ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
УИД № |
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
13 марта 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Любобратцевой Н.И.,
судей Курской А.Г.,
Готовкиной Т.С.,
при секретаре Затонском М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Симферополе гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 28 ноября 2022 года,
У С Т А Н О В И Л А :
19 августа 2022 г. ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ – ОПФ РФ по Республике Крым о признании незаконным и отмене решения № от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика учесть архивные справки: №М-№/1 от ДД.ММ.ГГГГ, №М-№/2 от ДД.ММ.ГГГГ, №М-№/3 от ДД.ММ.ГГГГ, № М-№/4 от ДД.ММ.ГГГГ, №М-№/5 от ДД.ММ.ГГГГ, №М-№ от ДД.ММ.ГГГГ; справку центра занятости № от ДД.ММ.ГГГГ; трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ Исковые требования мотивированы тем, что ФИО1 обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, в чем обжалуемым решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано, так как отсутствует необходимый страховой стаж и необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента. В страховой стаж не включены вышеуказанные периоды работы и не учтены архивные справки, так как отсутствует подтверждение компетентных органов Украины. С данным решением истица не согласна, считает, что действиями ответчика нарушаются ее пенсионные права.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 28 ноября 2022 г. иск ФИО1 удовлетворен.
Решение Государственного Учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым № от ДД.ММ.ГГГГ. признано незаконным.
На Государственное Учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность включить в страховой стаж периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и принять к учету архивные справки: №М-№/1 от ДД.ММ.ГГГГ, №М-№/2 от ДД.ММ.ГГГГ, №М-№/3 от ДД.ММ.ГГГГ, № М-№/4 от ДД.ММ.ГГГГ, №М-№/5 от ДД.ММ.ГГГГ, №М-№ от ДД.ММ.ГГГГ; трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ; справку центра занятости № от ДД.ММ.ГГГГ
На Государственное Учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность назначить ФИО1 страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившись с таким решением суда, 21 декабря 2022 г. представителем ГУ ОПФ РФ по Республике Крым ФИО5 подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Доводы жалобы сводятся к тому, что по результатам всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов суммарный страховой стаж ФИО1 составил 8 лет 6 месяцев 2 дня, величина индивидуального пенсионного коэффициента составила 10,242 балла, что свидетельствует об отсутствии права на пенсию по старости. Спорные периоды зачесть в страховой стаж не представляется возможным в связи с отсутствием подтверждения периода работы компетентным органом Украины.
ФИО6, действующим по доверенности в интересах ФИО1, поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых указывая на ее необоснованность, заявитель просит в удовлетворении жалобы отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Определением судьи Верховного Суда Республики Крым от 06 февраля 2023 года произведена замена ответчика - Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на его правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась истица ФИО1, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще путем направления через организацию почтовой связи заказной корреспонденцией судебной повестки-извещения, доставленной адресатуДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым уведомлением; в апелляционный суд истица обеспечила явку своего представителя ФИО7
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истицы ФИО1, надлежащим образом извещенной о месте и времени судебного заседания.
Заслушав докладчика, пояснения представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым ФИО5, представителя истицы ФИО7, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с требованиями ст.8, части 3 ст.35 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Из материалов дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достигнув возраста 54 лет 11 месяцев, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ - УПФ РФ в Симферопольском районе Республики Крым с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», предоставив необходимые документы (л.д.53-54).
Решением ГУ УПФ РФ в Симферопольском районе Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 отказано в установлении страховой пенсии по старости в связи с тем, что страховой стаж заявителя составляет 8 лет 6 месяцев 2 дня при необходимой его величине 9 лет, ИПК - 10,242 при необходимой величине 13,8. При этом в страховой стаж истицы не включены периоды ее работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также не учтены предоставленные архивные справки: №М-№/1 от ДД.ММ.ГГГГ, №М-№/2 от ДД.ММ.ГГГГ, №М-№/3 от ДД.ММ.ГГГГ, № М-№/4 от ДД.ММ.ГГГГ, №М-№/5 от ДД.ММ.ГГГГ, №М-№ от ДД.ММ.ГГГГ; справка центра занятости № от ДД.ММ.ГГГГ., в которой также неправильно указана дата распоряжения «256.07.2000»; трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ Указанные периоды трудовой деятельности истицы и представленные документы принять во внимание не представляется возможным в связи с отсутствием подтверждения компетентного органа государства Украина (л.д.36-38).
Суд первой инстанции, признавая незаконным отказ пенсионного органа включить в страховой стаж ФИО1 спорные периоды работы, исходил из того, что истица на 18.03.2014 г. проживала на территории Республики Крым, в связи с чем при принятии решения о назначении пенсии следует учитывать положения Федерального закона от 21.07.2014 г. №208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", в соответствии с которым для указанных лиц не требуется подтверждения компетентными органами Украины указанных в трудовой книжке периодов работы.
С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они соответствуют требованиям действующего законодательства и фактическим обстоятельствам, установленным в ходе судебного заседания.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывал правовую позицию, в соответствии с которой обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, предполагающая установление такого правопорядка, который гарантировал бы каждому государственную защиту его прав и свобод (статья 2; статья 17; статья 18; статья 45, часть 1, Конституции Российской Федерации), в сфере пенсионного обеспечения лиц, работавших по трудовому договору, означает необходимость такого правового регулирования соответствующих отношений, которое бы предусматривало эффективные гарантии права на трудовую пенсию, адекватные природе, целям и значению данного вида пенсионного обеспечения, исключало возможность блокирования реализации приобретенных этими лицами пенсионных прав и позволяло им на основе доступных процедур своевременно и в полном объеме получить полагающуюся пенсию.
В силу статьи 55 Конституции Российской Федерации ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина допустимо только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственного здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Отказ в назначении пенсии в связи утратой документов или по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника, является ограничением конституционного права на социальное обеспечение, гарантированного частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации.
Согласно положениям ч. 1 ст. 66 ТК РФ и абз.1 п.11 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. №1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
При этом сведения, содержащиеся в трудовой книжке, не могут быть приняты только в том случае, если они внесены с нарушением положений трудового законодательства, действовавшего на момент внесения записей (КЗоТ РСФСР, ТК РФ), либо правил оформления трудовых книжек (Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 г. №162; Инструкции по заполнению трудовых книжек, утверждённой Постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. №69, Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 г. №225 "О трудовых книжках"). Только при наличии указанных обстоятельств, в качестве доказательств стажа работы в определенный период могут приниматься иные документы, содержащие соответствующие сведения, и только при отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи, либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и другие документы, содержащие сведения о периодах работы.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В соответствии с трудовой книжкой БТ-1 №, заполненной ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1 (ФИО10) ФИО1, истица ДД.ММ.ГГГГ принята уборщицей участка парикмахерских <данные изъяты> фирмы «<данные изъяты>» (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность женского парикмахера участка парикмахерских (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), откуда ДД.ММ.ГГГГ уволена в связи с ликвидацией предприятия (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ принята женским парикмахером участка парикмахерских <данные изъяты> общества «Бон» (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ уволена по сокращению численности (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> городским центром занятости назначена выплата пособия по безработице (распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ выплата пособия прекращена (распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ принята парикмахером по трудовому договору, зарегистрированному в <данные изъяты> городском центре занятости (трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию (трудовой договор № снят с регистрации ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.11-13).
Трудовая деятельность ФИО1 до 2008 г. осуществлялась на территории Украины, в связи с чем при решении вопроса о включении определенных периодов в страховой стаж истицы применяютя правила, установленные Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее Соглашение от 13 марта 1992 г.).
Как следует из содержания п. 2 ст. 6 названного Соглашения, при установлении пенсий гражданам государств - участников Соглашения стран СНГ учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств (независимо от времени приобретения), а также на территории бывшего СССР до 13 марта 1992 г. Пенсии гражданам указанных государств назначаются по законодательству и за счет государства, на территории которого они постоянно проживают.
Согласно п.5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР, утвержденных Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года №99р, - для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
В соответствии с распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22.06.2004 г. №99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. №203-16). Периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в российской Федерации») могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Вместе с тем, из материалов дела также усматривается, что ФИО1 признана гражданкой Российской Федерации на основании Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", что подтверждается паспортом гражданина РФ №, выданного ДД.ММ.ГГГГ ФМС, код подразделения 900-002, зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: Республика Крым, <адрес>, д,12 (л.д.57).
Частью 4 статьи 5 Федерального закона от 21.07.2014 г. №208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по трудовому договору, имевшие место в период с 1 января 2002 года по 16 марта 2014 года включительно на территории Украины и в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24 245 рублей 70 копеек.
Таким образом, в соответствии в действующими нормативными правовыми актами и разъяснениями по их применению при определении права ФИО1 на трудовую пенсию по старости трудовой стаж, приобретенный ею на территории Украины до 01.01.2002 г. подлежит учету на основании Соглашения от 13 марта 1992 г., а с 01.01.2002 г. - на основании положений Федерального закона от 21.07.2014 г. №208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Согласно предварительному расчету, предоставленному ОПФ РФ по Республике Крым, с учетом всех спорных периодов, подлежащих включению в страховой стаж истицы, ее страховой стаж составит 20 лет 5 месяцев 17 дней (при необходимых 9 годах), индивидуальный пенсионный коэффициент составит 28,634 баллов (при необходимой величине 13,8), что является достаточным для назначения ФИО1 страховой пенсии с момента возникновения права на пенсию, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.60).
В апелляционной жалобе ответчика не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и выводы. Судебная коллегия также не находит оснований для отмены решения, поскольку представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК, судом правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального закона при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 28 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, правопреемником которого является Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым – без удовлетворения.
Председательствующий судья Любобратцева Н.И.
Судьи: Курская А.Г.
Готовкина Т.С.