Решение
Именем Российской Федерации
п. Нижний Ингаш 10 ноября 2021 года
Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Рудакова Ю.Е., при секретаре Юзефович Н.А.,
рассмотрев административное дело №2А-358/2021 (УИД 24RS0038-01-2021-000806-94) по административному исковому заявлению осужденной Ширман К.С. к администрации ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Красноярскому краю об отмене дисциплинарного взыскания,
установил:
административный истец Ширман К.С. обратилась в районный суд с иском к административному ответчику, просит отменить постановление врио начальника ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Красноярскому краю от 28 июня 2021 года о привлечении ее к дисциплинарной ответственности.
Заявленные требования мотивированы тем, что 22 июня 2021 года она вернулась из КТБ-1 г. Красноярска в ИК-50 для дальнейшего отбывания наказания. 24 июня 2021 года почувствовала, что заболела коронавирусом. 26 июня 2021 года вместо медчасти, ее перевели в строгие условия отбывания наказания, где она ранее отбывала срок наказания. Она отказалась выходить в строгие условия отбывания наказания, поскольку болела, за что ее водворили в штрафной изолятор на 2 суток, за неповиновение администрации ФКУ ИК-50. Позже у нее был выявлен коронавирус и она проходила лечение. Двое суток отбывала наказание в ШИЗО с температурой и симптомами коронавируса, которые скрыла фельдшер.
На административное исковое заявление административным ответчиком администрацией ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Красноярскому краю представлены письменные возражения, из содержания которых следует, что с заявленными требованиями они не согласны, просят в иске отказать, в том числе в связи с пропуском срока обращения в суд.
Административный истец Ширман К.С. в судебное заседание не явилась, отбывает наказание в ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Красноярскому краю, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о чем имеется расписка, желание участвовать в судебном заседании не выразила, о чем ей было разъяснено в определении от 14 октября 2021 года.
В судебное заседание представитель ответчика ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Красноярскому краю не явился, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, об отложении рассмотрения дела не просили.
В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ отсутствие представителя ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Красноярскому краю не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
Суд не признавал в соответствии с ч.7 ст.226 КАС РФ явку сторон обязательной и поэтому считает возможным рассмотреть заявленный административный иск в отсутствие сторон в соответствии с ч.7 ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Из материалов дела следует, что 27 марта 2018 года Ширман К.С. осуждена приговором Кировского районного суда г. Красноярска по ч.1 ст.30, ч.3 ст.33 п. «з» ч.2 ст.105 УК РФ к 8 годам 6 месяцам лишения свободы с ограничением свободы сроком на 1 год 3 месяца. Начало срока: ДД.ММ.ГГГГ, конец срока: ДД.ММ.ГГГГ.
По прибытию в ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Красноярскому краю до Ширман К.С. были доведены права, обязанности и запреты, установленные Правилами внутреннего распорядка. Она была предупреждена о дисциплинарной ответственности за нарушение установленного порядка отбывания наказания, предусмотренного настоящими правилами, что подтверждается распиской от 24 июля 2018 года.
Согласно справкам по личному делу осужденной, с 23 июля 2018 года Ширман К.С. отбывает наказание в ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Таким образом, Ширман К.С. осуждена к лишению свободы и отбывает наказание в местах лишения свободы, поэтому ее правовое положение как осужденной, регламентировано специальным законом – УИК РФ, а также принятыми на основании и во исполнение его положений (ч.3 ст. 82 УИК РФ) Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Минюста РФ от 16 декабря 2016 года № 295.
В силу ст. 11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.
Согласно ст. 115 УИК РФ за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут быть применены меры взыскания в том числе, в виде водворения в штрафной изолятор на срок до 15 суток.
В соответствии со ст.117 УИК РФ при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения.
Согласно ч.1 ст.119 УИК РФ правом применения перечисленных в ст. 115 УИК РФ мер взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие.
Согласно Уставу ФКУ ИК-50 ГУФСИН по Красноярскому краю является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы; начальник учреждения в пределах своих полномочий издает приказы и распоряжения.
Приказом начальника ГУФСИН России по Красноярскому краю от 22 декабря 2016 года № 297-лс подполковник внутренней службы Лорий А.Я. назначен на должность начальника Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 50 ГУФСИН по Красноярскому краю».
Приказом начальника ГУФСИН России по Красноярскому краю от 24 мая 2021 года № 97-к на период очередного ежегодного отпуска подполковника внутренней службы Лория А.Я., на майора внутренней службы Минченко П.Н. временно возложено исполнение обязанностей начальника Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 50 ГУФСИН по Красноярскому краю» с 16 июня по 07 июля 2021 года.
Постановлением врио начальника ИК-50 Минченко П.Н. от 28 июня 2021 года осужденная Ширман К.С. была подвергнута дисциплинарному взысканию в виде водворения в штрафной изолятор за нарушение установленного порядка отбывания наказания. Данное постановление объявлено Ширман К.С. 28 июня 2021 года. Согласно акту от 28 июня 2021 года осужденная Ширман К.С. отказалась от ознакомления с указанным постановлением.
П.п. 1,3, п.16 Правил внутреннего распорядка ИУ обязывает осужденных, в том числе исполнять требования законов Российской Федерации и Правил; выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы; являться по вызову администрации ИУ и давать объяснения по вопросам исполнения приговора, а также давать письменные объяснения по фактам нарушения установленного порядка отбывания наказания (в случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу).
Нарушение Правил влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (п.3).
Как установлено судом, постановлением врио начальника ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Красноярскому краю от 28 июня 2021 года осужденная Ширман К.С. привлечена к дисциплинарной ответственности с применением взыскания в виде водворения в штрафной изолятор на двое суток за то, что в нарушение Правил внутреннего распорядка ИУ отказалась пройти в запираемое жилое помещение дневного пребывания №5 строгих условий отбывания наказания. От дачи письменного объяснения отказалась. Данное постановление объявлено осужденной в тот же день.
Факт нарушения установленного порядка отбывания наказания подтверждается исследованными в судебном заседании материалами о наложении взыскания: рапортом ЗДПНК №536 от 26 июня 2021 года, согласно которому 26 июня 2021 года в 16 часов 11 минут Ширман К.С. отказалась пройти в запираемое жилое помещение дневного пребывания №5, куда была распределена из карантинного отделения; данными фотоснимка, из которого следует, что в указанное время и дату осужденная отказывается пройти в запираемое жилое помещение дневного пребывания; актом от 28 июня 2021 года, согласно которому в ходе просмотра видеозаписи видно, что старший лейтенант внутренней службы В. 26 июня 2021 года в 16 часов 11 минут предлагает осужденной Ширман К.С. пройти в запираемое помещение, однако осужденная ему отвечает, что отказывается; рапортом ЗДПНК №540 от 27 июня 2021 года, согласно которому 27 июня 2021 года в 16 часов 30 минут Ширман К.С. отказалась пройти в запираемое жилое помещение дневного пребывания №5, куда была распределена из карантинного отделения; данными фотоснимка, из которого следует, что в указанное время и дату осужденная отказывается пройти в запираемое жилое помещение дневного пребывания; актом от 28 июня 2021 года, согласно которому в ходе просмотра видеозаписи видно, что капитан внутренней службы Ч. 27 июня 2021 года в 16 часов 30 минут предлагает осужденной Ширман К.С. пройти в запираемое помещение, однако осужденная ему отвечает, что отказывается, поскольку там шум, ее это не устраивает; рапортом начальника отряда К. о том, что в ходе проведенной проверки ею было установлено, что осужденная Ширман К.С. 26 июня 2021 года в 16 часов 11 минут не выполнила законное требование ЗДПНК старшего лейтенанта внутренней службы В. пройти в запираемое жилое помещение дневного пребывания №5, 27 июня 2021 года в 16 часов 30 минут Ширман К.С. не выполнила законное требование ЗДПНК капитана внутренней службы Ч. пройти в запираемое жилое помещение дневного пребывания №5, письменные объяснения по факту допущенных нарушений дать отказалась; данными выписки из протокола заседания дисциплинарной комиссии, согласно которым за допущенное нарушение режима содержания Ширман К.С. комиссия решила водворить в ШИЗО на двое суток.
Оснований не доверять сведениям, содержащимся в указанных письменных доказательствах, у суда не имеется, поскольку документы последовательны, непротиворечивы и согласуются между собой.
Таким образом, судом установлено, что 26 июня 2021 года и 27 июня 2021 года осужденной Ширман К.С. были допущены нарушения установленного порядка отбывания наказания, выразившиеся в том, что осужденная не выполнила законные требования работников УИС, отказалась дать письменные объяснения по фактам нарушений установленного порядка отбывания наказания, (п.п. 1,3,4 п.16 главы 3 Правил), в связи с чем, у врио начальника учреждения имелись предусмотренные законом основания для наложения на осужденную Ширман К.С. дисциплинарного взыскания.
Постановлением врио начальника ИК-50 от 28 июня 2021 года за допущенные нарушения режима содержания осужденная Ширман К.С. была подвергнута дисциплинарному взысканию в виде водворения в штрафной изолятор на 2 суток.
Данное взыскание предусмотрено ст. 115 УИК РФ и может быть наложено за нарушения осужденным приведенных выше обязательных для исполнения предписаний УИК РФ и Правил, в связи с чем, их применение к Ширман К.С. является правомерным. При применении данных взысканий были учтены обстоятельства совершения нарушений, личность административного истца и его предыдущее поведение, при наличии действующих взысканий в виде выговоров и водворения в штрафной изолятор. Наложенное на Ширман К.С. взыскание соответствует тяжести и характеру совершенных ею нарушений установленного порядка отбывания наказания.
При привлечении Ширман К.С. к дисциплинарной ответственности администрацией ИУ был соблюден, предусмотренный статьей 117 УИК РФ, порядок применения данных мер взыскания.
До вынесения оспариваемого постановления, материалы в отношении Ширман К.С. были рассмотрены дисциплинарной комиссией, которая 28 июня 2021 года решила за допущенные нарушения водворить осужденную в штрафной изолятор на 2 суток.
Правомочность состава дисциплинарной комиссии, подтверждается выпиской из протокола № 68 от 28 июня 2021 года, а также положением о комиссии.
Постановление о применении к Ширман К.С. мер дисциплинарного взыскания вынесены уполномоченным лицом: врио начальника учреждения Минченко П.Н., в пределах сроков привлечения к дисциплинарной ответственности.
До привлечения к дисциплинарной ответственности по факту допущенных нарушений установленного порядка отбывания наказания Ширман К.С. было предложено дать письменные объяснения, от дачи объяснений осужденная отказалась, о чем в соответствии со ст.117 УИК РФ был составлен акт 27 июня 2021 года.
На заседании дисциплинарной комиссии, где решался вопрос о применении к ней меры взыскания, Ширман К.С. присутствовала и имела возможность изложить свое мнение по поводу допущенных нарушений.
Доводы административного истца о том, что при водворении в штрафной изолятор она находилась в болезненном состоянии, несостоятельны.
Как следует из постановления от 28 июня 2021 года, перед водворением в ШИЗО осужденная Ширман К.С. была осмотрена фельдшером МЧ №11 и согласно ее записям, Ширман К.С. по состоянию здоровья в ШИЗО содержаться может. Кроме того, согласно заключению проверки по факту поступившего заявления от Ширман К.С. о несоблюдении противоэпидемических мероприятий, а также угрозы жизни и вреда ее здоровью, 26 и 28 июня 2021 года она была осмотрена фельдшером, на момент осмотра общее состояние удовлетворительное, температура тела 36.6, АД в норме.
Доводы административного истца о том, что ее перевели из карантинного отделения без распоряжения, без комиссии, без рапорта и без медицинского согласия, также не состоятельны.
Так согласно протоколу заседания комиссии по распределению по отрядам и рабочим местам от 26 июня 2021 года №46, комиссия рассмотрела вопрос о переводе осужденных из карантинного отделения по отрядам, осужденная Ширман К.С. была распределена в отряд строгих условий отбывания наказания. Согласно справке врио начальника МЧ №11 от 29 июня 2021 года по прибытию из ТБ-1 г. Красноярска, осужденная Ширман К.С. была осмотрена специалистами МЧ-11, по состоянию здоровья в отряде строгих условий отбывания наказания содержаться может, рекомендаций врачей ТБ-1 нет, состояние здоровья удовлетворительное, в экстренной медицинской помощи не нуждается.
Таким образом, судом установлено, что осужденной Ширман К.С., в период отбывания наказания, совершены нарушения установленного порядка отбывания наказания, являющиеся достаточным и весомым основанием для привлечения ее к дисциплинарной ответственности, а оспариваемое постановление от 28 июня 2021 года о применении к осужденной взыскания в виде водворения в штрафной изолятор на 2 суток, вынесено в соответствии с требованиями статей 115 и 117 УИК РФ.
По мнению суда, взыскание соответствует тяжести и характеру нарушений, обстоятельствам совершения нарушений, данным о личности осужденной, которая будучи под роспись ознакомленной с Правилами внутреннего распорядка ИУ и ответственности в случае их невыполнения, допустила данные нарушения. Взыскание применено с учетом предыдущего поведения осужденной Ширман К.С., которая и ранее допускала нарушения установленного порядка отбывания наказания, имеет действующие взыскания, признана злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Действия должностного лица при вынесении постановления совершены в соответствии с законодательством. Процедура наложения взыскания нарушена не была.
Принимая во внимание вышеизложенное в совокупности, суд считает, что заявленные административные исковые требования о признании оспариваемого постановления о наложении дисциплинарного взыскания в виде водворения в штрафной изолятор незаконным и подлежащим отмене, не обоснованы и удовлетворению не подлежат.
Согласно ходатайству, административный истец просит суд восстановить ей срок для подачи административного иска, мотивируя тем, что все это время она ждала прокурорского решения на ее заявление о снятии дисциплинарного взыскания.
Представителем ответчика заявлено ходатайство о пропуске административным истцом срока обращения в суд без уважительной причины.
Рассматривая данные ходатайства, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании, ч. 5 ст. 219 КАС РФ.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска ч. 8 ст. 219 КАС РФ.
Из изложенного выше следует, что в силу прямого указания, содержащегося в частях 5 и 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд обязан выяснить в предварительном судебном заседании или судебном заседании причины пропуска установленного срока обращения, поскольку он восстанавливается в случае установления уважительных причин этого.
Судом установлено, что 29 июня 2021 года административный истец Ширман К.С. обратилась в Нижнепойменскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в ИУ о несогласии с дисциплинарным взысканием от 28 июня 2021 года. 18 августа 2021 года прокурором в адрес Ширман К.С. был направлен ответ на ее обращение, в котором прокурор сообщает о законности наложения на осужденную взыскания. Данный ответ, согласно расписке, был получен Ширман К.С. 20 августа 2021 года.
Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что срок обращения с настоящим административным иском истцом пропущен, поскольку административное исковое заявление к администрации ФКУ ИК-50 ГУФСИН России по Красноярскому краю об отмене дисциплинарного взыскания, было направлено Ширман К.С. в Нижнеингашский районный суд Красноярского края 12 октября 2021 года и в этот же день получено судом, о чем имеется соответствующий штамп суда.
Доказательств того, что имелись обстоятельства, которые объективно препятствовали административному истцу своевременно, с 20 августа по 28 сентября 2021 года обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, представлено не было.
В судебном заседании уважительных причин пропуска срока на обращение в суд и оснований для его восстановления не установлено, что являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований Ширман К.С.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд,
решил:
в удовлетворении административных исковых требований Ширман К.С. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Нижнеингашский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 12 ноября 2021 года.