Дело № 2 – 379/2017
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 января 2017 года г.Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Будиловой О.В.,
при секретаре Симановой М.Л.,
с участием представителя истца Онянова М.В., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Симушева С.В. к жилищному накопительному кооперативу «Мой дом» о взыскании денежных средств по договору,
у с т а н о в и л:
Симушев С.В. обратился в суд с иском к ЖНК «Мой дом» о взыскании суммы паевых взносов по договору накопительному № от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей (л.д.2).
В обоснование заявленных требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ заключил с ответчиком договор накопительный №, по которому передал ЖНК «Мой дом» денежные средства в размере <данные изъяты> рублей на срок до ДД.ММ.ГГГГ, а ответчик обязался вернуть указанную сумму паевых взносов и уплатить на нее указанные в договоре проценты в размере 28% годовых. Впоследствии сумма переданных денежных средств увеличивалась, общая сумма взноса на ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> рублей. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о выплате всех денежных средств по договору, также ДД.ММ.ГГГГ. обращался с письменным заявлением в ЖНК «Мой дом» о расторжении договора. Однако сумма взносов и процентов по договору ответчиком не была возвращена ни в установленный срок, ни позднее, в связи с чем истец обратилась с иском в суд.
Впоследствии в соответствии со ст.39 ГПК РФ истец изменил исковые требования, на дату судебного разбирательства просит расторгнуть договор накопительный № от ДД.ММ.ГГГГ. и взыскать переданные по договору денежные средства в сумме <данные изъяты> руб. (л.д.42).
Истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием представителя (л.д.25).
Представитель истца в судебном заседании поддержал требования уточненного искового заявления, пояснил, что общая сумма взносов составила <данные изъяты> рублей, ответчиком были выплачены проценты по договору, а также возвращена сумма паевого взноса в размере <данные изъяты> рублей, таким образом, на день рассмотрения дела истец просит взыскать сумму паевого взноса в размере <данные изъяты> рублей, расторгнуть договор от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Ответчик извещался судом о времени и месте судебного заседания посредством направления судебного извещения по адресу регистрации согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц заказной корреспонденцией, которое ответчиком получено не было и возращено в адрес суда с отметкой почтового отделения об истечении срока хранения (л.д.31).
Кроме того, информация о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с положениями Федерального закона от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», Постановлением Президиума Совета судей РФ от 27.01.2011 г. № 253, была заблаговременно размещена на официальном и общедоступном сайте Ленинского районного суда г. Перми в сети Интернет, и ответчик имел объективную возможность ознакомиться с данной информацией.
С учетом изложенного, мнения представителя истца, который не возражают против вынесения заочного решения, положений ст.3, ст.154 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ), п.1 ст.6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, пп.«с» п.3 ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966г., устанавливающих условие о необходимости рассмотрения гражданских дел судами в разумные сроки и без неоправданной задержки, а также положений ст. ст. 113-119 ГПК РФ, ст. 54 Гражданского кодекса РФ, согласно которой юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя; сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу, суд находит поведение ответчика, выражающееся в неполучении отправленных в его адрес, в т.ч. адрес регистрации, судебных извещений, и непредставлении в адрес соответствующих органов государственной власти и в адрес суда информации о смене своего адреса, нарушением общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, считает поступившие в адрес суда сведения о невручении ответчику почтовой корреспонденции с судебными извещениями, сведениями о его надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела, и полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при данной явке, в порядке заочного производства.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 420 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 настоящего Кодекса. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах, если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе. К договорам, заключаемым более чем двумя сторонами, общие положения о договоре применяются, если это не противоречит многостороннему характеру таких договоров.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой. Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.
На основании ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» (далее по тексту – ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах») жилищный накопительный кооператив - потребительский кооператив, созданный как добровольное объединение граждан на основе членства в целях удовлетворения потребностей членов кооператива в жилых помещениях путем объединения членами кооператива паевых взносов.
При осуществлении деятельности по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений кооператив вправе, в том числе, привлекать заемные денежные средства в случае, предусмотренном частью 3 статьи 47 указанного Федерального закона (п.4 ч.1 ст.16 ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»).
Согласно ст.23 ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» на приобретение или строительство кооперативом жилых помещений кооператив вправе использовать: 1) паевые и иные взносы членов кооператива, за исключением вступительных членских взносов и членских взносов; 2) субсидии и субвенции; 3) кредиты и займы, получаемые кооперативом; 4) средства от реализации или использования жилых помещений, находящихся в собственности кооператива; 5) добровольные пожертвования и иные не запрещенные законом источники.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Симушевым С.В. (пайщик) и жилищным накопительным кооперативом «Мой дом» заключен договор накопительный № (л.д.3, 43).
В соответствии с п. 1.1 договора пайщик передает ЖНК паевые взносы в сумме <данные изъяты> рублей.
В соответствии с п.1.2. договора ЖНК обязуется вернуть пайщику сумму паевых взносов, указанную в п.1.1 договора и уплатить на нее указанные в договоре проценты ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.1.4 договора допускается пополнение суммы денежных средств на протяжении всего срока действия договора. В течении одного месяца до окончания срока действия договора сумма пополнения денежных средств ограничивается 100 000 рублей.
В соответствии с п.1.5 договора на сумму паевых взносов начисляются проценты индексации в размере 28 % годовых.В соответствии с п.1.5.1 договора начисление процентов начинается со дня внесения соответствующей суммы паевых взносов в кассу или на расчетный счет ЖНК по день, предшествующий дню возврата, указанного в п.1.2 настоящего договора, включительно.
В соответствии с п.1.10 договора в случае, если пайщик желает получить начисленные проценты индексации и сумму паевых взносов по п. 1.2 договора, он обязан предупредить ЖНК лично или по телефону не менее чем за три рабочих дня до даты получения.
Согласно п.1.11 договора в случае, если пайщик не востребовал сумму паевых взносов и причитающихся процентов в течение трех дней после окончания срока действия договора, а ЖНК письменно не предупредил пайщика о расторжении или изменении условий договора за десять дней до его окончания, договор автоматически продляется на тот же срок на тех же условиях.
Пунктом 5.1 договора предусмотрено, что договор действует с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Симушев С.В. передал ответчику ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> рублей, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).
Впоследствии между сторонами неоднократно заключены дополнительные соглашения к договору (л.д. 44-53) о внесении паевых взносов, так согласно последнего дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к накопительному договору № от ДД.ММ.ГГГГ сумма паевых взносов составила <данные изъяты> рублей (л.д. 53). Передача денежных средств подтверждается, имеющимися в материалах дела квитанциями к приходному кассовому ордеру (л.д. 8-13).
На основании заключенного сторонами дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. внесены изменения в п.1.2 и п.5.1 договора, срок действия договора установлен с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.54).
Сумма переданных денежных средств, факт заключения договора и дополнительных соглашений к договору ответчиком не оспаривается.
ДД.ММ.ГГГГ Симушев С.В. обратился в ЖНК «Мой дом» с письменным заявлением о расторжении договора накопительного № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6).
ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратился с заявлением к ответчику с требованием о выплате средств накоплений, которое ответчиком оставлено без удовлетворения (л.д.4).
Денежные средства по договору в сумме <данные изъяты> рублей по окончании срока договора ЖНК «Мой дом» истцу не возвращены, что установлено из искового заявления, объяснений представителя истца в судебных заседаниях. Таким образом, на момент рассмотрения дела задолженность ЖНК «Мой дом» перед Симушевым С.В. по выплате денежных средств, переданных по договору накопительному № от ДД.ММ.ГГГГ, составляет <данные изъяты> рублей 00 копеек. Факт невыплаты данных денежных средств ответчиком не оспаривается, иной расчет задолженности ответчиком не представлен. Каких-либо достаточных, объективных и неопровержимых доказательств того, что на день рассмотрения настоящего дела сумма задолженности меньше, чем приведено истцом в исковом заявлении, либо доказательств исполнения обязательств по выплате Симушеву С.В. денежных средств по договору ответчиком суду не представлено (ст. 56 ГПК РФ).
При рассмотрении дела судом принимается во внимание, что из содержания договора № от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что денежные средства истцом переданы ответчику на хранение с правом использования и обязанностью застраховать денежные средства, включая подлежащие начислению проценты, в размере 100% общей суммы паевых взносов на период действия договора, а также уплатить проценты за пользование денежными средствами (пункты 1.2, 2.1.1, 2.1.2, 2.1.4 договора). При этом договором предусмотрено право кооператива на использование переданных ему денежных средств для финансирования деятельности кооператива как в интересах истца, так и в интересах других лиц (пункт 2.1.4 договора).
Анализируя условия договора с точки зрения передачи предмета, определенного родовыми признаками (денежные средства) на условиях срочности, возвратности и платности, суд приходит к выводу о том, что фактически между истцом и ответчиком заключены договоры займа, а переданные денежные средства не являются паем с целью приобретения жилого помещения истцом.
С учетом данных обстоятельств дела и содержания договора, суд приходит к выводу о том, что при регулировании правоотношений истца и ответчика следует исходить не только из содержания ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах», а из условий, согласованных сторонами при заключении договора, главы 42 ГК РФ. Кроме того, условия договора не противоречат положениям ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах», т.к. при осуществлении деятельности по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений кооператив вправе, в том числе, привлекать заемные денежные средства в случае, предусмотренном частью 3 статьи 47 указанного Федерального закона (п.4 ч.1 ст.16 ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»).
Предметом исполнения обязательств по договору является не выплата действительной стоимости пая выбывшим членам кооператива, а возврат заемных денежных средств в соответствии с условиями договора.
Таким образом, с ЖНК «Мой дом» в пользу Симушева С.В. подлежат взысканию денежные средства, переданные по договору накопительному № от ДД.ММ.ГГГГ, в сумме <данные изъяты> рублей.
На основании пунктов 1, 2 ст.450, п.2 ст.452 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором (п.1 ст. 450).
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором (п.2 ст.450).
Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок (п.2 ст.452).
Согласно п.2 ст.453 ГК РФ при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.
В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора (п.3 ст.453 ГК РФ).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в адрес ответчика с заявлением о расторжении договора № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6), которое оставлено без рассмотрения.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика истцом повторно направлено заявление с требованиями расторжении договора и выплате переданных взносов (л.д.4).
Вместе с тем, ни в указанный срок, ни на дату рассмотрения дела ответчик свои обязательства по договору не исполнил, в том числе суду не представлено доказательств расторжения договора по соглашению сторон, совершенного в письменной форме, поскольку п.6.2 договора предусмотрено, что любые изменения и дополнения к договору действительны при условии, если они совершены в письменной форме и подписаны сторонами или их надлежащие уполномоченными представителями.
Разрешая требование истца о расторжении договора, суд руководствуется положением ст.431 Гражданского кодекса РФ, согласно которой, при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
Анализируя содержание п.1.8, п.1.9 договора суд приходит к выводу, что при заключении договора накопительного № от ДД.ММ.ГГГГ стороны предусмотрели досрочное расторжение договора по инициативе пайщика, в связи с чем при установленных обстоятельствах договор подлежит расторжению на основании пп.2 п.2 ст.450 Гражданского кодекса РФ.
На основании ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд рассматривает иск в пределах заявленных истцом требований (предмета и оснований).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, главой 22 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Взыскать с жилищного накопительного кооператива «Мой дом» в пользу Симушева С.В. денежные средства, переданные по договору накопительному № от ДД.ММ.ГГГГ, в сумме <данные изъяты> рублей.
Договор накопительный № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между жилищным накопительным кооперативом «Мой дом» и Симушевым С.В., расторгнуть.
Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в Ленинский районный суд г. Перми в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения.
Заочное решение может быть также обжаловано сторонами в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае если такое заявление подано – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий – О.В. Будилова