Дело № 2а-3706/19
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 сентября 2019 г. г. Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска в составе председательствующего судьи Титова А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хорошковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции РФ по Смоленской области к автономной некоммерческой организации <данные изъяты> о ликвидации некоммерческой организации и об исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области обратилось в суд с административным иском к автономной некоммерческой организации <данные изъяты> о ликвидации некоммерческой организации, а также об исключении сведений о такой организации из Единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование указано, что административный ответчик не исполнил установленную законом обязанность по предоставлению и размещению в сети Интернет или в средствах массовой информации для опубликования отчёта о своей деятельности в объёме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган за 2017-2018 годы.
Представитель административного истца ФИО8 в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объёме.
Представитель заинтересованного лица ФИО7 в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Административный ответчик в судебное заседание своего представителя не направил, возражений на административный иск не представил, извещался о дате и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Заинтересованное лицо ФИО9 надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению.
В силу пункта 3 части 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее также – Федеральный закон№ 7-ФЗ)контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 № 705 (далее также – Положение № 705).
Пунктом 2 Положения № 705 установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт «а» пункта 6 Положения № 705).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом № 7-ФЗ, а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения № 705).
Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения № 705, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом «б» пункта 10 Положения № 705; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты «а», «г» и «д» пункта 10 Положения № 705, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30.12.2011 № 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области является тем государственным органом, которому законом предоставлено право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Пунктами 1 и 3 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (часть 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ).
Некоммерческие организации, указанные в части 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3.2 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ).
Такой порядок установлен Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 07.10.2010 № 252 «О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций» (далее также – Порядок № 252) и предусматривает, что названные отчеты и сообщения о деятельности некоммерческих организаций подлежат размещению на информационных ресурсах Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Статьей 63 ГК РФ, статьей 22 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ
«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и статьей 21 Федерального закона № 7-ФЗ определено, что ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация – прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Из представленных в дело доказательств следует, что 16.03.2015 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области принято решение о государственной регистрации автономной некоммерческой организации <данные изъяты>. Согласно выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ автономная некоммерческая организация <данные изъяты> зарегистрирована 26.03.2015, учредителем и лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени автономной некоммерческой организация <данные изъяты> является директор ФИО10.
За невыполнение требований действующего законодательства по предоставлению отчётности 23.05.2018 в отношении <данные изъяты> составлен протокол об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.7 КоАП Российской Федерации.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 8 г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ автономная некоммерческая организация <данные изъяты> признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.
За непредставление в установленный законом срок отчёта (сообщения) о продолжении деятельности за 2017-2018 годы ДД.ММ.ГГГГ в адрес <данные изъяты> заказной корреспонденцией с уведомлением направлялось предупреждение с установлением срока для устранения выявленного нарушения – до ДД.ММ.ГГГГ, согласно сведениям с сайта почты России, по юридическому адресу центра ДД.ММ.ГГГГ была неудачная попытка вручения.
Суд учитывает, что в силу статей 1, 54 ГК РФ юридическое лицо обязано обеспечить возможность сообщения с ним по месту своего нахождения, а также получения адресованных ему юридически значимых сообщений, и несет риск непринятия необходимой степени заботливости, исключающей возможность неполучения адресованной ему корреспонденции.
До настоящего времени в нарушение требований действующего законодательства обязанность по размещению отчетов по формам ОН 0001 и ОН 0002 на портале Минюста России за 2017 – 2018 годы <данные изъяты> не исполнена.
Таким образом, в нарушение требований законодательства автономная некоммерческая организация <данные изъяты> не представила в установленный срок сведения о своей деятельности, о персональном составе ее руководящих органов, о расходовании денежных средств, использовании иного имущества, в том числе полученного от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
При таких обстоятельствах административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Смоленской области к автономной некоммерческой организации <данные изъяты> о ликвидации некоммерческой организации и об исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 264 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
ликвидировать автономную некоммерческую организацию <данные изъяты> (ОГРН №; ИНН № адрес: <адрес>).
Исключить сведения об автономной некоммерческой организации <данные изъяты> (ОГРН №; ИНН №, адрес: <адрес> из Единого государственного реестра юридических лиц в установленном действующим законодательством порядке.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца.
Судья А.П. Титов
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>