Решение по делу № 2-713/2024 от 20.03.2024

Дело № 2-713/2024

42RS0001-01-2024-000731-35

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:

председательствующего Гурьяновой В.И,

при секретаре Степаньковой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области

                                                                      24 апреля 2024 года

гражданское дело по иску прокурора г.Анжеро-Судженска в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Анжеро-Судженского городского округа, Управлению жилищно-коммунального хозяйства Анжеро-Судженского городского округа о понуждении к действиям,

УСТАНОВИЛ:

          Прокурор г. Анжеро-Судженска Кемеровской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчикам о понуждении к действиям, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой города проведена проверка по вопросу ненадлежащей организации мест накопления твердых коммунальных отходов в Анжеро-Судженском городском округе, в ходе которой выявлены нарушения требований в области санитарного законодательства.

Прокуратурой города совместно с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны «<...>» Кемеровской области – Кузбасса ООО «Чистый город Кемерово», осуществлен выезд по 42 местам (площадкам) накопления отходов для проверки исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в части обращения с отходами производства и потребления, содержания территорий населенных мест и наличия несанкционированных свалок на территории Анжеро-Судженского городского округа.

В нарушение п. 3 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 контейнерные площадки не имеют твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, отсутствует ограждение, обеспечивающее предупреждение распространение отходов за пределы контейнерной площадки, а именно: <адрес>

В установленные единые тарифы на услугу регионального оператора на период с <дата> по <дата> Постановлением РЭК Кузбасса от <дата> , в валовую выручку регионального оператора не включены расходы на приобретение контейнеров, бункеров и их содержание в размере 1%.

    Считают, то данные нарушения законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения являются недопустимыми, поскольку влекут существенное нарушение права граждан на безопасные условия жизни жителей Анжеро-Судженского городского округа.

Уточнив требования, просили обязать администрацию Анжеро-Судженского городского округа выделить денежные средства на обустройство контейнерных площадок в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Анжеро-Судженского городского округа в течение 6 месяцев, в соответствии с требованиями п. 3 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» обеспечить обустройство контейнерных площадок твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, обеспечить обустройство контейнерных площадок ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки по адресам: <адрес>

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Шульц И.Н. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчиков администрации Анжеро-Судженского городского округа, Управления жилищно-коммунального хозяйства Анжеро-Судженского городского округа Прокопчик М.С., действующий на основании доверенностей, в судебном заседании уточненные исковые требования не признал в части срока исполнения решения суда в связи с отсутствием достаточного финансирования, просил учесть наличие иных решений суда, на исполнение которых также необходимо финансирование.

Представители третьих лиц ООО "Чистый город Кемерово", территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Анжеро-Судженске, Ижморском и Яйском районах в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежаще.

    Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ч. 1 статьи 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; в силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В силу части 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закона № 89-ФЗ) организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (часть 1 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ).

В силу положений части 3 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (часть 4 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ).

Положениями статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ и статьей 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обращения с твердыми коммунальными отходами в числе прочего относится:

- создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросу местного значения муниципального, городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В силу пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 (далее - Правила № 1039), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

На основании части 2 статьи 21 Федерального закона № 52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно части 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

     С <дата> требования к содержанию территорий городских и сельских поселений в части сбора и утилизации твердых и жидких коммунальных отходов регламентированы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21).

Согласно п. 3 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

В силу п. 9 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 при накоплении ТКО, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку.

В соответствии с п. 10 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 контейнерная площадка и (или) специальная площадка после погрузки ТКО (КГО) в мусоровоз в случае их загрязнения при погрузке должны быть очищены от отходов владельцем контейнерной и (или) специальной площадки.

    Судом установлено, что прокуратурой города совместно с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны «<...>» Кемеровской области – Кузбасса ООО «Чистый город Кемерово», осуществлен выезд по 42 местам (площадкам) накопления отходов для проверки исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в части обращения с отходами производства и потребления, содержания территорий населенных мест и наличия несанкционированных свалок на территории Анжеро-Судженского городского округа, в ходе которой выявлены нарушения требований в области санитарного законодательства.

В нарушение п. 3 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 контейнерные площадки не имеют твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, отсутствует ограждение, обеспечивающее предупреждение распространение отходов за пределы контейнерной площадки, а именно: <адрес>

При выявлении указанных нарушений прокуратурой Анжеро-Судженского городского округа <дата> в адрес главы администрации Анжеро-Судженского городского округа вынесено представление об устранении допущенных нарушений.

<дата> в прокуратуру Анжеро-Судженского городского округа поступил ответ на представление, из содержания которого следует, что контейнерные площадки по указанным в представлении адресам, за исключением контейнерной площадки, расположенной по адресу <адрес> (принадлежит <...>), будут оборудованы твердыми (асфальтовыми, бетонными) покрытиями с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждениями, обеспечивающими предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки с <дата> по мере закупки материалов.

В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО.

Таким образом, в силу прямого указания закона полномочия по созданию контейнерной площадки возложены на органы местного самоуправления.

Согласно ст. 6 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся: принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; утверждение порядка накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления).

Как следует из Положения « Об управлении жилищно- коммунального хозяйства администрации АСГО, утвержденного решением Совета народных депутатов АСГО от <дата> органом администрации АСГО, созданным в целях обеспечения эффектного управления и функционирования жилищно-коммунального хозяйства на территории городского округа, реализации в пределах своей компетенции государственной и муниципальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории АСГО является Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации АСГО. Согласно п. 2.2.8 основными задачами Управления являются, в том числе, организация, сбор, вывоз, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов.

Таким образом, ответчиками не обеспечено обустройство контейнерных площадок твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых вод согласно требованиями п. 3 раздела II СанПин 2.1.3684-21. Контейнерные площадки в районе индивидуальной жилой застройки города по указанным адресам не имеют ограждения, соответствующего требованиям п. 3 раздела II СанПин 2.1.3684-21.

Разрешая требование об обязании ответчиков обеспечить обустройство контейнерных площадок твердым (асфальтовым,бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод (п. 3 раздела II СанПин 2.1.3684-21), суд исходит из того, что частью 1 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Указанной норме Федерального закона № 89-ФЗ корреспондирует требование п. 2 Правил № 1156, согласно которому контейнерная площадка должна быть обустроена в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Из п. 3 раздела II СанПин 2.1.3684-21 следует, что контейнерная площадка должна иметь твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод.

В ходе осмотра было установлено, что указанные в уточненном иске контейнерные площадки в городе Анжеро-Судженске не имеют твердого покрытия, фактически контейнеры размещены на земле.

Указанное обстоятельство нарушает права и законные интересы населения города, в связи с чем, орган местного самоуправления в силу возложенных на него полномочий обязан обеспечить приведение контейнерных площадок в соответствие с требованиями закона.

В части требования об обязании ответчиков обеспечить обустроить контейнерных площадок ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (п. 3 раздела II СанПин 2.1.3684-21) суд исходит из п. 3 раздела II СанПин 2.1.3684-21, согласно которому контейнерные площадки должны иметь ограждение, обеспечивающие предупреждение распространения отходов за ее пределы.

В ходе осмотра было установлено, что указанные в иске контейнерные площадки не имеют ограждения.

Указанное обстоятельство нарушает права и законные интересы населения города, в связи с чем, орган местного самоуправления в силу возложенных на него полномочий обязан обеспечить приведение контейнерных площадок в соответствие с требованиями закона.

В рамках заявленного прокурором города Анжеро-Судженска иска, места (площадки) накопления ТКО, в отношении которых были выявлены нарушения требований действующего законодательства, подлежащие устранению, расположены в границах муниципального образования, в районе индивидуальной жилищной застройки города, но на земельных участках, не принадлежащих на каком-либо праве жителям частных домов города, юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также правилам благоустройства муниципальных образований (части 1, 3 ст.13.4 Федерального закона № 89-ФЗ).

Из указанного следует, что надлежащее содержание контейнерных площадок также должно обеспечивать установленные требования.

Со стороны ответчиков в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено в материалы дела доказательства того, что в отношении мест (площадок) накопления ТКО, принадлежащих администрации города на праве собственности, иные лица должны нести обязанности по их обустройству, а также бремя содержания и оснащения их контейнерами.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, при этом, учитывая социальную значимость указанного вопроса, в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, устанавливает сроки 1 месяц для осуществления финансирования мероприятий и 6 месяцев для выполнения требований с момента вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                     РЕШИЛ:

    Исковые требования     прокурора г.Анжеро-Судженска в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Анжеро-Судженского городского округа, Управлению жилищно-коммунального хозяйства Анжеро-Судженского городского округа о понуждении к действиям, удовлетворить.

Обязать администрацию Анжеро-Судженского городского округа ИНН 4201006176, ОГРН 1024200508309 выделить денежные средства на обустройство контейнерных площадок в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Анжеро-Судженского городского округа ИНН 4246009032, ОГРН 1084246000013 в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, в соответствии с требованиями п. 3 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», обеспечить обустройство контейнерных площадок твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, обеспечить обустройство контейнерных площадок ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки по адресам: <адрес>

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Кемеровский областной суд через Анжеро-Судженский городской суд в течение 1 месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

            Председательствующий:

Решение суда в окончательной форме изготовлено 02.05.2024.

2-713/2024

Категория:
Истцы
Прокурор города Анжеро-Судженска
Ответчики
Управление жилищно-коммунального хозяйства Анжеро-Судженского городского округа
Администрация Анжеро-Судженского городского округа
Другие
ООО "Чистый Город Кемерово"
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Анжеро-Судженске, Ижморском и Яйском районах
Суд
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области
20.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.03.2024Передача материалов судье
21.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2024Подготовка дела (собеседование)
08.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.04.2024Судебное заседание
24.04.2024Судебное заседание
02.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2024Дело оформлено
24.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее