Дело № 2а-660/2022 26 января 2022 года
29RS0014-01-2021-009153-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего Аксютиной К.А.
при секретаре судебного заседания Бородиной Е.Г.
с участием прокурора Мошниковой З.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Осмоловского А. В. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску, прокуратуре города Архангельска о частичной отмене ранее установленных административных ограничений,
установил:
Осмоловский А.В. обратился в суд с административным иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску, прокуратуре города Архангельска о частичной отмене ранее установленных административных ограничений решением Тимирязевского районного суда города Москвы от <Дата> ограничений в виде снятия запрета на выезд за территорию Москвы и Московской области, а также уменьшении количества явок до одного раза в месяц.
В обоснование административного иска указал, что решением Тимирязевского районного суда города Москвы от <Дата> ему установлен административный надзор на срок до погашения судимости, то есть с <Дата> по <Дата> с установлением административных ограничений в виде: запрета в течении всего срока административного надзора выезжать за пределы города Москвы и Московской области без разрешения органа внутренних дел, если это не связано с официальной трудовой деятельностью; обязательной явки четыре раза в месяц в ОМВД России по району Западное Дегунино города Москвы для регистрации. Решением Ломоносовского районного суда города Архангельска от 24 апреля 2020 года ему уменьшено количество явок, возложенных на него вышеуказанным решением до трех раз в месяц, установив их в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица для регистрации в соответствии с установленных данным органом графиком. Также решением Ломоносовского районного суда города Архангельска от 23 октября 2020 года снижено количество явок до двух. В связи с тем, что административный истец добросовестно соблюдает административные ограничения и исполняет обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», положительно характеризуется по месту жительства и по месту работы, занимается благотворительностью, на основании вышеизложенного заявлен настоящий иск.
В судебном заседании административный истец доводы административного искового заявления поддержал в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика – инспектор направления по осуществлению административного надзора отдела полиции №3 (по обслуживанию Ломоносовского округа) УМВД России по городу Архангельску капитан полиции Варсанофьева А.Ю. возражала против удовлетворения заявленного Осмоловским А.В. требования, решение вопроса о частичной отмене ранее установленных в отношении него ограничений полагает преждевременным. При этом суду пояснила, что административный истец установленные ограничения соблюдает, характеризуется положительно, административных взысканий не имеет.
Прокурор в судебном заседании полагала возможным отменить частично ограничения, уменьшив количество явок.
Выслушав заключение прокурора, доводы административного истца Осмоловского А.В., позицию представителя административного ответчика – инспектора направления по осуществлению административного надзора отдела полиции №3 (по обслуживанию Ломоносовского округа) УМВД России по городу Архангельску капитана полиции Варсанофьевой А.Ю., изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Основания и порядок установления, продления, прекращения и осуществления административного надзора регулируются главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) и Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Согласно п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений, характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных ограничений и выполнении предусмотренных Законом обязанностей и иных заслуживающих внимания обстоятельств, может частично отменить административные ограничения (ограничение), а также на основании заявления органа внутренних дел дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения (части 1 и 3 статьи 4 Закона).
Судом установлено и следует из материалов дела, что приговором Московского гарнизонного военного суда от <Дата>, Осмоловский А.В. осужден по ч<№> УК РФ, и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года 6 месяцев со штрафом в размере 4 000 руб., с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
<Дата> на основании постановления Устюжинского районного суда Вологодской области Осмоловский А.В. освобожден из мест лишения свободы условно-досрочно на неотбытый срок 1 год 2 месяца 15 дней.
Приговором Тимирязевского районного суда города Москвы от <Дата>, Осмоловский А.В. осужден по ч<№> УК РФ, и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
На основании постановления Панинского районного суда Воронежской области от <Дата>, Осмоловский А.В. освобожден из мест лишения свободы условно-досрочно на неотбытый срок 5 месяцев 22 дня, с обязанностью не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением осужденного. Судимость погашается <Дата>.
Решением Тимирязевского районного суда ... от <Дата> Осмоловскому А.В. установлен административный надзор сроком на 8 (восемь) лет, по истечении срока условно-досрочного освобождения на срок погашения судимости, то есть с <Дата> по <Дата>, с установлением административных ограничений в виде: запрета на выезд за пределы ... и Московской области без разрешения органа внутренних дел, если это не связано с официальной трудовой деятельностью и обязательной явки четыре раза в месяц в ОМВД России по району Западное Дегунино ... для регистрации.
Решением Ломоносовского районного суда города Архангельска от <Дата> Осмоловскому А.В. изменены ограничения, установленные решением Тимирязевским районным судом ... от <Дата>. Уменьшено количество возложенных обязательных явок до трех раз в месяц, они установлены в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица для регистрации в соответствии с установленным данным органом графиком.
В последующем решением Ломоносовского районного суда города Архангельска от <Дата> Осмоловскому А.В. уменьшено количество возложенных обязательных явок, установленных решением Ломоносовского районного суда города Архангельска от <Дата> в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица для регистрации в соответствии с установленным данным органом графиком, до двух раз в месяц.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <Дата> <№> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Административный надзор устанавливается в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления, защиты государственных и общественных интересов, следовательно, ограничения должны отвечать указанным целям, и при изменении обстоятельств могут отменяться, конкретизироваться, что и предусмотрено ч. 3 ст. 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Осмоловский А.В. зарегистрирован по адресу: ..., на срок с <Дата> по <Дата> зарегистрирован по месту пребывания по адресу: город Архангельск, ....
Осмоловский А.В. как лицо, состоящее под административным надзором, нарушений Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», не допускал, установленных судом административных ограничений и обязанностей, в связи с административным надзором, им допущено не было, что было подтверждено в судебном заседании инспектором направления по осуществлению административного надзора отдела полиции <№> (по обслуживанию Ломоносовского округа) УМВД России по городу Архангельску капитаном полиции Варсанофьевой А.Ю.
Привлечение Осмоловского А.В. к административной ответственности за совершение административных правонарушений, в том числе, против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в судебном заседании не установлено и документально не подтверждено.
Осмоловский А.В. с <Дата> осуществляет трудовую деятельность в качестве коммерческого директора ООО «Алекс.ком» (место нахождения организации: г. Архангельск, ..., оф. 207), осуществляющего, в том числе благотворительную деятельность.
По месту работы Осмоловский А.В. также характеризуется положительно, дисциплинарных взысканий не имеет.
В силу ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Оценив представленные доказательства, с учетом сведений, характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных ограничений и выполнении предусмотренных Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» обязанностей и иных заслуживающих внимания обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что в данном конкретном случае имеются основания для удовлетворения требования административного истца об уменьшении числа обязательных до одного раза в месяц.
Между тем требование Осмоловского А.В. снять запрет на выезд за территорию Москвы и Московской области удовлетворению не подлежит в силу следующего.
Как было отмечено выше решением Тимирязевского районного суда ... от <Дата> Осмоловскому А.В. при установлении административного надзора в течение всего срока административного надзора запрещен выезд за пределы ... и Московской области без разрешения органа внутренних дел, если это не связано с официальной трудовой деятельностью.
Как пояснил Осмоловский А.В. в судебном заседании, он осуществляет свою трудовую деятельность не только в г.Архангельске, но и в ... и других городах в силу занимаемой им должности финансового директора в ООО «Алекс.ком».
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица может устанавливаться административное ограничение в виде запрещения выезда за установленные, то есть определенные, судом пределы территории.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <Дата> <№> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
Так, в соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» поднадзорное лицо имеет право обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами, предусмотренными частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 7.4 Приказа МВД России от <Дата> <№> «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» сотрудники подразделения по надзору или иные должностные лица при осуществлении административного надзора вносят соответствующие сведения о прибытии поднадзорного лица в маршрутный лист, заверяют печатью (штампом) территориального органа и приобщают к материалам дела административного надзора. При изменении поднадзорным лицом места жительства (пребывания или фактического нахождения) выдают маршрутный лист и письменно информируют об этом территориальные органы по месту его прибытия.
Из материалов дела следует, что Осмоловский А.В. с декабря 2019 года состоит на учете в ОП <№> УМВД России по городу Архангельску, поскольку фактически проживает по месту своей временной регистрации, при этом соблюдая требования п. 3 ст. 10 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», имеет возможность передвигаться по территории Российской Федерации.
Кроме того, само по себе запрещение выезда за установленные судом пределы территории в качестве административного ограничения предусмотрено п. 4 ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», не препятствует Осмоловскому А.В., зарегистрированному по адресу: ..., и в осуществлении им трудовой деятельности в городе Архангельске, чрезмерным не является и способствует предупреждению совершения преступлений и других правонарушений, оказанию индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, в полной мере отвечает целям административного надзора.
Кроме того, данное требование неоднократно рассматривалось судом, при этом решениями Ломоносовского районного суда города Архангельска от <Дата> и <Дата> в удовлетворении требования об отмене запрета выезда Осмоловскому А.В. отказано.
Руководствуясь статьями 175-180, 272, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Осмоловского А. В. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску, прокуратуре города Архангельска о частичной отмене ранее установленных административных ограничений удовлетворить частично.
Осмоловскому А. В., <Дата> года рождения, уроженцу <***> изменить ограничения, установленные решением Тимирязевского районного суда ... от <Дата>.
Уменьшить Осмоловскому А. В. количество возложенных обязательных явок, установленные ему решениями Ломоносовского районного суда города Архангельска от <Дата> и от <Дата> в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица для регистрации в соответствии с установленным данным органом графиком, до одного раза в месяц.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий К.А. Аксютина