№ 2-1298/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Шебекино 26 декабря 2018 г.
Шебекинский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Иконникова А.А.,
при секретаре Хамской Ю.В.,
с участием представителя истца Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области Оганисян А.Ф., (по доверенности), представителя ответчика администрации Шебекинского района Шопиной Н.Е. (по доверенности),
в отсутствие представителя ответчика администрации Максимовского сельского поселения,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области к администрации Шебекинского района, администрации Максимовского сельского поселения о признании права собственности в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области обратился в суд с иском, в котором просит признать за Белгородской областью право собственности на земельный участок, площадью 6000 кв.м, с кадастровым номером № и расположенный на нем жилой дом, площадью 32,8 кв.м, находящиеся по адресу: <адрес>, в порядке наследования по завещанию после смерти Рыбка М.Д., умершего 13 октября 2005 г.
В обоснование ссылается на то, что указанное выше имущество принадлежит умершему, который завещал его ГБСУСОССЗН «Большетроицкому детскому дому – интернату для умственно отсталых детей». Учредителем и собственником имущества названого учреждения является Белгородская область, от лица которого выступает истец. После смерти Рыбка М.Д. истец фактически принял наследство.
В судебном заседании представитель истца Оганисян А.Ф. требования поддержала.
Представитель ответчика администрации Шебекинского района Шопина Н.Е. не возражала против удовлетворения требований.
Представитель администрации Максимовского сельского поселения в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно свидетельству о праве собственности на землю № от 18 августа 1992 г. Рыбка М.Д. принадлежит земельный участок, площадью 6000 кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Данные обстоятельства также подтверждаются ответом Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Белгородской области от 4 декабря 2018 г. и выпиской из похозяйственной книги №4 лицевого счета №№ от 19 сентября 2018 г.
Названной выпиской из похозяйственной книги подтверждается и принадлежность наследодателю жилого дома, площадью 32,8 кв.м, расположенного на указанном земельном участке.
Согласно техническим паспортам на жилой дом по состоянию на 1990 и 2011 года собственником спорного жилого дома указан Рыбка М.Д.
Сведения, содержащиеся в БТИ о собственниках недвижимого имущества до создания единого государственного реестра недвижимости, подтверждают возникновение у них права на указанное имущество.
Таким образом, суд считает, что Рыбка М.Д. принадлежит названное выше имущество.
13 октября 2005 г. Рубка М.Д. умер.
В соответствии с абз.2 п.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Статьей 1111 ГК РФ определено, что наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В силу п.1 ст.1118 ГК РФ распорядиться имуществом на случай смерти можно только путем совершения завещания.
Завещание является односторонней сделкой, которая создает права и обязанности после открытия наследства (пункт 5 статьи 1118 ГК РФ).
Согласно завещанию <адрес> от 14 апреля 2004 г., Рыбка М.Д. все свое имущество завещал ГБСУСОССЗН «Большетроицкому детскому дому – интернату для умственно отсталых детей».
Пунктом 1.3 устава названного учреждения установлено, что учредителем и собственником имущества учреждения является Белгородская область.
Функции и полномочия собственника имущества Учреждения осуществляет Управление и департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области в пределах их компетенции (п.1.5 устава).
Следовательно, Белгородская область является наследником имущества по завещанию, а истец уполномочен выступать от ее имени в суде.
Согласно ч.1 ст.1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня его открытия (ч.1 ст.1154 ГК РФ).
Положением ч.2 ст.1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.
Как разъяснено в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Фактическое принятие наследства истцом подтверждается свидетельскими показаниями ФИО7 и ФИО8, являющимися работниками Большетроицкого детского дома-интерната, пояснившими, что учреждение после смерти наследодателя направляла своих сотрудников к домовладению Рыбка М.Д. для осуществления покоса травы на земельном участка, уборки в палисаднике, вставления окон в доме. В группе работников непосредственно присутствовали свидетели. Кроме того, в домовладении постоянно проживали сотрудники учреждения.
Показания свидетелей суд признает допустимыми доказательствами, поскольку они были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний и согласуются с другими материалами дела.
Поскольку истец фактически принял наследство, суд приходит к выводу, что наследственное имущество перешло по наследству к наследнику.
Представленные доказательства являются относимыми и допустимыми, в связи с чем не вызывают у суда сомнений в их достоверности.
При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области к администрации Шебекинского района, администрации Максимовского сельского поселения о признании права собственности в порядке наследования – удовлетворить.
Признать за Белгородской областью право собственности на земельный участок, площадью 6000 кв.м, с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования по завещанию после смерти Рыбка ФИО10, умершего 13 октября 2005 г.
Признать за Белгородской областью право собственности на жилой дом, площадью 32,8 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> в порядке наследования по завещанию после смерти Рыбка ФИО11, умершего ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Шебекинский районный суд Белгородской области.
Судья А.А. Иконников
ДД.ММ.ГГГГ