.09.2019

Судья Арефьева Т.Ю.                     Дело № 21-644/2019

                                    (дело № 12-168/2019)

РЕШЕНИЕ

03 октября 2019 года г.Сыктывкар, Республика Коми

Судья Верховного Суда Республики Коми Пристром И.Г.,

при секретаре судебного заседания Буткиной А.В.,

с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Республики Коми Чершкуте Я.В.,

рассмотрев протест прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара Республики Коми Сосновского А.А. на решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 08 августа 2019 года, которым постановление Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» № 366 от 25 июня 2019 года, вынесенное в отношении Остряковой Ю.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), оставлено без изменения,

установил:

12 июня 2019 года старшим инспектором ОпДН ОП № 2 УМВД России по г. Сыктывкару Фроловой Н.В. в отношении Остряковой Ю.И. составлен протокол об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 5.35 КоАП РФ.

Постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» № <Номер обезличен> от 25 июня 2019 года Острякова Ю.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.35 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.

Оспаривая законность вынесенного уполномоченным органом постановления по делу об административном правонарушении, прокурор Эжвинского района г. Сыктывкара Республики Коми подал в Эжвинский районный суд Республики Коми протест о прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, указав на нарушение юрисдикционным органом процессуальных норм КоАП РФ.

По результатам рассмотрения протеста прокурора судьей Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми 08 августа 2019 года постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В протесте, адресованном Верховному Суду Республики Коми, прокурор Эжвинского района г. Сыктывкара Республики Коми выражает несогласие с принятыми по делу процессуальными решениями, приводя доводы, аналогичные изложенным суду первой инстанции, указывая на отсутствие в протоколе об административном правонарушении и вынесенном постановлении по делу об административном правонарушении надлежащего описания события вмененного лицу, привлекаемому к административной ответственности, административного правонарушения. Ссылается на отсутствие достаточных сведений о наличии в деянии Остряковой Ю.И. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.35 КоАП РФ.

В судебное заседание Верховного Суда Республики Коми при рассмотрении протеста прокурора на решение, вынесенное по результатам рассмотрения протеста прокурора на постановление по делу об административном правонарушении, Острякова Ю.И. не явилась, ТКПДН Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» участия своих представителей не обеспечили, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении не заявляли, в связи с чем, нахожу возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, явка которых обязательной не признана.

Проверив материалы дела, изучив доводы протеста, выслушав прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Республики Коми Чершкуте Я.В., поддержавшей доводы протеста об отмене состоявшихся по делу процессуальных актов, заслушав объяснения должностного лица старшего инспектора отделения по делам несовершеннолетних отдела участковых уполномоченных по делам несовершеннолетних отдела полиции № 2 УМВД России по г. Сыктывкару Фроловой Н.В., просившей в удовлетворении протеста отказать, прихожу к следующему выводу.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, а также разрешение его в соответствии с законом.

Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в ОП № 2 УМВД России по г. Сыктывкару поступило ходатайство ГБУ Республики Коми «...» о привлечении к административной ответственности по статье 5.35 КоАП РФ за уклонение от воспитания несовершеннолетних дочерей ФИО13, <Дата обезличена> года рождения, ФИО14, <Дата обезличена> года рождения, их мать Острякову Ю.И.

В обоснование ходатайства указано, что <Дата обезличена> года на основании акта о помещении несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации ОПДН ОП № 2 УМВД России по г. Сыктывкару, в Центр поступили несовершеннолетние по причине отсутствия возможности обеспечения ухода за детьми. <Дата обезличена> с Остряковой Ю.И. заключен социальный контракт по технологии реабилитации биологической семьи «Успешные родители» с 02 января 2019 года по 02 апреля 2019 года, согласно которому, последняя, обязалась выполнять установленные контрактом обязательства.

<Дата обезличена> года осуществлен выход в семью, на момент посещения семьи в комнате находилась Острякова Ю.И., в комнату не впустила, объяснив тем, что ее закрыла сестра, и она не может открыть дверь. Сообщила, что навестить детей сможет 7 или 8 марта. За весь период пребывания детей в Центре, мать навестила ФИО13 и ФИО14 4 раза: 10 января 2019 года, 10 февраля 2019 года, 11 февраля 2019 года, 13 февраля 2019 года. В Центр не звонит, жизнью и здоровьем детей не интересуется.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении Остряковой Ю.И. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.35 КоАП РФ, составления уполномоченным должностным лицом протокола об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.35 КоАП РФ и вынесении административно-юрисдикционным органом Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» постановления о привлечении Остряковой Ю.И. к административной ответственности по части 1 статьи 5.35 КоАП РФ.

Оставляя постановление о привлечении Остряковой Ю.И. к административной ответственности без изменения, судья районного суда указал, что вина Остряковой Ю.И. в совершении административного правонарушения, выразившегося в ненадлежащем исполнении родительских обязанностей по воспитанию детей, подтверждается ходатайством ГБУ Республики Коми «...», протоколом об административном правонарушении.

С таким выводом судьи согласиться нельзя, по следующим основаниям.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

К числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.

Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ.

В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе событие административного правонарушения.

Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.

Место совершения административного правонарушения указывается, наряду с иными сведениями, необходимыми для разрешения дела, в протоколе об административном правонарушении.

Кроме того, протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

В силу положений статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, представление объяснений и замечаний по содержанию протокола, существу вмененного административного правонарушения.

Исходя из смысла и содержания данной нормы, лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с предоставлением доказательств в подтверждение своей позиции.

Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее описание события и объективной стороны административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу вменяемого правонарушения.

В рассматриваемой ситуации административным органом не доказано наличие события и состава вмененного Остряковой Ю.А. административного правонарушения, объективная сторона которого выражается в бездействии родителей (или иных законных представителей несовершеннолетних), которые не исполняют либо ненадлежащим образом исполняют свои родительские обязанности по отношению к детям.

Нарушение родительских обязанностей, в свою очередь, может быть четырех видов: по содержанию, по воспитанию, по обучению и по защите прав и интересов несовершеннолетних детей. Нарушение обязанностей по содержанию детей может проявляться, например, в непредоставлении ребенку (детям) места проживания, не приобретении ему необходимых для нормального развития продуктов питания, одежды, обуви и т.п. Невыполнение обязанностей по воспитанию детей связано с тем, что ребенку не прививаются элементарные навыки нормального поведения, его не учат доброте, правилам общежития, вежливости, этикету, не прививается любовь к труду, уважение к старшим и т.п. Нарушение обязанностей по обучению детей выражается в том, что родители (или лица, их заменяющие) не приобретают для них учебники, тетради, иные школьные принадлежности, не дают им возможности учиться, не создают условий для посещения школы, не пускают в школу и т.п. Несоблюдение обязанностей по защите прав и интересов (в т.ч. личных и имущественных) детей может выражаться в непринятии мер по обеспечению безопасности детей, в отсутствии элементарного ухода и надзора (контроля) над ними; в нежелании представлять интересы ребенка в суде и т.п.

Как отмечено выше, в протоколе № <Номер обезличен> об административном правонарушении, составленным 12 июня 2019 года в отношении Остряковой Ю.И., указано, что 30 мая 2019 года в 14 час. 00 мин. поступило ходатайство из ГКУ Республики Коми «...» о том, что Острякова Ю.И. имеет на иждивении несовершеннолетних детей ФИО13 и ФИО14, при том, ненадлежащим образом исполняет свои родительские обязанности по их воспитанию. Далее протокол содержит изложение представленного ГКУ Республики Коми «...» вышеприведенного ходатайства о привлечении Остряковой Ю.И. к административной ответственности: <Дата обезличена> года с Остряковой Ю.И. был заключен социальный контракт, со 02 января 2019 года по 02 апреля 2019 года она обязуется выполнять установленные контрактом обязательства, однако Острякова Ю.И. не выполнила: за весь период пребывания детей в Центре мать навестила несовершеннолетних 4 раза 10 января 2019 года, 10 февраля 2019 года, 11 февраля 2019 года, 13 февраля 2019 года; в Центр не звонит, жизнью и здоровьем детей не интересуется; 06 марта 2019 года осуществлен выход в семью, на момент посещения в комнате находилась Острякова Ю.И., в комнату не впустила, объяснив тем, что ее закрыла сестра, и она не может открыть дверь.

Подобное описание события административного правонарушения не отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, поскольку не позволяет установить, какие родительские обязанности, в том числе личные и имущественные: по содержанию, воспитанию, обучению, по обеспечению безопасности в отношении несовершеннолетних детей ФИО13 и ФИО14 нарушены их матерью Остряковой Ю.И.

Приведенные в протоколе обстоятельства не отвечают признакам объективной стороны вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.35 КоАП РФ, а лишь отражают факты нарушения Остряковой Ю.И. условий социального контракта. Положенные в основу обвинения выводы о виновном бездействии Остряковой Ю.А., выразившегося в нерегулярном посещении находящихся в Центре несовершеннолетних детей, воспрепятствовании в проверке жилищных условий, коллегиальным органом принявшим постановление, судьей рассмотревшим протест прокурора, не проверены. Содержащиеся в протоколе об административном правонарушении и постановлении коллегиального органа сведения не позволяют с достоверностью установить время и место совершения административного правонарушения.

Указанные недостатки являются существенными, так как согласно статьям 26.1 и 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении формулируется обвинение, предъявляемое лицу, привлекаемому к административной ответственности, за пределы которого ни коллегиальный орган, ни судья, пересматривающий дело по жалобе, выходить не вправе. Как отмечено выше отсутствие в протоколе четкого описания события административного правонарушения, достаточного для квалификации действий лица по указанной в нем норме, места его совершения, нарушает право лица, в отношении которого ведется производство по делу, на защиту, и противоречит требованиям части 2 статьи 28.2 КоАП РФ.

Приведенный недостаток протокола не мог быть восполнен при рассмотрении дела коллегиальным органом, что исключало возможность проверки обоснованности предъявленного обвинения и принятия законного и обоснованного решения по делу, и в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ являлось основанием для возвращения протокола должностному лицу, его составившему.

Однако в настоящее время такая возможность утрачена, поскольку согласно положениям статьи 29.4 КоАП РФ, а также позиции, выраженной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5, возвращение протокола об административном правонарушении для устранения недостатков возможно только на стадии подготовки дела к рассмотрению, до начала разрешения дела по существу.

По смыслу положений статей 29.1 и 29.4 КоАП РФ стадия подготовки дела к рассмотрению не может быть возобновлена после отмены в порядке пункта 4 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса состоявшегося по делу постановления о назначении административного наказания и возвращения дела на новое рассмотрение.

Данное дело было принято коллегиальным органом к производству, рассмотрено по существу и прошло стадию обжалования, что исключает возможность возвращения протокола об административном правонарушении для устранения его недостатков.

Составленный с существенными нарушениями протокол об административном правонарушении в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ является недопустимым доказательством по настоящему делу, в связи с чем в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, возникают неустранимые сомнения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП Российской Федерации, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Поскольку в силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу, а собранные по делу доказательства с достоверностью не свидетельствуют о наличии вины Остряковой Ю.И. в совершении вменяемого ей административного правонарушения, решение судьи, также как и постановление коллегиального органа по делу об административном правонарушении не могут быть признаны законными и подлежат отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи районного суда.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья Верховного Суда Республики Коми

решил:

постановление № <Номер обезличен> Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» от 25 июня 2019 года и решение судьи Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 08 августа 2019 года, вынесенные в отношении Остряковой Ю.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.35 КоАП РФ, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.35 КоАП РФ в отношении Остряковой Ю.И. прекратить, на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.

Судья      И.Г. Пристром

21-644/2019

Категория:
Административные
Истцы
А. А. Сосновский
Ответчики
Острякова Юлия Ивановна
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Пристром И Г
Статьи

5.35

Дело на сайте суда
vs.komi.sudrf.ru
28.01.2020Материалы переданы в производство судье
28.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Судебное заседание
03.05.2020Материалы переданы в производство судье
03.05.2020Судебное заседание
03.05.2020Судебное заседание
03.05.2020Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее