УИД №
Дело № года
РЕШЕНИЕ
28 июня 2021 года <адрес>
Судья Староюрьевского районного суда <адрес> Гавриш С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Староюрьевская коммунальная служба» на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Староюрьевская коммунальная служба» привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, наложен административный штраф в размере 55 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением генеральный директор ООО «Староюрьевская коммунальная служба», обратился с жалобой на указанное постановление, считая его незаконным и подлежащим отмене, по следующим основаниям: в ООО «СКС» обучение по охране труда прошел директор ООО; создана комиссия по проверке знаний требований по охране труда; организовано обучение по охране труда; работники ООО проходят психиатрическое освидетельствование в установленном законом порядке.
Документы для проведения проверки истребовались проверяющей организацией с нарушением требований ст. 11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) муниципального контроля». Нарушена периодичность проверки, установленная данным законом.
Инспектором не принято во внимание, что ООО «СКС» является малым предприятием, и чрезмерно суровое наказание в виде штрафа может привести к прекращению его деятельности.
Просит отменить постановление о назначении административного наказания №№ от ДД.ММ.ГГГГ г., освободить ООО «СКС» от административной ответственности.
В судебном заседании представитель ООО «Староюрьевская коммунальная служба» ФИО2 доводы жалобы поддержал.
Государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО3 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, письменно ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, просила постановление оставить без изменения, указав, что на основании поручения прокурора области, в связи с поступившим письмом из прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Государственной инспекцией труда в <адрес> проведены контрольно-надзорные мероприятия на предмет соблюдения трудового законодательства в отношении организаций-работодателей <адрес>, в том числе ООО «Староюрьевская коммунальная служба».
Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
В соответствии со статьей 212, 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В настоящее время нормативным правовым актом, регулирующим вопросы порядка обучения по охране труда, является постановление Минтруда России и Минобразования России отДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (далее - Порядок).
Внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится, в том числе и при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда. В данном случае осуществляется проверка знаний только этих законодательных и нормативных правовых актов (пункт 3.3 Порядка).
Вследствие вступления в силу новых правил по охране труда работодателем должна быть организована внеочередная проверка знаний по охране труда работников в объеме тех новых правил по охране труда, которые регулируют трудовую деятельность работников. При этом в силу пункта 2.2.3 Порядка форма, порядок (включая сроки проведения) и продолжительность проверки знаний требований охраны труда работников устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ.
С учетом изложенного работодатель обязан организовать проведение внеочередной проверки знаний новых правил по охране труда в своей комиссии, созданной в соответствии с Порядком.
При этом члены комиссии работодателя в связи с выходом новых правил по охране труда должны пройти обучение в организациях, осуществляющих функции по проведению обучения работодателей и работников вопросам охраны труда.
Результаты внеочередной проверки знаний оформляются протоколом (в том числе обучение работам на высоте, работам в ограниченных и замкнутых пространствах и другие), как и результаты любой проверки знаний на основании пункта 3.6 Порядка обучения. При этом согласно форме протокола указывается тип проверки знаний «внеочередная».
Согласно Письму Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №/В-167 «О новых правилах по охране труда» сведения о внеочередной проверке знаний следует вносить в раздел удостоверения «Сведения о повторных: проверках знаний требований охраны труда». При этом имеющиеся удостоверения о прохождении работниками обучения по охране труда, обучения безопасным методам и приемам выполнения работ (в том числе обучение работам на высоте, работам в ограниченных и замкнутых пространствах и другие), выданные до вступления в силу новых правил по охране труда, признаются действительными до окончания их срока действия при наличии отметки о внеочередной проверке знаний.
В силу ст. 76, 212 ТК РФ на работодателя возложена обязанность отстранить от работы (не допускать к работе) лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
С ДД.ММ.ГГГГ вступили в силу Правила по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве, утв. Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н, Правила по охране труда на автомобильном транспорте, утв. Приказом Минтруда России №н от ДД.ММ.ГГГГ, Правила по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ, утв. Приказом Минтруда от ДД.ММ.ГГГГ №н и т.д.
В ходе проверочных мероприятий было установлено, что в ООО «СКС» обучение по охране труда в специализированном центре пройдено только генеральным директором ФИО4 (удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ). В нарушение п. 3.4 Порядка обучения по охране труда 1/29 работодателем не создана комиссия по проверке знаний требований охраны труда. Работодателем до настоящего времени не было организовано проведение обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работникам организации, в том числе работающих с вредными условиями труда в установленном законом порядке, чем нарушены требования ст. 212, 225 ТК РФ, п. 1.5, 2.2.1, 2.2.2, 3.5 Порядка обучения по охране труда 1/29. Работники были допущены (не отстранены) от работы, чем нарушены ст. 76, 212 ТК РФ. В связи с чем, ООО «СКС» было привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
После вынесения постановления от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении ООО «СКС» предоставлен Приказ ООО «СКС» № от ДД.ММ.ГГГГ о создании постоянно действующей комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников, протокол заседания комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ Комиссия создана в следующем составе: ФИО4 генеральный директор, председатель комиссии, члены комиссии: ФИО5 главный инженер, ФИО6 юрист. При этом документов, свидетельствующих о прохождении внеочередного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда членами комиссии в специализированном обучающем центре не имеется. Кроме того, в удостоверении № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 в разделе «Сведения о повторных проверках знаний требований охраны труда» отметки о прохождении ФИО4 внеочередной проверки знаний требования охраны труда не имеется. Согласно вышеуказанному протоколу проверка знаний требований охраны труда для работников проводилась по программе «Основы предупреждения производственного травматизма» в объеме 4-х часов. Проверка знаний требований труда работников ООО «СКС» проводилась без учета специфики профессиональной деятельности. Следовательно, до настоящего времени проверка знаний требований охраны труда работникам ООО «СКС» не проведена в установленном законом порядке.
Правила, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № определяют порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее именуется - Перечень).
Освидетельствование работника проводится на основании выданного работодателем направления с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем.
В силу ст. 76, 212 ТК РФ на работодателя возложена обязанность отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В нарушение требований ст. 212, 213 ТК РФ, п. 3, 5 Правил, утвержденных утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Перечня, утв. постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № работодателем до настоящего времени не организовано проведение обязательного психиатрического освидетельствования работникам, непосредственно связанным с движением транспорта, трактористу, водителю автомобиля, машинисту экскаватора одноковшового и др. Фактически работники были допущены до исполнения должностных обязанностей без прохождения в установленном порядке психиатрического освидетельствования, чем нарушены ст. 76,212 ТК РФ.
Документов, свидетельствующих о прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками ООО «СКС» на момент вынесения постановления не имелось.
Согласно, ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний -
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Таким образом, соответствующая норма особенной части КоАП РФ не предусматривает для лиц, совершивших данное правонарушение административное наказание в виде предупреждения.
В то же время, по смыслу ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Часть 3 вышеуказанной статьи предусматривает замену административного наказания в виде административного штрафа даже и в том случае, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КОАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическим лицам, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ.
Согласно положениям статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты.
Разделом X ТК РФ определены законоположения и нормативные требования к охране труда, обязательные к исполнению, на предприятиях и организациях всех форм собственности.
Статьей 209 ТК РФ определена охрана труда, как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Т.е. все нарушения императивных нормативных требований данного раздела влекут угрозу причинения вреда жизни и здоровью работников.
При вынесении оспариваемого постановления было учтено, что характер совершенного лицом, привлекаемым к административной ответственности, правонарушения не позволяет применить исключительные обстоятельства в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ, т.к. согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ при наличии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также при наличии имущественного ущерба, административное законодательство не позволяет применить к кругу лиц, виновных в указанных выше правонарушениях, даже административное наказание в виде предупреждения.
При этом с учетом положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ размер штрафа в отношении ООО «СКС» уменьшен до 55000 рублей.
Суд, заслушав пояснения представителя ООО «СКС», изучив материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1. КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ст. 24.4 КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно обжалуемого постановления, ООО «СКС» привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 55000 руб.
Обжалуемое постановление вынесено ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ООО «СКС» в адрес Государственной инспекции труда направлено ходатайство с приложением документов.
Проверяющим органом данное ходатайство получено ДД.ММ.ГГГГ (отметка государственной инспекции труда в <адрес>), однако, в нарушение положений ст. 24.4 КоАП РФ, данное ходатайство государственным инспектором труда в тамбовской области возвращено ООО «СКС» ДД.ММ.ГГГГ как не подлежащее рассмотрению по существу.
Помимо этого, в обжалуемом постановлении в качестве нарушений действующего законодательства указано: не организация проведение обязательного психиатрического освидетельствования работникам, непосредственно связанным с движением транспорта, трактористу, водителю автомобиля, машинисту экскаватора одноковшового и др. (по тексту).
Однако в ходе рассмотрения жалобы, представителем ООО «СКС» представлены в суд копии медицинских заключений в отношении ФИО7 и ФИО8
Поскольку в обжалуемом постановлении государственного инспектора труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не конкретизировано, каким именно работникам ООО «СКС» не организовало обязательное психиатрическое освидетельствование, в представленных материалах проверки также отсутствуют данные сведения, в связи с чем, судья лишен возможности проверить доводы представителя ООО «СКС» о проведении в отношении ряда работников ООО обязательного медицинского освидетельствования.
Таким образом, при рассмотрении дела государственным инспектором труда в <адрес> при рассмотрении настоящего дела были допущены существенные процессуальные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, обжалуемое постановление подлежит отмене с возвращением на новое рассмотрение.
Срок давности привлечения ООО «СКС» к административной ответственности не истек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу ООО «Староюрьевская коммунальная служба» на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ – удовлетворить.
Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ отметь, возвратить дело на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в <адрес>.
Решение может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1-25.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в течение десяти суток, со дня вручения (или получения) копии постановления в Тамбовский областной суд, через Староюрьевский районный суд <адрес>.
Судья С.А. Гавриш