Дело №2а-309(2017)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2017 года р.п.Шемышейка
Шемышейский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Игнашкина М.А.
с участием:
пом.прокурора Шемышейского района Пензенской области Занадолбина А.С.,
при секретаре Тузуковой Н.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Шемышейского района Пензенской области к Администрации Каржимантского сельсовета о признании незаконным бездействия и обязании разработать и утвердить схемы водоснабжения и водоотведения и схемы теплоснабжения,
Установил:
Прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией Каржимантского сельсовета Шемышейского района Пензенской области(далее по тексту Администрация) требований законодательства о водоснабжении и водоотведении, а также законодательства о теплоснабжении.
Прокурор обратился в суд с иском к Администрации о признании незаконным бездействия и обязании разработать и утвердить схемы водоснабжения и теплоснабжения в населенных пунктах Администрации.
В судебном заседании пом.прокурора Занадолбин А.С., заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям изложенным в административном исковом заявлении. Просит удовлетворить.
Представитель административного ответчика от Администрации в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Возражений по иску не представил.
Заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела суд приходит к следующему:
В соответствии с п. 4 ч. 1 и ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона РФ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 6 ч. 1 и ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Статьей 1 Закона Пензенской области от 16.10.2014 № 2626-ЗПО «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пензенской области» вопросы местного значения, предусмотренные п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплены за сельскими поселениями Пензенской области.
В силу ст. 38 Федерального закона РФ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.
Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения.
Схемы водоснабжения и водоотведения должны содержать плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения, предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления горячего, питьевого, технического водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные в соответствии с настоящим Федеральным законом планы снижения сбросов, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также решения органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения.
Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления.
Схемы водоснабжения и водоотведения учитывают результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и содержат:
1) основные направления, принципы, задачи и плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения;
2) прогнозные балансы потребления горячей, питьевой, технической воды, количества и состава сточных вод сроком не менее чем на 10 лет с учетом различных сценариев развития поселений, городских округов;
3) зоны централизованного и нецентрализованного водоснабжения (территорий, на которых водоснабжение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, систем холодного водоснабжения соответственно) и перечень централизованных систем водоснабжения и водоотведения;
4) карты (схемы) планируемого размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
5) границы планируемых зон размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
6) перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения и водоотведения в разбивке по годам, включая технические обоснования этих мероприятий и оценку стоимости их реализации.
Порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к их содержанию утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 42 Федерального закона РФ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» до 1 июля 2013 года органы местного самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.
Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, а также требования с содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утверждены постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 № 782 (далее по тексту – Правила).
Согласно чч. 2, 3, 5 и 7 ст. 23 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа.
Уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать:
1) определение условий организации централизованного теплоснабжения, индивидуального теплоснабжения, а также поквартирного отопления;
2) решения о загрузке источников тепловой энергии, принятые в соответствии со схемой теплоснабжения;
3) графики совместной работы источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и котельных, в том числе график перевода котельных в «пиковый» режим функционирования;
4) меры по консервации избыточных источников тепловой энергии;
5) меры по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;
6) радиус эффективного теплоснабжения, позволяющий определить условия, при которых подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок к системе теплоснабжения нецелесообразно вследствие увеличения совокупных расходов в указанной системе;
7) оптимальный температурный график и оценку затрат при необходимости его изменения;
8) иные меры, предусмотренные правилами, определяющими требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки, в целях достижения установленных в инвестиционных программах организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения.
При разработке схемы теплоснабжения должна быть обеспечена безопасность системы теплоснабжения, определяемая следующими показателями:
1) резервирование системы теплоснабжения;
2) бесперебойная работа источников тепловой энергии, тепловых сетей и системы теплоснабжения в целом;
3) живучесть источников тепловой энергии, тепловых сетей и системы теплоснабжения в целом.
Требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки определяются правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Порядок разработки схем теплоснабжения в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, должен обеспечивать открытость процедуры их разработки и утверждения, участие в этой процедуре представителей теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии.
В силу ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами должно быть осуществлено до 31 декабря 2011 года.
Требования к схемам теплоснабжения, утверждены постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 154.
Как следует из материалов дела, в нарушение указанных требований закона до настоящего времени, схемы водоснабжения и теплоснабжения населенных пунктов Администрации в соответствии с требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 № 782, а также схемы теплоснабжения в соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 154 не разработаны и не утверждены, что свидетельствует о бездействии Администрации.
Не утверждение соответствующих схем нарушает права неопределенного круга лиц на обеспечение для абонентов доступности холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, а также обеспечение холодного водоснабжения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, рационального водопользования, а также развитие централизованных систем водоснабжения на основе наилучших доступных технологий и внедрения энергосберегающих технологий, на удовлетворение спроса на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, обеспечение надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном воздействии на окружающую среду, а также экономического стимулирования развития систем теплоснабжения и внедрения энергосберегающих технологий.
Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями могут быть оспорены в суде.
Оценив в совокупности доводы административного истца, иные исследованные в судебном заседании доказательства, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ч.2 ст.174, ст.ст.175-180, КАС РФ суд
решил:
Заявление прокурора Шемышейского района Пензенской области удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Каржимантского сельсовета Шемышейского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер направленных на разработку и утверждение схемы водоснабжения населенных пунктов Каржимантского сельсовета Шемышейского района Пензенской области в соответствии с требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.09.2013г №782, а также схему теплоснабжения населенных пунктов Каржимантского сельсовета Шемышейского района Пензенской области в соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.02.2012г №154, незаконным.
Обязать Администрацию Каржимантского сельсовета Шемышейского района Пензенской области, разработать и утвердить схему водоснабжения населенных пунктов Каржимантского сельсовета Шемышейского района Пензенской области в соответствии с требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.09.2013г №782, а также разработать и утвердить схему теплоснабжения населенных пунктов Каржмантского сельсовета Шемышейского района Пензенской области в соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.02.2012г №154.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд лицами, участвующим в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Шемышейский районный суд.
Судья:
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться начиная с 23 ноября 2017года.