Дело № 2-1084/15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 сентября 2015 года г.Углегорск
Углегорский городской суд Сахалинской области в составе: председательствующего судьи – Хлебородовой Г.Н.,
при секретаре – Поляковой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сидорова С.С. к нотариусу Углегорского нотариального округа Сагалаковой ФИО14 о признании свидетельства о праве на наследство по завещанию в части указания общей площади жилого дома недействительным,
УСТАНОВИЛ:
28 июля 2015 года Сидоров С.С. обратился в Углегорский городской суд с исковым заявлением к нотариусу Углегорского нотариального округа Сагалаковой М.Н. о признании свидетельства о праве на наследственное имущество в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, недействительным в части указания общей и жилой площади, с указанием на действительный размер площади дома: общая площадь – 57,3 кв.м, жилая площадь – 38,1 кв.м. В качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, указал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области.
В обоснование исковых требований указал, что проживает в <адрес> с мая 1974 года. Сначала проживал по данному адресу с родителями, братом и сестрой. В 1975 году отец оформил дом на старшего сына ФИО15 а 13.02.1978 года ФИО15 подарил дом отцу. Сам истец продолжал проживать по указанному адресу вместе с родителями. Его мать умерла 29.04.1999 года, после ее смерти 10 ноября 1999 года отец сделал завещание на истца.
В судебном заседании истец Сидоров С.С. уточнил исковые требования и просит признать недействительным свидетельство о праве на наследство по завещанию, выданное нотариусом Углегорского нотариального округа Сагалаковой М.Н. 13 ноября 2014 года, в части указания общей площади наследственного имущества в виде жилого дома, указав в качестве наследственного имущества жилой дом, находящийся по адресу: <адрес> расположенный на земельном участке площадью 600 кв. м, состоящий из основного бревенчатого строения, общей площадью 57,3 кв.м. Суду пояснил, что указанный жилой дом принадлежал его отцу ФИО18 ФИО17 умершему ДД.ММ.ГГГГ года, на праве личной собственности на основании договора дарения от 13 февраля 1978 года, согласно которому полезная площадь дома составляет 38,0 кв.м, жилая – 28,7 кв.м. В соответствии с какими документами в договоре указана такая площадь дома истцу не известно. Согласно завещанию от 10.11.1999 года истец является наследником имущества, в том числе жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. После смерти отца, истец вступил в наследственные права и ему было выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию от 13.11.2014 года, где общая площадь дома указана 38,0 кв.м, что не соответствует действительности. Как следует из технического паспорта на индивидуальный жилой дом от 02.10.1981 года и технического плана здания от 22.07.2015 года, размер общей площади дома составляет 57,3 кв.м. Существующие в документах неточности в указаниях общей площади дома препятствуют истцу произвести регистрацию прав на недвижимое имущество у третьего лица.
В судебное заседание не явилась ответчик нотариус Углегорского нотариального округа Сагалакова М.Н., о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежаще. В заявлении от 10.09.2015 года просит о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебное заседание не явилось третье лицо на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области по неизвестной причине. О времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, о чем в деле имеются сведения.
Учитывая мнение истца, руководствуясь положениями статьи 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав пояснения истца Сидорова С.С., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Право наследования гарантируется.
В силу статьи 1111 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Согласно статье 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со статьей 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
Статьей 1119 ГК РФ предусмотрено, что завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, включить в завещание иные распоряжения.
Для приобретения наследства наследник должен его принять (часть 1 статьи 1152 ГК РФ). Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (часть 1 статьи 1153 ГК РФ).
В случае если наследуется недвижимое имущество, право на которое в соответствии со статьей 131 ГК РФ и Федеральным законом № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» подлежит государственной регистрации, то наследнику после оформления наследства необходимо произвести регистрацию своего права собственности на недвижимость.
Судом установлено, что Сидоров ФИО17, умер ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается свидетельством о смерти №, выданным 22 октября 2009 года Отделом ЗАГС Углегорского района Управления ЗАГС Сахалинской области.
Из справки <данные изъяты> Вместе с ним по данному адресу проживал Сидоров С.С..
Согласно договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ года, удостоверенному государственным нотариусом Углегорской нотариальной конторы Сахалинской области Ивановой Г.Т. и зарегистрированному в БТИ <данные изъяты>
Как следует из материалов наследственного дела № 177/2014, открытого к имуществу ФИО18 ФИО17, умершего ДД.ММ.ГГГГ года, Сидоров С.С. является наследником по завещанию от 10.11.1999 года, удостоверенному государственным нотариусом Шахтерской государственной нотариальной конторы Сахалинской области Борисовой Н.И. и зарегистрированному в реестре за № 3447.
На основании заявления Перминовой С.Л. от 07.10.2014 года, действующей от имени Сидорова С.С. по доверенности, нотариусом Углегорского нотариального округа Сагалаковой М.Н. 13 ноября 2014 года истцу выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию, которое состоит из жилого дома, находящего по адресу: <адрес> расположенного на земельном участке площадью 600 кв. м, состоящего из основного бревенчатого строения общей площадью 38,0 кв.м.
Также судом установлено, что на день составления завещания 10 ноября 1999 года и день открытия наследства 21 октября 2009 года общая площадь жилого дома, принадлежащего наследодателю Сидорову ФИО17, фактически составляла 57,3 кв.м.
Данное обстоятельство подтверждается техническим паспортом на индивидуальный жилой дом по <адрес>, изготовленным Углегорским бюро технической инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ года, и техническим планом здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> составленным кадастровым инженером ФИО26 22.07.2015 года.
Представленные истцом доказательства, оцененные судом в совокупности, свидетельствуют о том, что наследодателю Сидорову ФИО17 на день открытия наследства принадлежал на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>
Как следует из уведомления Управления Росреестра по Сахалинской области от 27.11.2014 года, направленного в адрес истца, государственная регистрация права собственности на здание, расположенное по адресу: <адрес> приостанавливается на срок до 27 декабря 2014 года, начиная с 27 ноября 2014 года, в связи с тем, что в качестве правоустанавливающего документа в регистрирующий орган представлено свидетельство о праве на наследство по завещанию от 13.11.2014 года, из которого следует, что наследство состоит из жилого дома общей площадью 38 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Между тем, объект недвижимости, права на который заявлены к регистрации имеет иные характеристики, а именно: <адрес> общей площадью 57,3 кв.м, что исключает возможность его идентификации, как объекта являющегося предметом наследования. В государственном кадастре отсутствуют сведения о жилом доме, с характеристиками, указанными в свидетельстве о праве на наследство, то есть жилой дом с площадью 38 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> не является учтенным в соответствии с действующим законодательством.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Сидорова С.С. о признании свидетельства о праве на наследство по завещанию в части указания общей площади жилого дома недействительным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сидорова С.С. к нотариусу Углегорского нотариального округа Сагалаковой ФИО29 – удовлетворить.
Признать недействительным свидетельство о праве на наследство по завещанию, выданное 13 ноября 2014 года нотариусом Углегорского нотариального округа Сагалаковой ФИО29 Сидорову С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, в части указания общей площади наследственного имущества в виде жилого дома, указав в качестве наследственного имущества жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, расположенный на земельном участке площадью 600 кв. м, состоящий из основного бревенчатого строения, общей площадью 57,3 кв.м.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Углегорский городской суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено и оглашено 25 сентября 2015 года.
Председательствующий судья Г.Н. Хлебородова