Решение по делу № 2-60/2023 (2-2312/2022;) от 02.11.2022

УИН 19RS0002-01-2022-001685-88

Дело № 2-60 /2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 января 2023 года г.Черногорск

Черногорский городской суд Республики Хакасия

в составе председательствующего судьи Бастраковой А.О.,

при секретаре Елешиной Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марченко Н.Л. к судебному приставу-исполнителю Черногорского городского отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия Калиновской Анастасии Павловне, начальнику отделения – старшему судебному приставу Черногорского городского отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия Девятухе Алексею Олеговичу, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия о возврате взысканных денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Марченко Н.Л. обратилась в суд с исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Черногорского городского отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия (далее – УФССП России по Республике Хакасия) Калиновской А.П. о возврате взысканных денежных средств в размере 975 руб. Исковые требования мотивированы тем, что Марченко Н.Л. является получателем государственной социальной помощи, оказываемой малоимущим гражданам, в размере 1950 руб. Являясь должником по исполнительному производству, 19.04.2022 истец обратилась в Черногорское городское отделение судебных приставов УФССП России по Республике Хакасия с заявлением о сохранении прожиточного минимума для трудоспособного населения при осуществлении с нее взысканий, однако в этот же день судебный пристав-исполнитель Черногорского городского отделения судебных приставов УФССП России по Республике Хакасия Калиновская А.П. направила постановление об удержании с нее денежных средств в размере 50%, в связи с чем с нее было незаконного удержано 975 руб.

На основании определений судьи к участию в деле в качестве соответчиков привлечены начальник отделения – старший судебный пристав Черногорского городского отделения судебных приставов УФССП России по Республике Хакасия Девятуха А.О., УФССП России по Республике Хакасия, в качестве третьих лиц «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (АО), Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия, ГКУ РХ «Центр занятости населения», ГКУ РХ «Межведомственный центр бюджетного учета и отчетности».

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, от ответчика судебного пристава-исполнителя Калиновской А.П. поступил письменный отзыв на исковое заявление, в котором последняя просила в удовлетворении исковых требований Марченко Н.Л. отказать, полагала, что оснований для возврата денежных средств на расчетный счет должника не имеется. От третьего лица УФНС по РХ имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя последнего.

Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 2 статьи 119 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - Закона об исполнительном производстве), пункту 3 статьи 19 Федерального закона "О судебных приставах" ущерб, причиненный судебным приставом-исполнителем гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В силу пункта 2 указанной нормы права под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерацией, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение, в том числе судебных актов, в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

При осуществлении своих функций судебный пристав-исполнитель в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Как следует из материалов дела, на исполнении в Черногорском городском отделении судебных приставов УФССП России по Республике Хакасия находится сводное исполнительное производство №242721/20/19020-ИП в отношении должника Марченко Н.Л. в пользу взыскателя УФНС по Республике Хакасия о взыскании обязательных платежей и санкций, в состав которого входит исполнительное производство № 38712/21/19020-ИП от 16.03.2021 в отношении того же должника в пользу того же взыскателя.

25.02.2022 постановлением судебного пристава-исполнителя обращено взыскание на заработную плату и иные доходы должника (об обращении взыскания на пособие по безработице). В п. 3.4 данного постановления указано, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» необходимо указывать в расчетных документах соответствующий код вида доходов, в отношении которых ст. 99 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со ст. 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не может быть обращено взыскание.

По сообщению «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (АО) на имя Марченко Н.Л. 28.12.2020 открыт счет ***

08.04.2022 судебным приставом-исполнителем Черногорского городского отделения судебных приставов УФССП России по Республике Хакасия Калиновской А.П. вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счете в АО «АТБ». В п. 3 данного постановления указано, что при наличии сведений о поступлении на счет должника денежных средств, на которые в соответствии со ст. 101 Федерального закона № 229-ФЗ не может быть обращено взыскание, сообщить судебному приставу исполнителю о невозможности исполнить постановление в части обращения взыскания на такие денежные средства.

Далее, судом установлено, что Марченко Н.Л. состояла на учете в ГКУ РХ «Центр занятости населения» в качестве безработного с целю получения пособия по безработице и дальнейшего трудоустройства или в качестве ищущего работу по выполнению плана мероприятий по социальной адаптации в рамках заключенного 24.09.2021 между ГКУ РХ «УСПН» и Марченко Н.Л. социального контракта (сроком с 24.09.2021 по 23.06.2022).

Приказами ГКУ РХ «Центр занятости населения» от 24.01.2022, 21.02.2022, 09.03.2022, 12.04.2022, 12.05.2022, 20.06.2022 Марченко Н.Л. была оказана материальная помощь в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице на основании ст. 36 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в РФ», в размере по 1950 руб.

Обращаясь с исковым заявлением, Марченко Н.Л. определяет предмет иска – взыскание денежных средств в размере 975 руб., которые были удержаны из перечисленных ей на банковский счет по приказу ГКУ РХ «Центр занятости населения» от 12.04.2022 № 102М/2201 (оказание материальной помощи за период с 10.03.2022 по 09.04.2022 в размере 1 950 руб.) по платежному поручению от 14.04.2022 №354259.

Во исполнение постановления судебного пристава-исполнителя от 08.04.2022 на депозитный счет Черногорского городского отделения судебных приставов 14.04.2022 поступили денежные средства платежным поручением № 583338 в размере 975,00 рублей.

На основании постановления судебного пристава-исполнения от 18.04.2022 взысканные денежные средства перечислены на расчетный счет взыскателя- УФНС России по Республике Хакасия по сводному исполнительному производству №242721/20/19020-ИП.

Согласно п. 3 ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и ИНЫХ кредитных организациях.

Пунктом 4.1 ст. 70 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что если должник является получателем денежных средств, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, банк или иная кредитная организация, осуществляющий обслуживание счетов должника, осуществляет расчет суммы денежных средств на которую может быть обращено взыскание, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона. Порядок расчета суммы денежных средств на счете, на которую может быть обращено взыскание, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, по согласованию с Банком России.

В соответствии с п. 5 ст. 70 ФЗ «Об исполнительном производстве» банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, незамедлительно исполняет содержащиеся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требования о взыскании денежных средств с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона, о чем в течение трех дней со дня их исполнения информирует взыскателя или судебного пристава-исполнителя.

Кроме того, ч. 5.1 ст. 70 ФЗ «Об исполнительном производстве» лица, выплачивающие заработную плату и (или), алименты, иные доходы, в отношении которых ст.99 ФЗ «Об исполнительном производстве» установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со ст.101 настоящего закона не может быть обращено взыскание, обязаны указывать в расчетных документах соответствующий код вида дохода.

Согласно ч. 5.2 ст. 70 ФЗ «Об исполнительном производстве» Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, обеспечивает соблюдение требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона, на основании сведений, указанных лицами, выплачивающими должнику заработную плату и (или), алименты, иные доходы, в расчетных документах.

Пунктом 5 ст. 8 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, исполняет содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств или об их аресте с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона (размер удержаний из заработной платы и иных доходов должника, а также виды дохода, на которые не может быть обращено взыскание).

Исходя из вышеизложенного, обязанность по указанию определенного кода вида дохода в распоряжениях о переводе гражданину денежных средств лежит на лицах, выплачивающих гражданину заработную плату и (или) иные доходы, а обязанность по учету данных кодов при исполнении постановлений судебных приставов-исполнителей, соблюдение требований, предусмотренных ст. ст. 99, 101 ФЗ «Об исполнительном производстве» — на банках и кредитных организациях, обслуживающих счета должника-гражданина, а не на судебном приставе-исполнителе.

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 101 Федерального закона "Об исполнительном производстве" взыскание не может быть обращено на суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет средств иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников: а) в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами; б) в связи с террористическим актом; в) в связи со смертью члена семьи; г) в виде гуманитарной помощи; д) за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений.

В силу ч. 1 ст. 36 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в РФ» безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, органами службы занятости может оказываться материальная помощь.

Как разъяснено в п. 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", правила, регулирующие размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина и порядок его исчисления, предусмотренные статьей 99 Закона об исполнительном производстве, распространяются на те виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (пенсии, пособия и выплаты), на которые в порядке исключения может быть обращено взыскание (пункт 9 части 1 статьи 101 названного Закона).

Пособие по безработице, равно как и материальная помощь в связи с истечением установленного периода его выплаты, законодательством не отнесено к виду обеспечения по обязательному социальному страхованию, поэтому на такое пособие может быть обращено взыскание по исполнительному документу. То есть в данном случае денежные средства, находящиеся на банковском счете Марченко Н.Л., не являлись имуществом, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительному документу.

Как усматривается из всех постановлений об обращении взыскания на денежные средства должника в рамках исполнительного производства, судебный пристав указывала на необходимость банковской организации соблюдать требования ст. 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Помимо этого, суд обращает внимание на то обстоятельство, что списание денежных средств с банковского счета Марченко Н.Л. в размере 975 руб. произведено 14.04.2022, их распределение произведено 18.04.2022, с заявлением же о сохранении прожиточного минимума Марченко Н.Л. обратилась после указанных дат.

Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований Марченко Н.Л. о взыскании в ее пользу денежных средств в размере 975 руб. не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Марченко Н.Л. к судебному приставу-исполнителю Черногорского городского отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия Калиновской Анастасии Павловне, начальнику отделения – старшему судебному приставу Черногорского городского отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия Девятухе Алексею Олеговичу, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия о взыскании денежных средств - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья         А.О. Бастракова

Мотивированное решение составлено 25.01.2023.

2-60/2023 (2-2312/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Марченко Наталья Леонидовна
Ответчики
Судебный пристав-исполнитель Черногорского городского отдела судебных приставов Калиновская А.П.
Суд
Черногорский городской суд Республики Хакасия
Судья
А.О Бастракова
Дело на странице суда
chernogorsky.hak.sudrf.ru
02.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
02.11.2022Передача материалов судье
07.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.11.2022Подготовка дела (собеседование)
22.12.2022Подготовка дела (собеседование)
22.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.12.2022Судебное заседание
18.01.2023Подготовка дела (собеседование)
18.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.01.2023Судебное заседание
18.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее