Решение по делу № 8Г-3861/2024 [88-4572/2024] от 18.04.2024

88-4572/2024 (2-197/2023)

28RS0019-01-2023-000297-38

ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

23 мая 2024 года                                                                         г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Егоровой А.И.,

судей Бузьской Е.В., Панфиловой Л.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Слугина Михаила Павловича к Администрации Серышевского муниципального округа Амурской области о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности возобновить выплату пенсии,

по кассационной жалобе Слугина Михаила Павловича на решение Серышевского районного суда Амурской области от 20 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 21 августа 2023 года.

Заслушав доклад судьи Бузьской Е.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Слугин М.П. обратился в суд с иском к Администрации Серышевского муниципального округа Амурской области в котором просил признать незаконным и отменить решение комиссии по вопросам муниципальной службы Серышевского муниципального округа от 31 марта 2023 года, обязать ответчика возобновить выплату пенсии за выслугу лет за муниципальную службу, возместить судебные расходы в сумме 22 000 рублей.

В обоснование требований указано, что в соответствии с Положением о порядке назначения, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет, лицам, замещавшим должности и лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления Аргинского сельсовета, утвержденным решением Аргинского сельсовета от 15 октября 2019 года, Слугину М.П. была назначена доплата к пенсии за выслугу лет с 16 октября 2019 года. С 1 апреля 2023 года выплата прекращена по решению комиссии по вопросам муниципальной службы Серышевского муниципального округа от 31 марта 2023 года. Основанием для прекращения выплаты являлось принятие Советом народных депутатов Серышевского муниципального округа решения от 21 февраля 2023 года № 109 об утверждении Положения об условиях, порядке назначения, выплаты индексации и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе в органах местного самоуправления Серышевского муниципального округа, согласно которому условием для выплаты пенсии является достижение гражданином пенсионного возраста или потеря трудоспособности в период осуществления полномочий по муниципальной должности. Данным условиям истец не соответствует, но полагает прекращение выплаты незаконным.

Решением Серышевского районного суда Амурской области от 20 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 21 августа 2023 года, в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе Слугин М.П. настаивает на отмене судебных постановлений в связи с допущенными судами, по мнению заявителя, нарушениями норм права.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

По мнению суда кассационной инстанции, при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанции такого рода нарушения норм материального и процессуального права допущены не были.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Слугин М.П. замещал выборные должности Аргинского муниципального образования в периоды с 30 октября 1985 года по 25 января 1991 года, с 26 января 1991 года по 14 октября 1991 года, с 19 марта 2004 года по 29 августа 2011 года, общий стаж службы истца в указанных должностях составляет 13 лет 04 месяца 22 дня. Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.

С 9 октября 2019 года Слугин М.П. является получателем страховой пенсии по старости.

На основании статьи 32 Устава Аргинского сельсовета и Положения О порядке назначения, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, и лицам, замещавшим муниципальные должности в органах местного самоуправления Аргинского сельсовета, утвержденного решением Аргинского сельского Совета народных депутатов от 15 октября 2019 года № 166, решением комиссии по вопросам муниципальной службы Серышевского района от 30 октября 2019 года № 147 истцу с 16 октября 2019 года была установлена доплата к пенсии за выслугу лет.

Законом Амурской области от 29 апреля 2022 года № 102-ОЗ «О преобразовании городского и сельских поселений Серышевского района Амурской области во вновь образованное муниципальное образование Серышевский муниципальный округ Амурской области» сельское поселение Арги преобразовано путем объединения с другими поселениями во вновь образованный Серышевский муниципальный округ Амурской области.

Решением комиссии по вопросам муниципальной службы Администрации Серышевского муниципального округа Амурской области от 31 марта 2023 года № 3 с 1 апреля 2023 года Слугину М.П. прекращена выплата пенсии за выслугу лет со ссылками на Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устав Серышевского муниципального округа от 21 февраля 2023 года, Положение об условиях, порядке назначения, выплаты, индексации и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе в органах местного самоуправления Серышевского муниципального округа, утвержденное решением Совета народных депутатов Серышевского муниципального округа от 21 февраля 2023 года № 109.

Основанием для прекращения выплаты Слугину М.П. муниципальной пенсии по выслуге лет послужило указание в Положении от 21 февраля 2023 года № 109 на то, что право на данную пенсию возникает у лиц, замещавших муниципальные должности, если эти лица достигли пенсионного возраста или потеряли трудоспособность в период осуществления ими полномочий по данным должностям. К указанным лицам истец не относится.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствовался положениями Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положениями Закона Амурской области от 30 июня 2008 года № 71-ОЗ «О некоторых гарантиях депутатам представительных органов муниципальных образований и лицам, замещающим муниципальные должности в Амурской области», Уставом Серышевского муниципального округа Амурской области, Положением об условиях, порядке назначения, выплаты, индексации и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе в органах местного самоуправления Серышевского муниципального округа, утвержденным решением Совета народных депутатов Серышевского муниципального округа от 21 февраля 2023 года № 109, исходил из права органа местного самоуправления изменять условия назначения муниципальной пенсии, и что в рассматриваемом случае правовая природа пенсии за выслугу заключается в ее дополнительном характере к базовой пенсии, определение права на значение пенсии, размера пенсии с учетом бюджетных возможностей при отсутствии иного правового регулирования является самостоятельным полномочием органа местного самоуправления, в связи с чем, пришел к выводу, что оснований для продолжения выплаты истцу муниципальной пенсии за выслугу лет не имеется и что решение о прекращении начисления и выплаты Слугину М.П. пенсии за выслугу лет соответствует требованиям нового правового регулирования, введенного Уставом Серышевского муниципального округа Амурской области и Положением об условиях, порядке назначения, выплаты, индексации и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе в органах местного самоуправления Серышевского муниципального округа, утвержденным решением Совета народных депутатов Серышевского муниципального округа от 21 февраля 2023 года.

Судебная коллегия суда апелляционной инстанции с вышеуказанными выводами суда согласилась, отклонив доводы жалобы истца о неприменении Положения от 21 февраля 2023 года № 109 к спорным правоотношениям как нормативного акта, не имеющего обратной силы, указав, что правоотношения по выплате пенсии за выслугу лет муниципальным служащим носят длящийся характер и допускают возможность изменения порядка и условий назначения и выплаты муниципальной пенсии за выслугу лет, отмену дополнительной пенсии, установленной по решению органа местного самоуправления с учетом бюджетных возможностей, если гарантия ее выплаты не установлена федеральным и региональным законодательством.

Изложенные выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, нормам права подлежащим применению к спорным правоотношениям.

В Федеральном законе от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации закреплено в числе основных прав муниципального служащего (пункт 12 части 1 статьи 11). Согласно пункту 5 части 1 статьи 23 муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью.

В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Приложением № 2 к Федеральному закону от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в редакции на дату, с которой истцу назначена пенсия за выслугу, устанавливался минимальный стаж для назначения пенсии за выслугу в 2019 году - 16 лет 06 месяцев. Аналогичный стаж государственной гражданской службы и муниципальной службы для назначения пенсии за слугу лет в 2019 году установлен действующей редакцией Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

На момент принятия органом местного самоуправления решения о назначении истцу пенсии за выслугу лет, истец не имел стажа муниципальной службы необходимой продолжительности, предусмотренного федеральным законодательством и законодательством Амурской области, для назначения такой пенсии (16 лет 06 месяцев). Истец достиг пенсионного возраста после прекращения замещения муниципальной должности.

Таким образом, решениями органа местного самоуправления - Аргинским сельским Советом народных депутатов были установлены более короткие по сравнению с федеральными и региональными минимальные правовые стандарты, при которых у лица, замещавшего муниципальную должность, возникает право на муниципальную пенсию за выслугу лет. Фактически Аргинским сельским Советом народных депутатов было установлено дополнительное правовое регулирование гарантий пенсионного обеспечения лиц, занимавших муниципальные должности, установлены дополнительные гарантии – основания для выплаты муниципальной пенсии за выслугу лет.

Абзацем первым части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 446-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2.1 и 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» часть 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ была дополнена абзацем вторым, в силу положений которого в уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 настоящего Федерального закона.

Положений, которыми были бы установлены гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, касающиеся порядка и условий их пенсионного обеспечения (ежемесячной доплаты к пенсии), Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, а равно и иные федеральные законы не содержат.

Таким образом, органы местного самоуправления не могут быть лишены возможности вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, в том числе устанавливать правила исчисления таких выплат. Однако федеральным законом установлено ограничение в отношении круга лиц, к которым могут быть применены указанные дополнительные гарантии за счет средств местных бюджетов. Указанные гарантии устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность.

Закон Амурской области от 30 июня 2008 года № 71-ОЗ «О некоторых гарантиях депутатам представительных органов муниципальных образований и лицам, замещающим муниципальные должности в Амурской области» разработан в целях реализации положений Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.

Частью 6 статьи 4 Закона Амурской области от 30 июня 2008 года № 71-ОЗ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений и по настоящее время) установлено, что лицам, замещавшим муниципальные должности депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе, уставом муниципального образования могут устанавливаться за счет средств местных бюджетов дополнительные социальные и иные гарантии (в том числе гарантии дополнительного пенсионного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, устанавливаемой к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях») в связи с прекращением их полномочий (в том числе досрочно). Такие гарантии устанавливаются в соответствии с абзацем вторым части 5.1 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с положениями статьи 75 Устава Серышевского муниципального округа Амурской области установление и выплата пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной (оплачиваемой) основе в муниципальных образованиях Серышевского района, упраздненных в соответствии с Законом Амурской области от 29 апреля 2022 года № 102-ОЗ «О преобразовании городского и сельских поселений Серышевского района Амурской области во вновь образованное муниципальное образование Серышевский муниципальный округ Амурской области», производится в порядке и на условиях, установленных нормативным правовым актом Совета народных депутатов Серышевского муниципального округа, принятым в соответствии с федеральным и региональным законодательством.

Пунктом 2.2 Положения об условиях, порядке назначения, выплаты, индексации и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе в органах местного самоуправления Серышевского муниципального округа, утвержденного решением Совета народных депутатов Серышевского муниципального округа от 21 февраля 2023 года № 109 предусмотрено, что лица, замещавшие муниципальные должности, имеют право на пенсию за выслугу лет, если они достигли пенсионного возраста или потеряли трудоспособность в период осуществления ими полномочий, и их полномочия не были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных законодательством.

Пунктом 2.1 названного Положения предусмотрено, что право на пенсию за выслугу лет за счет средств бюджета Серышевского муниципального округа, при соблюдении всех условий, установленных поящим Положением, имеют, в том числе - лица, замещавшие муниципальные должности органов местного самоуправления Аргинского и других сельсоветов, упраздненных в соответствии с Законом Амурской области от 29 апреля 2022 года № 102-ОЗ (абз.4 п.2.1 Положения).

Руководствуясь приведенным правовым регулированием, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно отсутствие стажа муниципальной службы необходимой продолжительности, предусмотренного федеральным законодательством и законодательством Амурской области, для назначения такой пенсии, достижение истцом пенсионного возраста после прекращения замещения муниципальной должности, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу об отсутствии оснований для выплаты Слугину М.П. муниципальной пенсии за выслугу лет.

Приведенные истцом в кассационной жалобе доводы были предметом проверки суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Мотивы, по которым эти доводы были отклонены, изложены в апелляционном определении, и оснований считать их неправильными не усматривается.

Доводы кассационной жалобы о том, что с момента назначения пенсии каких-либо действий на проверку правильности подсчета его выслуги лет и размера пенсии уполномоченным органом не предпринималось, не свидетельствуют об ошибочности выводов судов о правомерности действий ответчика по прекращению выплаты истцу доплаты к пенсии за выслугу лет, поскольку такие действия связаны не с проверкой правильности подсчета выслуги лет, а с иным правовым регулированием порядка назначения, выплаты, индексации и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности органов местного самоуправления Аргинского и других сельсоветов, упраздненных в соответствии с Законом Амурской области от 29 апреля 2022 года № 102-ОЗ.

Частью 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

При рассмотрении вопроса о природе пенсии за выслугу лет или ежемесячной доплаты к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации и о допустимости уменьшения субъектами Российской Федерации размера такого рода выплат, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации пенсии за выслугу лет (доплаты к пенсии) - при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) - являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих субъектов Российской Федерации, в силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера, право на получение пенсии в установленных законом случаях не нарушается.

Обладая достаточно широкой дискрецией в указанной сфере, законодатель субъекта Российской Федерации при изменении правового регулирования не может действовать произвольно и должен, учитывая соответствующие финансово-экономические возможности, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов субъекта Российской Федерации, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, что предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (определения от 1 декабря 1999 года N 189-О, от 11 мая 2006 года N 88-О, от 3 апреля 2007 года N 332-О-П, от 15 января 2008 года N 107-О-О, от 2 апреля 2009 года N 473-О-О, от 3 февраля 2010 года N 150-О-О, от 16 января 2018 года N 6-О).

Из изложенного следует, что органы местного самоуправления вправе не только вводить, но и изменять порядок и условия предоставления за счет средств местного бюджета, лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы, пенсии за выслугу лет, установленной к страховой пенсии, в том числе корректировать правила назначения пенсии за выслугу лет и ее расчета.

Доводы кассационной жалобы о том, что истец соответствует критериям, приведенным в новом положении, а именно установленным в п.2.2 Положения об условиях, порядке назначения, выплаты, индексации и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе в органах местного самоуправления Серышевского муниципального округа, утвержденного решением Совета народных депутатов Серышевского муниципального округа от 21 февраля 2023 года № 109, в той части, что лица, замещавшие муниципальные должности, имеют право на пенсию за выслугу лет, если они достигли пенсионного возраста, основаны на неверном толковании положений, поскольку Слугин М.П. достиг пенсионного возраста в 2019 году не в период осуществления им полномочий главы муниципального образования.

Оснований к отмене оспариваемых судебных актов кассационная жалоба не содержит, доводы, изложенные в жалобе, по существу сводятся к субъективному толкованию норм материального права, которое не может являться основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке.

Судами нижестоящих инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства. Исходя из установленных судами фактических обстоятельств дела, нормы материального и процессуального права применены правильно.

Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Серышевского районного суда Амурской области от 20 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 21 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Слугина Михаила Павловича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-3861/2024 [88-4572/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Слугин Михаил Павлович
Ответчики
Администрация Серышевского муниципального округа
Другие
Леонидов Виктор Николаевич
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Бузьская Елена Владимировна
Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
23.05.2024Судебное заседание
23.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее