Дело № 2а-3617/2019
(№44RS0001-01-2019-004325-84)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 декабря 2019 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе:
судьи Шуваловой И.В.,
при секретаре Беляковой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по г. Костроме к З.Е.П. о взыскании пени по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Костроме обратилась в суд с указанным административным иском, просит суд взыскать с ответчика пени по налогу на имущество физических лиц в размере 4169,78 руб., пени по земельному налогу в размере 10 601,76 руб.
Свои требования мотивировали тем, что в соответствии со ст. 400 НК РФ З.Е.П. является плательщиком налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, и в <дата> имел в собственности следующие объекты недвижимости: иные строение, помещения, сооружения, кадастровый номер: №, дата регистрации с <дата>, адрес места нахождения имущества: <адрес>; иные строение, помещения, сооружения, кадастровый номер: №, дата регистрации с <дата>, адрес места нахождения имущества: <адрес>; иные строение, помещения, сооружения, кадастровый номер: №, дата регистрации с <дата>, адрес места нахождения имущества: <адрес>. Расчет налога за <дата> – ... руб. произведен в налоговом уведомлении № от <дата>. В связи с неуплатой налога, руководствуясь ст. 75 НК РФ, З.Е.П. начислены пени в сумме ... руб., остаток из которых на день составления иска составляет ... руб. В соответствии со ст. 388 НК РФ З.Е.П. являлся плательщиком земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенному в границах городских округов, по объектам: земельные объекты (участки), кадастровый номер: №, дата регистрации: <дата>, дата снятия с регистрации: <дата>, адрес места нахождения объекта: <адрес>; земельные объекты (участки), кадастровый номер: №, дата регистрации: <дата>, дата снятия с регистрации: <дата>, адрес места нахождения объекта: <адрес>. Расчет налога – ... руб. приведен в налоговом уведомлении № от <дата>. В связи с неуплатой налога, руководствуясь ст. 75 НК РФ, налоговым органом начислены пени ... руб., остаток из которых на дату составления иска составляет ... руб. В соответствии со ст. 52,69,70 НК РФ в адрес административного ответчика направлены налоговое уведомление № от <дата>, требование об уплате № от <дата>. Первоначально налоговый орган обращался за взысканием задолженности в порядке приказного производства. Вынесен судебный приказ от <дата> №. Цена настоящего иска отличается от задолженности, истребуемой по судебному приказу, в связи с отказом от пеней на недоимку 2012,2013 и 2015 годов.
В ходе рассмотрения к участию в деле привлечен финансовый управляющий З.Е.П. – Р.М.Н.
В судебном заседании представитель ИФНС России по г. Костроме на основании доверенности Пятина В.С. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что у ИФНС России по г.Костроме отсутствуют сведения о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу за 2016 год.
В судебное заседание административный ответчик не явился, о дате и месте рассмотрения дела уведомлялся надлежащим образом, однако конверт возращен в адрес суда в связи с истечением срока хранения. Данные действия суд расценивает как уклонения от вручение повестки и в соответствии с ч.2 ст.100 КАС РФ полагает возможным считать ответчика уведомленным надлежащим образом.
Финансовый управляющий З.Е.П. – Р.М.Н. в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в отзыве оставил разрешение заявленных требований на усмотрение суда.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57). Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Подпунктом 1 п.1 ст.23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги.
Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора установлены ст.44 НК РФ, пункт 1 которой закрепляет, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным законодательным актом о налогах и сборах.
Так, в соответствии с п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п.6 ст.45 НК РФ).
В силу ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
На основании п.1 ст.401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с п.4 ст.391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п. 4 ст. 397 НК РФ).
Как следует из материалов дела, административному ответчику в спорный период времени (2016 год) на праве собственности принадлежали 3 объекта недвижимого имущества c кадастровыми номерами:
- №, с <дата> по <дата>, адрес место нахождения: <адрес>;
- №, с <дата> по <дата>, адрес место нахождения: <адрес>;
- №, с <дата> по <дата>, адрес место нахождения: <адрес>.
Налоговым органом, исходя из имеющейся информации о кадастровой стоимости объектов недвижимости, был исчислен налог на имущество физических лиц по всем объектам за <дата> в размере ... руб.
<дата> в адрес ответчика было направлено налоговое уведомление № об оплате налога на имущество физических лиц в указанной сумме в срок до <дата>
Вместе с тем, задолженность в указанном размере до настоящего времени не погашена.
Согласно п.1 ст.388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Как следует из материалов дела административному ответчику в спорный период времени на праве собственности принадлежали 3 объекта недвижимого имущества c кадастровыми номерами:
- №, с <дата> по <дата>, адрес место нахождения: <адрес>.
- №, с <дата> по <дата>, адрес место нахождения: <адрес>.
Налоговым органом, исходя из имеющейся информации о кадастровой стоимости объектов недвижимости, был исчислен земельный налог по всем объектам за <дата> в размере ... руб.
<дата> в адрес ответчика было направлено налоговое уведомление № об оплате земельного налога в указанной сумме в срок до <дата>
Вместе с тем, задолженность в указанном размере до настоящего времени не погашена.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст.ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ.
Поскольку в установленный срок, указанный в уведомлении, административный ответчик обязанность по уплате налогов не исполнил, на основании ст.ст. 69,70 НК РФ ИНФС России по г. Костроме в адрес З.Е.П. было направлено требование № об уплате налога на имущество физических лиц и земельного налога в срок до <дата> Сведений об исполнении указанного требования в материалах дела не имеется.
На основании п.3 ст.75 НК РФ на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно п.4 ст.75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
<дата> в адрес административного ответчика направлено требование № об уплате пени по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу не позднее <дата>.
Требование ИФНС России по г. Костроме административным ответчиком в добровольном порядке в установленный срок не исполнено.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить и в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов (пункт 1); пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
<дата> ИФНС России по г. Костроме обратилась к мировому судье судебного участка №30 Красносельского района Костромской области о взыскании с З.Е.П. пени, начисленные на задолженность за <дата> в общей сумме ... руб., из них: налог на имущество, пени – ... руб., земельный налог, пени – ... руб.
Определением мирового судьи судебного участка № 30 Красносельского района Костромской области от <дата> указанный судебный приказ отменен.
Каких-либо доказательств фактической оплаты или взыскания задолженности по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц за <дата> в исковом порядке налоговой инспекцией не представлено.
Требование о взыскании названных сумм земельного налога и налога на имущество физических лиц не было заявлено налоговым органом и по настоящему административному делу.
Учитывая, что обязанность по уплате пени является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, то пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо. Дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.
В отсутствие доказательств обращения в суд с административным иском о взыскании недоимки за 2016 год или принятия иных мер к ее принудительному взысканию, суд находит исковые требования ИФНС России по г. Костроме о взыскании пени не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░.░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░