ИД 61RS0008-01-2023-005747-33 Дело №2-782/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ростов-на-Дону 28 февраля 2024 года
Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Скоробогатовой Л.А.
при секретаре Бондаренко И.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ТСЖ «Возрождение 17/3» к Шайдурову В.И. о взыскании задолженности по коммунальным платежам, пени,
УСТАНОВИЛ:
ТСЖ «Возрождение 17/3», с учетом уточненных исковых требований обратилось в суд с иском к ответчику, указав, что ответчик Шайдуров В.И. согласно сведениям ЕГРН является собственником квартиры <адрес>.
Истец является управляющей компанией по обслуживанию и содержанию многоквартирным домом, расположенным по адресу <адрес>, где исполняет свои обязанности надлежащим образом, претензий относительно объеме и качества оказываемых услуг от собственников не имеет.
Однако, ответчик не исполняет свою обязанность по своевременной и полной оплате за потребляемые жилищно-коммунальные услуги, в связи с чем образовалась задолженность, что подтверждается расчетом задолженности.
В период с 01.02.2021 по 30.09.2023 у ответчика, согласно представленному в материалы дела расчету образовалась задолженность в размере 272 651,62 руб.
Истец с учетом уточненных исковых требований просит взыскать с ответчика задолженность по оплате коммунальных платежей за период с 01.02.2021 по 30.01.2024 в размере 272 651,62 руб., неустойку (пеню) по внесению платы за коммунальные услуги за период с 01.02.2021 по 30.09.2023 в размере 108 762,58 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000,00 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 633,00 руб.
Представитель истца Алферов В.В., действующий по доверенности в судебном заседании просил уточненные исковые требования удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, в возражениях на отзыв и дополнительных возражения на отзыв ответчика.
Ответчик Шайдуров В.И. исковые требования признал частично, с учетом перерасчета суммы долга за электроэнергию, поскольку в спорной квартире никто не проживал и не пользовался коммунальными услугами, за исключением отопления, тех.обслуживания, вывоза ТКО и электроэнергии, за которые сумма задолженности составила 190 504,09 руб. С учетом завышенных показаний счетчика со стороны истца, предоставленных ответчиком сведений об оплате за потребляемые коммунальные услуги в период постоянного проживания с июня 2019 года по май 2022 года в Краснодарском крае, просил снизить задолженность по коммунальным платежам до 122 596,68 руб., а также размер взыскиваемых пени и услуг представителя, с учетом того, что ответчик является инвалидом 1 группы, его пенсия составляет около 19 000,00 руб., при этом на его иждивении находится супруга в декретном отпуске и малолетний ребенок.
Выслушав представителя истца и ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносы на капитальный ремонт возникает у собственника помещения на основании ст. 169, 153, 154, 155, 156 ЖК РФ.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 46 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (вместе с «Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»), управление многоквартирным домом может осуществляться собственниками помещений в многоквартирном доме при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме; товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией (далее соответственно - товарищество, кооператив); управляющими организациями, заключившими договор управления многоквартирным домом, в том числе в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 ЖК РФ; застройщиками, управляющими многоквартирным домом до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных ст. 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
Управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома путём, в том числе договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации); начисления обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 12 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 22 от 27.06.2017 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», наниматели и собственники обязаны вносить плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме независимо от факта пользования общим имуществом, например лифтом.
Отсутствие письменного договора управления у собственника с управляющей организацией не освобождает его от внесения платы за содержание общего имущества, согласно ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 36, ч. 1, 2 ст. 154, ч. 1 ст. 158, ч. 1 ст. 162 ЖК РФ.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение, согласно ст. 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительством Российской Федерации 06.05.2011 издано постановление № 354, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, действующие с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ № 2004 от 28.11.2023 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, пп. 29 п. 3 Изменений дополнены п. 56.2, предусматривающим, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Раздел VI Правил определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги. Подпункт 29 пункта 3 Изменений (п. 56.2 Правил) предусматривает порядок расчета объема коммунальных услуг при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан.
Регулируя вопросы внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в ч. 11 ст. 155ЖК РФ предусматривает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Следовательно, положения пп. 29 п. 3 Изменений, определяющие порядок расчета платы за жилое помещение, соответствуют ч. 11 ст. 155 ЖК РФ.
При этом согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 11 ст. 155 ЖК РФ, неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации. При временном отсутствии нанимателей (собственников) и (или) членов их семей внесение платы за иные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 14 ст. 155 ЖК РФ и п. 159 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Начисление пени производится на сумму просроченной задолженности по жилищно-коммунальным услугам.
В определении Конституционного Суда РФ от 05.12.2022 № 3212-О отмечено, что положения Правил № 354, действуя в нормативной связи с ч. 11 ст. 155 ЖК РФ, устанавливающей саму возможность перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг в случае временного отсутствия граждан в жилом помещении, не препятствуют проведению перерасчета размера платы за коммунальную в отношении потребителя, которым соблюден нормативно установленный порядок обращения за перерасчетом и представлены документы, подтверждающие факт его временного отсутствия в жилом помещении и продолжительность такого отсутствия, а также не связывают возможность перерасчета указанной платы с определенным способом ее исчисления.
Согласно п. 33 Правил, временное неиспользование нанимателями, собственниками и иными лицами помещений не является основанием для освобождения их от обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения, за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за отопление, а также за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, взносов на капитальный ремонт.
Согласно п. 91 Правил перерасчет платы в таких случаях производится на основании заявления, поданного гражданином в сроки, предусмотренные правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Пропуск нанимателем, собственником и иными лицами, проживающими в жилом помещении, по уважительным причинам срока для обращения с заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги в связи с временным его отсутствием (например, тяжелая болезнь или другие независящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности своевременно обратиться с заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги) не является основанием для отказа в удовлетворении требований о перерасчете такой платы.
Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее - заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.
В случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребителя перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев. Если по истечении 6 месяцев, за которые исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги, период временного отсутствия потребителя продолжается и потребитель подал заявление о перерасчете за последующие расчетные периоды в связи с продлением периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за период, указанный в заявлении о продлении периода временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев, следующих за периодом, за который исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги.
Если потребитель, подавший заявление о перерасчете до начала периода временного отсутствия, не представил документы, подтверждающие продолжительность его отсутствия, или представленные документы не подтверждают временное отсутствие потребителя в течение всего или части периода, указанного в заявлении о перерасчете, исполнитель начисляет плату за коммунальные услуги за период неподтвержденного отсутствия в полном размере в соответствии с настоящими Правилами и вправе применить предусмотренные ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, последствия несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги.
В случае подачи заявления о перерасчете в течение 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя исполнитель осуществляет перерасчет размера платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия, подтвержденный представленными документами, с учетом платежей, ранее начисленных исполнителем потребителю за период перерасчета.
Как усматривается из материалов дела, ответчик Шайдуров В.И. является собственником <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН, в связи с чем является потребителем услуг, поставляемых ТСЖ «Возрождение 17/3».
Собственниками жилых помещений указанного многоквартирного дома выбран способ управления - ТСЖ «Возрождение 17/3».
В соответствии с положениями Устава ТСЖ «Возрождение 17/3», взыскатель занимается управлением многоквартирного дома, а именно управлением комплекса недвижимого имущества в доме, обеспечением эксплуатации, владения, пользования, распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме, предоставлением коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в МКД.
Кроме того, согласно уставу ТСЖ «Возрождение 17/3» в праве заключать договоры о предоставлении коммунальных услуг и прочие договоры в интересах Товарищества и собственников помещений многоквартирного дома.
В целях обеспечения собственников жилых помещений многоквартирного дома возможностью пользоваться коммуникациями, истцом были заключены договора с ресурсоснабжающими организациями, а именно Договор теплоснабжения от 25.11.2014, Договор энергоснабжения № 13229 от 0910.2014, Договор водоснабжения и водоотведения в целях обеспечения представления собственникам пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг от 01.10.2014, Договор № 0109/00145 от 18.01.2019 на оказание услуг по обработке твердым коммунальным отходам.
Протоколами общих собраний членов ТСЖ «Возрождение 17/3» от 25.03.2021 № 1, 25.03.2022 № 1 и 24.03.2023 № 1 утверждены планом технического обслуживания ТСЖ «Возрождение 17/3». Начисление электроэнергии производится согласно законодательству РФ и Постановлений Правительства.
Данные протоколы собственниками жилых помещений по адресу: <адрес> дивизии не оспаривались и недействительными судом не признавались.
Из материалов дела усматривается, что ответчик, являясь собственником квартиры <адрес> регулярно пользовался и пользуется предоставляемыми взыскателем услугами. Однако оплата услуг должниками не производится в полном объеме, в связи с чем в период с 01.02.2021 по 30.01.2024 в размере 272 651,62 руб. и пени по внесению платы за коммунальные услуги за период с 01.02.2021 по 30.09.2023 в размере 108 762,58 руб., что подтверждается представленным в материалы дела расчетом задолженности.
Кроме того, ранее судебным приказом мирового судьи судебного участка № <адрес> № 2-2-1120/2023 от 19.04.2023 с ответчика Шайдурова В.И. взыскивалась задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.01.2021 по 28.02.2023 в размере 181 690,31 руб., пени за период с 01.01.2021 по 28.02.2023 в размере 28 280,43 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 417,00 руб. Однако судебный приказ отменен определением от 25.10.2023, в связи с поступившими возражениями Шайдурова В.И. относительно его исполнения.
Довод ответчика о том, что он обращался к ТСЖ «Возрождение 17/3» с заявлением о перерасчете суммы задолженности по оплате за коммунальные услуги, в связи с не проживанием в период с июня 2019 года по май 2022 года, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, допустимыми и достоверными доказательствами не подтвержден.
При этом показания свидетеля Товкач Э.И., данные им в судебном заседании, и представленные ответчиком в материалы дела заявления Мукред М.В., Анащенко Н.Н. о не проживании Шайдурова В.И. в <адрес>, как и представленные договоры от 15.06.2019, 15.06.2020, 10.07.2021 об оплате ответчиком коммунальных услуг ТСН «Уголек», наряду со справкой о проживании на территории ТСН «Уголек» в период с июня 2019 года по май 2022 года основаниями для перерасчета возникшей задолженности по оплате за коммунальные услуги в указанный период, в соответствии с положениями п. 91 Правил № 354, ч. 11 ст. 155 ЖК РФ, не являются.
Обстоятельств, свидетельствующих о надлежащем исполнении ответчиком как собственником жилого помещения своих обязанностей по оплате жилищно-коммунальных услуг в спорный период времени, материалы дела не содержат, ответчиком таких доказательств, в нарушение ст. 56, 67 ГПК РФ, не представлено.
При определении размера задолженности, подлежащей взысканию с ответчиков в пользу истца, суд считает необходимым положить в основу расчет задолженности, представленный представителем истца, поскольку данный расчет произведен в соответствии с требованиями закона за период фактического пользования ответчику жилой площадью, и неуплаты предоставленных услуг, то есть, за период 01.02.2021 по 30.01.2024 по оплате за капитальный ремонт и иных коммунальных услуг.
Вместе с тем довод ответчика о необходимости снижения объема потребленной электроэнергии, суд считает обоснованным в связи с о следующим.
Согласно показаниям свидетеля Косиновой Н.В., показания прибора учета за электроэнергию по всему дому 17/3 по <адрес> в <адрес> ежемесячно снимает она лично. Доступ собственников к электросчетчикам ограничен. Факт составлен акт № 14 от 25.01.2021 представителями ТСЖ «Возрождение 17/3» о несанкционированном вмешательстве в работу индивидуального прибора учета Меркурий 20, Марки 201 2, заводской №, в связи с отсутствием поломбы – она подтверждает, как и обстоятельства установки нового прибор учета согласно акту № от 03.09.2021.
Таким образом, с учетом представленных ответчиком в материалы дела фотографий электросчетчика от 23.01.2019, 03.05.2021, 03.09.2021, а также многочисленнй обращений Шайдурова В.И. к ТСЖ «Возрождение 17/3», в том числе через систему ГИС ЖКХ, о необходимости произвести перерасчет платы за электроэнергию с учетом показаний счетчика, суд соглашается с расчетом, произведенным бухгалтером ТСЖ «Возрождение 17/3» о наличии задолженности ответчика за потребленную энергию за период с февраля 2021 по август 2021 года в размере 90,70 руб.
Произведя самостоятельный расчет, с учетом показаний счетчика, переданных ответчиком и расчетом задолженности за электроэнергию, предоставленным истцом, суд полагает подлежащей взысканию задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги с ответчика Шайдурова В.И. за период с 01.02.2021 по 30.01.2024 в размере 263 128,33 руб.
Согласно расчету, представленному стороной истца, сумма неустойки (пени) за несвоевременную оплату за жилое помещение и коммунальные услуги по состоянию на 31.10.2023 составляет 108 762,58 руб.
Обоснованных доказательств и доводов, опровергающих заявленные требования, суду заявлено и представлено не было.
В соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. В силу ч. 1 ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате пеня явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Таким образом, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения размера неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств независимо от того, является неустойка законной или договорной.
Конституционный Суд РФ в п. 2 Определения от 21.12.2000 № 263-О, указал, что положения ГК РФ содержат обязанность суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного, а не возможного размера ущерба.
Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, на реализацию требования ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в ч. 1 ст. 333 ГК РФ речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба.
Наличие оснований для снижения и определение критериев соразмерности определяются судом в каждом конкретном случае самостоятельно, исходя из установленных по делу обстоятельств.
Критериями установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки, значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательства, длительность неисполнения обязательства и другие обстоятельства.
При этом п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации», предусмотрено, что при разрешении вопроса об уменьшении неустойки следует иметь в виду, что размер неустойки может быть уменьшен судом только в том случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
Учитывая, что степень соразмерности заявленной истцом неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, только суд вправе дать оценку указанному критерию, исходя из своего внутреннего убеждения и обстоятельств конкретного дела.
Поскольку неустойка по своей природе носит компенсационный характер, является способом обеспечения исполнения обязательства, а потому должна соответствовать последствиям нарушения, суд приходит к выводу, что с учетом заявленного Шайдуровым В.И. ходатайства о снижении размера пени, конкретных обстоятельств дела, размера заявленной к взысканию неустойки и необходимости соблюдения баланса прав и интересов сторон спорного правоотношения, а также с учетом моратория на начисление пени за неуплату услуг ЖКХ, считает возможным применить положения ст. 333 ГК РФ и взыскать с ответчика неустойку (пени) по состоянию на 31.10.2023 в размере 20 000,00 руб., полагая данную сумму справедливой и соразмерной последствиям нарушения обязательств ответчиком.
В соответствии со ст. 94 ГПК РФ, к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: расходы на оплату услуг представителей, связанные с рассмотрением дела, почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
По смыслу названной нормы разумные пределы являются оценочной категорией, четкие критерии их определения применительно к тем или иным категориям дел не предусматриваются. В каждом конкретном случае суд вправе определить такие пределы с учетом обстоятельств дела, сложности и продолжительности рассмотрения дела, сложившегося в данной местности уровня оплаты услуг адвокатов по представлению интересов доверителей в гражданском процессе.
Разрешая вопрос о размере суммы, взыскиваемой в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (ч. 3 ст. 111 АПК РФ, ч. 4 ст. 1 ГПК РФ, ч. 4 ст. 2 КАС РФ).
Рассматривая заявленное стороной ответчика ходатайство о чрезмерности, неразумности и необоснованности заявленной ко взысканию суммы расходов на представителя в размере 15 000,00 руб., суд приходит к следующему.
В целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон, в силу ст. 2, 35 ГПК РФ, суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Учитывая конкретные обстоятельства дела: характер и специфику спора, объем оказанных представителем юридических услуг (подготовка претензии, направление искового заявления, подготовки ходатайств, отзыва на возражения), продолжительность рассмотрения дела, участие представителя в трех судебных заседаниях, подготовку возражений на отзыв ответчика и уточненные исковые требования, размер гонорарной практики в регионе, суд приходит к выводу, что судебные расходы в размере 10 000,00 руб. отвечают требованиям разумности, соразмерности и справедливости, в связи с чем, считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца в счет возмещения расходов, связанных с оплатой услуг представителя сумму в указанном размере, в остальной части данных требований отказать.
На основании ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу расходы пропорционально удовлетворенным требованиям. В связи с чем с ответчика в пользу истца необходимо взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 633,00 руб.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Уточненные исковые требования ТСЖ «Возрождение 17/3» (ИНН 6168073433) к Шайдурову В.И. (ИНН 616802179469) о взыскании задолженности по коммунальным платежам, пени, удовлетворить частично.
Взыскать с Шайдурову В.И. в пользу ТСЖ «Возрождение 17/3» задолженность по оплате коммунальных платежей за период с 01.02.2021 по 30.01.2024 в размере 263 128,33 руб., неустойку (пеню) по состоянию на 31.10.2023 в размере 20 000,00 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000,00 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 633,00 руб.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья:
Решение в окончательной форме изготовлено 06.03.2024.