Судья Львов Р.А. дело № 33а-14981/2019
учет № 027а
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
13 сентября 2019 года город Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего СЃСѓРґСЊРё Сибгатуллиной Р›.Р.,
судей Моисеевой Н.Н. Гафиятуллина Ш.Ш.,
при секретаре судебного заседания Кадыровой А.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Моисеевой Рќ.Рќ. административное дело РїРѕ апелляционной жалобе Бурчиной Людмилы Александровны РЅР° решение Нижнекамского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Республики Татарстан РѕС‚ 20 РёСЋРЅСЏ 2019 РіРѕРґР°, которым оставлено без удовлетворения административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление Бурчиной Людмилы Александровны Рє судебному приставу–исполнителю Нижнекамского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов РїРѕ Республике Татарстан Ахматгалиевой Регине Ргоревне, старшему судебному приставу РћРЎРџ в„–1 РїРѕ Нижнекамскому району УФССП РїРѕ Р Рў Шадрину Сергею Петровичу, Управлению Федеральной службы судебных приставов РїРѕ Республике Татарстан, Рѕ признании незаконным действия, обязании устранить допущенные нарушения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
РЈРЎРўРђРќРћР’РЛА:
Бурчина Р›.Рђ. (далее РїРѕ тексту – административный истец) обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє судебному приставу – исполнителю Нижнекамского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов РїРѕ Республике Татарстан Ахматгалиевой Р .Р., старшему судебному приставу РћРЎРџ в„–1 РїРѕ Нижнекамскому району УФССП РїРѕ Р Рў Шадрину РЎ.Рџ., Управлению Федеральной службы судебных приставов РїРѕ Республике Татарстан, Рѕ признании незаконным действия, обязании устранить допущенные нарушения.
Р’ обоснование заявленных требований указано, что 30 сентября 2015 РіРѕРґР° судебным приставом-исполнителем Нижнекамского Р РћРЎРџ УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Республике Татарстан вынесено постановление Рѕ возбуждении исполнительного производства в„–113036/15/16041 – РРџ Рѕ взыскании Бурчиной Р›.Рђ. РІ пользу РџРђРћ «Сбербанк Р РѕСЃСЃРёРёВ» задолженности РїРѕ кредиту, процентов, неустойки РІ размере 43254,92 рублей, государственной пошлина РІ размере 748,82 рублей.
В рамках вышеуказанного исполнительного производства с расчетного счета административного истца №.... удержаны денежные средства в размере 44003,74 рублей.
Поскольку на указанный расчетный счет поступали пособия по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, пособие по временной нетрудоспособности, считает, что судебным приставом-исполнителем незаконно произведено удержание денежных средств со специального (субсидийного) счета.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· изложенного, административный истец РїСЂРѕСЃРёР» СЃСѓРґ признать незаконным действия судебного пристава-исполнителя Ахматалиевой Р .Р. РїРѕ удержанию денежных средств административного истца СЃРѕ счета .... РІ РџРђРћ «АК БАРС» Банк, РЅР° который поступали РїРѕСЃРѕР±РёСЏ, обязать судебного пристава-исполнителя устранить допущенные нарушения.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
С решением суда не согласилась Бурчина Л.А., в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене в виду того, что судебным приставом-исполнителем незаконно произведены удержания со специального (субсидийного) счета должника.
В судебное заседании суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Рсследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела Рё полноту РёС… установления, исследовав правильность применения СЃСѓРґРѕРј первой инстанции РЅРѕСЂРј материального Рё процессуального права, судебная коллегия РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
Положения статьи 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливают, что постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, РёС… действий (бездействия) необходимо наличие совокупности РґРІСѓС… условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам Рё нарушение прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых постановлений, действий (бездействия) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (часть 2 статья 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
РР· материалов дела следует, что 30 сентября 2015 РіРѕРґР° судебным приставом-исполнителем Нижнекамского РћРЎРџ УФССП РїРѕ Р Рў Гасимовой Р›.Р›. РїРѕ заявлению взыскателя РџРђРћ «Сбербанк Р РѕСЃСЃРёРёВ» РІ отношении Бурчиной Р›.Рђ. возбуждено исполнительное производство в„–113036/15/16041-РРџ Рѕ взыскании задолженности РІ размере 44003,74 рублей.
В рамках указанного исполнительного производства были совершены исполнительные действия, в том числе, вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации.
23 октября 2017 РіРѕРґР° судебным приставом-исполнителем Ахматгалиевой Р .Р. вынесено постановление РѕР± окончании исполнительного производства РЅР° том основании, что требования исполнительного документа выполнены РІ полном объеме. Взыскание денежных средств осуществлялось СЃ 15 января 2016 РіРѕРґР° РїРѕ 25 октября 2017 РіРѕРґР° Рё были перечислены взыскателю.
Принимая обжалуемое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из пропуска административным истцом установленного законом десятидневного срока для обращения в суд с настоящим иском.
Оснований не соглашаться с указанным выводом у судебной коллегии не имеется.
Согласно пункту 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" административное исковое заявление, заявление (далее - заявление) об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд, арбитражный суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.
Частью 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 122 Федерального закона "Об исполнительном производстве" установлен срок для обжалования действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя, который составляет 10 дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов.
Пунктом 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Частью 11 названной статьи закреплено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пункте 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Так, выбор способа реализации своих прав и обязанностей, предусмотренных статьей 50 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в том числе, на обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, принадлежит непосредственно сторонам исполнительного производства, а срок подачи в суд заявления на действия судебного пристава-исполнителя исчисляется со дня, когда лицу, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов.
На основании части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Установлено, что первое списание денежных средств РїРѕ исполнительному производству в„–113036/1516041-РРџ произведено 13 февраля 2017 РіРѕРґР°, что подтверждается выпиской счета в„–.... РІ РџРђРћ «АК БАРС» Банк (Р».Рґ. 8, 9).
При этом, 14 декабря 2017 года через банкомат были выданы денежные средства, что свидетельствует о том, что административный истец достоверно знала о состоянии своего счета.
Между тем настоящее административное исковое заявление административным истцом подано в суд лишь 29 марта 2018 года, то есть со значительным пропуском установленного законом десятидневного срока, доказательств уважительности причин его пропуска административным истцом не представлено, а потому суд обоснованно отказал в удовлетворении административного иска.
Вместе с тем, в силу вышеприведенных положений процессуального законодательства, пропуск срока на обжалование является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявления с учетом непредоставления сведений о наличии доказательств, объективно исключающих возможность обращения в суд в установленные сроки.
Фактически все доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца, выраженную в ходе рассмотрения дела, направлены на оспаривание выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, так как являлись предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы. Суд правильно установил обстоятельства дела, применил надлежащим образом нормы законодательства. Несогласие с выводами суда не может быть расценено в качестве повода для признания таких выводов необоснованными.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· изложенного, судебная коллегия считает обжалуемое решение законным Рё обоснованным, Р° апелляционную жалобу –подлежащей отклонению.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛРЛА:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 20 июня 2019 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Бурчиной Людмилы Александровны – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё