Дело №2а-61/2020
УИД 62RS0017-01-2019-000715-13
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
16 января 2020 года г.Новомичуринск
Пронский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Говорухина А.Ю., рассмотрев в порядке упрощённого производства дело по административному иску прокурора Пронского района Рязанской области к администрации муниципального образования - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании установить границы земельных участков и поставить на кадастровый учёт,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Пронского района Рязанской области обратился в суд с иском к администрации МО - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании установить границы земельных участков и поставить на кадастровый учёт мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения земельного законодательства, а также законодательства при организации похоронного дела и оказания услуг по погребению умерших.
Проверкой установлено, что требования указанного законодательства администрацией муниципального образования - Малинищинское сельское поселение не исполнены, что нарушает права жителей с.Карповское и иных лиц.
В соответствии с п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.2.1. Закона Рязанской области от 05.12.2014 № 87-03 «О закреплении за сельскими поселениями Рязанской области отдельных вопросов местного значения» вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к вопросам местного значения сельских поселений.
Статьей 25 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
В силу ст.ст.15, 18 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» места погребения по принадлежности могут быть либо государственными либо муниципальными. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Согласно ст.16 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.
Как следует из ст.27 Земельного кодекса РФ, оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, занятые объектами гражданского захоронения, являются изъятыми из оборота.
В соответствии с ч.5 ст.15 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
Исходя из анализа указанных норм, земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно информации администрации МО - Малинищинское сельское поселение от 31.05.2019 №154, на территории с.Карповское имеется действующее кладбище.
При этом, границы земельного участка, используемого в качестве кладбища, не установлены, указанные земельные участки на кадастровый учет не поставлены.
Данное кладбище на балансе администрации не состоит, в реестре муниципальной собственности не числятся.
Вместе с тем, непринятие мер к постановке на кадастровый учет земельного участка, занятого гражданскими захоронениями на территории с.Карповское нарушает права жителей поселения на организацию и благоустройство территории указанного кладбища, достойное отношение после погребения.
Кроме того, вследствие осуществления захоронений умерших на территории в отсутствие установленных границ нарушаются санитарные правила и права граждан на благоприятную окружающую среду при осуществлении захоронений умерших, поскольку отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.
06.06.2019 в адрес главы МО - Малинищинское сельское поселение внесено представление о постановке на учет вышеуказанного кладбища, внесении его в реестр муниципального имущества.
Согласно ответу на представление главы МО - Малинищинское сельское поселение, действующее кладбище, расположенное на территории с.Карповское, на балансе администрации не состоит.
Согласно информации администрации МО - Малинищинское сельское поселение от 21.10.2019, работа по постановке на кадастровый учет земельного участка, предназначенного для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения в с.Карповское, администрацией Малинищинского сельского поселения не проводилась, границы земельного участка не определялись.
В соответствии со ст.32 Устава Малинищинского сельского поселения, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территории сельского поселения относятся к полномочиям администрации Малинищинского сельского поселения.
Таким образом, бездействие администрации МО - Малинищинское сельское поселение, выразившееся в непринятии мер по организации ритуальных услуг на территории сельского поселения и постановке на кадастровый учет земельного участка занятого гражданскими захоронениями, влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения и нарушение прав неопределенного круга лиц.
Согласно п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств, нарушение приобрело особое общественное значения.
Предъявление настоящего заявления в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью защитить права и интересы граждан на организацию и благоустройство территории указанных кладбищ, достойное отношение после погребения.
Право прокурора на обращение в суд с исковым заявлением регламентировано ч.1 ст.39 КАС РФ, согласно которой прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Понуждение к совершению действий, направленных на устранение вышеуказанных нарушений прав граждан, согласно ст. 12 ГК РФ является одним из способов защиты гражданских прав. Возможное наступление в будущем вредоносного результата является достаточным основанием для обращения в суд с исковым заявлением о понуждении к совершению действий.
Истец просит суд:
1.Признать бездействие администрации муниципального образования -Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области, расположенной по адресу ул.Центральная, д.175, с.Малинищи, Пронский район, Рязанская область, выразившегося в невыполнении требований вышеуказанного законодательства по установлению границ земельного участка, расположенного в с.Карповское Пронского района Рязанской области, используемого в качестве кладбища и постановке указанного земельного участка на кадастровый учет, незаконным.
2.Обязать администрацию МО - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области, расположенную по адресу ул.Центральная, д.175, с.Малинищи, Пронский район, Рязанская область, установить границы земельного участка, расположенного в населенном пункте в с.Карповское Пронского района Рязанской области, используемого в качестве кладбища, и поставить указанный земельный участок на кадастровый учет.
3.Установить ответчику для совершения указанных действий срок - 1 год с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддержал.
В судебное заседание представитель административного ответчикане явился, обратился к суду с письменным заявлением, в котором исковые требования признал в полном объёме, поскольку исполнил требования прокурора. Последствия признания иска, предусмотренные ст.157 КАС РФ разъяснены и понятны.
В соответствии с ч.7 ст.150 КАС РФ если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
В связи с тем, что в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд считает возможным рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Суд, исследовав доказательства в письменной форме, проанализировав представленные по делу доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что по состоянию на 31 мая 2019 года на территории МО - Малинищинское сельское поселение, в с.Карповское имеется действующее кладбище. Границы земельного участка, используемого в качестве кладбища, не установлены, указанные земельные участки на кадастровый учет не поставлены. Данное кладбище на балансе администрации не состоит, в реестре муниципальной собственности не числятся.
Осуществление захоронений умерших на территории в отсутствие установленных границ нарушает санитарные правила и права граждан на благоприятную окружающую среду при осуществлении захоронений умерших, поскольку отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.
06.06.2019 в адрес главы МО - Малинищинское сельское поселение внесено представление о постановке на учет вышеуказанного кладбища, внесении его в реестр муниципального имущества.
Согласно ответу на представление главы МО - Малинищинское сельское поселение, действующее кладбище, расположенное на территории с.Карповское, на балансе администрации не состоит.
Согласно информации администрации МО - Малинищинское сельское поселение от 21.10.2019, работа по постановке на кадастровый учет земельного участка, предназначенного для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения в с.Карповское, администрацией Малинищинского сельского поселения не проводилась, границы земельного участка не определялись.
В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно с п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.2.1 Закона Рязанской области от 05.12.2014 года №87-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Рязанской области отдельных вопросов местного значения» вопросы организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения сельских поселений.
Статьями 15 и 18 Федерального закона от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлено, что места погребения по принадлежности могут быть либо государственными либо муниципальными. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Предоставление земельного участка для размещения места погребения согласно ст.16 указанного Федерального закона «О погребении и похоронном деле» осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утверждённой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п.9 ч.4 ст.27 Земельного Кодекса РФ, оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным Кодексом РФ. Земельные участки, отнесённые к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектом сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, занятые объектами гражданского захоронения, являются изъятыми из оборота.
В соответствии с ч.5 ст. 15 Федерального Закона от 13.07.205 года №218-ФЗ « О государственной регистрации недвижимости» в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица или граждане.
Исходя из анализа указанных норм, земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определённой вещи.
На основании ч.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.11.2011 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно п.3 ч.1 ст.11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст.11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с частями 13 и 18 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В решении об утверждении схемы расположения земельного участка указывается на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок.
На основании ст.70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В силу п.7 ч.2 ст.14 указанного Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Согласно ч.8 ст.22 указанного выше Федерального закона местоположение границ земельного участка устанавливается в ходе проведения кадастровых работ посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Если в отношении земельного участка, образуемого из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, подано заявление о государственном кадастровом учёте без заявления о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, органом регистрации прав одновременно с государственным кадастровым учетом в соответствии с ч.14 ст.41 указанного Федерального закона осуществляется внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости о том, что земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, а также сведений об органе, уполномоченном в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» на распоряжение таким земельным участком.
Из вышеизложенного следует, что осуществление органом местного самоуправления Малинищинского сельского поселения Пронского района полномочий по надлежащему содержанию мест захоронения не представляется возможным без определения границ земельного участка, на котором размещены данные места захоронения, посредством межевания и постановки на кадастровый учёт соответствующего земельного участка. Утверждение схемы расположения данного земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории является первоначальным этапом для постановки земельного участка на кадастровый учёт, который может быть реализован органом местного самоуправления Малинищинского сельского поселения посредством обращения в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Согласно п.п.30, 31 ч.1 ст.32 Устава муниципального образования - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области к полномочиям администрации сельского поседения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Таким образом, в судебном заседании установлено наличие у административного ответчика прямой обязанности по установлению границ спорного земельного участка, на котором расположено место погребения тел умерших, и постановке данного земельного участка на кадастровый учёт, а также незаконность бездействия административного ответчика, выразившаяся в неисполнении данной обязанности, препятствующая осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.
Данным бездействием административного ответчика создается угроза нарушения санитарных, экологических и гигиенических требований к размещению мест захоронения: приводит к возможности самовольного расширения границ кладбища (места захоронения тел умерших) в нарушение установленного для его размещения предельного размера земельного участка, отсутствию возможности установления границ санитарно-защитных зон, тем самым возможности нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия при осуществлении захоронений умерших. Бездействия административного ответчика является незаконным.
При установленных в судебном заседании обстоятельствах суд считает, что административные исковые требования прокурора Пронского района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании установить границы земельных участков и поставить на кадастровый учёт, подлежат удовлетворению.
Кроме того, в соответствии со ст.46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
При этом суд согласно ч.7 ст.46 КАС РФ рассматривает административное дело по существу в случаях, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 46 КАС РФ.
В силу ст.65 КАС РФ обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания. Признание стороной обстоятельств может быть изложено в устной или письменной форме. Факт признания стороной обстоятельств, а также содержание сделанного в устной форме признания стороной обстоятельств заносится в протокол судебного заседания и удостоверяется подписями сторон или подписью стороны. Изложенное в письменной форме признание стороной обстоятельств приобщается к материалам административного дела. Если обстоятельства, признанные и удостоверенные сторонами или стороной в порядке, установленном настоящей статьей, приняты судом, они не подлежат проверке в ходе производства по административному делу.
В соответствии с требованиями ч.3 ст.157 КАС РФ в случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Признание административным ответчиком административного иска не противоречит закону, другим федеральным законам и не нарушает права других лиц, следовательно, оснований для непринятия признания иска, предусмотренных ч.5 ст.46 КАС РФ, не имеется.
В соответствии с ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд вправе принять решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
С учетом характера действий, которые надлежит совершить административному ответчику, суд считает, заявленный административным истцом срок - 1 год со дня вступления решения суда в законную силу разумным и достаточным для исполнения настоящего судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования прокурора Пронского района Рязанской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области, выразившееся в невыполнении требования земельного законодательства в части установления границ земельного участка, используемого в качестве кладбища, расположенного в с.Карповское Пронского района Рязанской области и постановке указанного земельного участка на кадастровый учёт.
Обязать администрацию МО - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области, установить границы земельного участка, используемого для размещения кладбища, расположенного в населенном пункте с.Карповское Пронского района Рязанской области, и поставить указанный земельный участок на кадастровый учёт.
Установить администрации МО - Малинищинское сельское поселение Пронского муниципального района Рязанской области срок для исполнения судебного решения - 1 год со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Пронский районный суд Рязанской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Разъяснить, что по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Судья - А.Ю.Говорухин