Судья Алиев А.М.
Дело № 33-2320/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Махачкала 28 июня 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего Шапиева М.Р.,
судей Османова Т.С. и Багаутдиновой Ш.М.,
при секретаре Абдулгапуровой А.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Махачкала 28 июня 2013 года апелляционную жалобу Алиева А.М. на решение Советского районного суда г. Махачкала от 15 марта 2013 года, которым постановлено:
«В удовлетворении иска А. А. М. к Администрации МО г. Махачкала к Министерству труда и социального развития РД об обязании обеспечить его семью из семи человек жильем в соответствии с Постановлением Правительства РФ №510 п.5 от 30.04.1997 года по 18 кв. метров на каждого члена семьи во внеочередном порядке как лицам, утратившим жилье и имущество (малоимущим) при пожаре и состоящим в списках на улучшение условий 10 лет отказать»
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Багаутдиновой Ш.М., объяснения истца Алиева А.М., представителя Минтруда РД по доверенности Абдулгамидова М.Ш. и представителя администрации МО «город Махачкала» по доверенности Ахмедова И.А., судебная коллегия,
у с т а н о в и л а:
А. А. М. обратился в суд с иском к Администрации города Махачкалы и Министерству труда и социального развития Республики Дагестан об обязании обеспечить его семью из семи человек жильем как лиц, утративших жилье и имущество (малоимущим), пострадавшим при пожаре и вынужденных переселенцев, состоящих в списках на улучшение жилищных условий в течение 10-ти лет.
В обосновании доводов, ссылаясь на то, что он является ветераном ВОВ и труда, врач, пенсионер, инвали<адрес> группы погорелец и вынужденный переселенец, безвозвратно покинувший Чеченскую Республику, в связи с указанным и в соответствии п.1 части 1 ст. 10.1 ст. 12ФЗ-59, подлежит внеочередному обеспечению жильем.
В связи с событиями 1994 года его семье пришлось бросить жилье и имущество, покинуть город Грозный, в ночное время, спасаясь от огня пожара и неминуемой смерти.
Как вынужденных переселенцев его семью зарегистрировали в Махачкале 25 января 1995 года, выдав им Удостоверения вынужденных переселенцев от 25.10.95 года
С этого времени, его большая семья, 18 лет находится без жилья и имущества, с тяжкими травмами, лишенными возможности к активной трудовой деятельности и в преклонном возрасте (80-75 лет) и 10 лет состоит в списках очередников на улучшение жилищных условий.
Став вынужденными переселенцами, ими было написано отказное заявление от 2.08.2001 года на право владения, пользования и распоряжения принадлежавшим ему жильем на территории ЧР, которое подписано всеми совершеннолетними членами семьи для получения компенсации на территории РД.
Далее, истец полагает, что он с указанного времени, получил право на внеочередное получения жилья, независимо от обеспечения жильем других очередников.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Алиев А.М. просит отменить решение Советского районного суда г. Махачкалы от 15 марта 2013 года и вынести по делу новое решение, в котором удовлетворить его исковые требования.
С указанным решением суда он не согласен по следующим основаниям.
Он, А. А. М. 1932 года рождения, является уроженцем Республики Дагестан, ветераном ВОВ (труж.тыла) и труда, врач по образованию, пенсионер, инвали<адрес>-й группы, малоимущий и вынужденный переселенец, безвозвратно покинувший ЧР. В городе Грозном на правах частной собственности его семье принадлежало домовладение общей жилой площадью в 287 кв.м. на участке (19 X 48)- 912 кв.м., которое было расположено по <адрес> №.
В период военных действий в ЧР его семье пришлось покинуть гор. Грозный в ночное время, под обстрелом и бомбами, бросив жильё и имущество, спасаясь от неминуемой смерти.
Ссылается на п.1 части 2 ст.57 ЖК РФ, по которому жилое помещение предоставляется вне очереди лицам, если их квартира признана непригодной для проживания, ремонту и реставрации. Или как вынужденным переселенцам в соответствии п.З ст.35 Конституции РФ.
Его семье не было предоставлено жильё даже для временного проживания. По данным Управления миграционной службы по РД от 08.07.07 года его семья состоит из 7-и человек.
Указывает, что 18 лет его семья находится без жилья и имущества, с тяжкими травмами, лишёнными возможности к активной трудовой деятельности и 10 лет состоит в списках очередников на улучшение жилищных условий.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, постановленным в соответствии с требованиями действующего законодательства и исследованными по делу доказательствами и не находит оснований для его отмены.
Статьей 1 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" установлены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, ветераны государственной службы и продолжительного добросовестного труда.
Установление определенных категорий ветеранов осуществляется с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда.
Классификация ветеранов имеет своей целью дальнейшую дифференциацию всего комплекса льгот и гарантий в зависимости от нужд, наиболее присущих каждой из обозначенных категорий лиц.
Возможность приобретения гражданами прав и льгот, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах", поставлена в зависимость от того, обладают ли эти лица признаками, необходимыми для их отнесения к соответствующей категории ветеранов. Признаки эти прямо поименованы в статьях 2 - 7 указанного закона, применительно к каждой категории ветеранов.
Из материалов дела следует, что Алиев А.М. относится к числу ветеранов ВОВ, указанных в подпункте 4 подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", то есть к лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 09 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период ВОВ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 указанного закона ветеранами ВОВ являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Статьей 20 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрен исчерпывающий перечень мер социальной поддержки военнослужащих указанной категории, куда не входит обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 09 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лиц награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период ВОВ.
С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (статья 44) система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему мер социальной поддержки. Как следует из содержания статей 13, 14, 15, 17 и 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" в новой редакции, законодатель сохранил существовавшие различия в объеме мер социальной поддержки инвалидов войны, участников ВОВ, перечисленных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 его статьи 2, и остальных, поименованных в подпункте 1 категорий участников ВОВ.
Конституционно-правовой смысл указанных законоположений в настоящем Определении является общеобязательным и исключает любое иное их толкование в правоприменительной практике.
Таким образом, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" законодатель разграничил меры социальной поддержки для разных категорий ветеранов - участников ВОВ.
Суд первой инстанции обоснованно принял во внимание то обстоятельство, что Алиев А.М. не обладал таким видом социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем.
Доводы истца о том, что ему и его семье должно быть предоставлено жилье согласно ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди, по договору социального найма и как лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, также не состоятельны.
Так, в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
- гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
- гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Под указанные категории Алиев А.М. и члены его семьи не подпадают. Поэтому, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание то обстоятельство, что Алиев А.М. не обладал таким видом социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем.
Не обоснованы доводы Алиева А.М. и о том, что его семье жилье должно быть представлено как, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 г. N 510 издано во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 5 сентября 1995 г. N 898 "О дополнительных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике", которым предусмотрены компенсационные выплаты за причиненный материальный ущерб, в том числе за жилье (пункт 1); Правительству Российской Федерации поручено в месячный срок определить источники финансирования затрат, предусмотренных пунктом 1 данного Указа, и порядок осуществления компенсационных выплат лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, а также обеспечить выплаты денежных средств указанным лицам (пункт 2).
Утвержденный этим Постановлением Порядок определяет категории граждан, имеющих право на получение компенсаций за жилье и/или имущество, утраченное в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, а также устанавливает размеры компенсационных выплат и условия их осуществления (пункт 1).
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Порядка компенсация за утраченное жилье устанавливается из расчета расходов на строительство (приобретение) жилья исходя из нормы 18 кв. метров общей площади на каждого члена семьи (для граждан, зарегистрированных (прописанных) на занимаемой ранее площади в единственном числе, - 29 кв. метров общей площади), но не более 120 тыс. рублей на семью.
В соответствии с пунктом 6 Порядка компенсация за утраченное имущество устанавливается в размере 5000 рублей на каждого члена семьи для семей, имеющих в своем составе до 3 человек включительно, и в размере 1000 рублей на каждого последующего члена семьи, но не более 20000 рублей на одну семью.
Судом установлено и не оспаривается истцом, что его семьей 26.12.2002г. получена компенсация за утраченное жилье в размере 120000 рублей и за имущество – 17000 рублей.
Указ Президента Российской Федерации от 5 сентября 1995 г. N 898, и Постановление Правительства Российской Федерации предусматривают компенсационные выплаты за утраченное жилье и имущество в качестве дополнительных мер социальной защиты лиц, пострадавших в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, а не полное возмещение стоимости утраченного жилья и имущества.
Федеральный закон, который бы устанавливал компенсационные выплаты указанной категории граждан, отсутствует.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Советского районного суда г. Махачкала от 15 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А. А. М. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: