Решение по делу № 2-870/2020 от 05.06.2020

Дело № 2-870/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Городище Волгоградской области 06 июля 2020 года

Городищенский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Клыкова А.М.,

при секретаре Мелкумян Л.С.,

с участием Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора М.М.Г.,

представителя ответчика администрации Орловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области И.И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации Орловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности обустроить места накопления твердых коммунальных отходов,

у с т а н о в и л:

Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации Орловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности обустроить места накопления твердых коммунальных отходов. В обоснование иска истец указал, что Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности администрации Орловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области. В ходе проверки выявлено, что на территории Орловского сельского поселения по адресам: <адрес> установлены контейнерные площадки в отсутствие предусмотренного законодательством ограждения, а также бетонного (асфальтного) покрытия. В связи с чем в адрес администрации Орловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области внесено представление об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды от 06 февраля 2020 года. Однако, исходя из информации ответчика, контейнерные площадки не приведены в соответствие с санитарными правилами. Считает, что выявленное в деятельности органа местного самоуправления нарушение закона нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Просит обязать администрацию Орловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии с требованиями «СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» по следующим адресам: <адрес>.

В судебном заседании Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор М.М.Г. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, суду дал пояснения аналогичные изложенным в иске.

Представитель ответчика администрации Орловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области И.И.Г., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных исковых требований по доводам изложенным в отзыве на исковое заявление. При этом также пояснил, что организацией по сбору и вывозу мусора является ООО «Управление отходами-Волгоград», которое установило контейнеры для сбора мусора не в местах предназначенных для накопления твердых коммунальных отходов. Просил отказать истцу в удовлетворении исковых требований.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Конституцией Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12).

Законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).

Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ закреплено, что к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В соответствии с частью 4 приведенной нормы Федерального закона № 131-ФЗ иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Таким образом, федеральным законодателем вопрос участия в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов прямо не отнесен к компетенции органа местного самоуправления сельского поселения.

Согласно статье 1 Закона Волгоградской области от 28.11.2014 № 156-ОД «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Волгоградской области» за сельскими поселениями в Волгоградской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5, 6, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 24, 26, 31, 33.1, 33.2 и 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Из анализа приведенных правовых норм в их совокупности, следует, что вопросы создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов законом субъекта отнесено к компетенции органов местного самоуправления сельских поселений.

Согласно пунктам 1, 3, 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В силу пункта 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 № 1039, (далее – Правила № 1039) места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Требования по сбору, временному хранению, вывозу твердых и жидких бытовых отходов и уборке населенных пунктов установлены «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88).

Согласно п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.

Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.

В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.

В соответствии с пунктом 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.Согласно п. 2.1 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Судом установлено, что Орловское сельское поселение Городищенского муниципального района Волгоградской области является муниципальным образованием, которое образовано и наделено статусом сельского поселения (пункт 1 статьи 2 Устава Орловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области).

Как следует из материалов дела, Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией Орловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области требований законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами.

В ходе проведенной проверки выявлено, что на территории Орловского сельского поселения по адресам: <адрес> площадки для установки контейнеров не ограждены, и не имеют бетонного (асфальтного) покрытия.

В связи с этим в адрес главы администрации Орловского сельского поселения внесено представление от 06 февраля 2020 года об устранении указанных выше нарушений.

Из письма главы администрации Орловского сельского поселения Городищенского муниципального района от 19 февраля 2020 года следует, что лицо допустившее нарушение федерального законодательства привлечено к дисциплинарной ответственности. Также в указанном письме сообщается, что контейнерные площадки на территории Орловского сельского поселения по адресам <адрес> информация отсутствует, так как обязанность по созданию площадок накопления твердых коммунальных отходов лежит на юридических лицах (собственниках) данных земельных участков.

Исходя из того, что вопрос участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов отнесен Законом Волгоградской области № 156-ОД к полномочиям сельского поселения, суд приходит к выводу о том, что администрация Орловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области уклоняется от выполнения требований пункта 1 статьи 8, статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра в части обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по адресам: <адрес>, в связи с чем нарушает гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду.

Доводы представителя ответчика о том что, обязанность по обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по адресам: <адрес> лежит на юридических лицах (собственниках) данных земельных участков являются необоснованными в силу следующего.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил № 1039).

В соответствии с пунктом 1 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра на территории Орловского сельского поселения, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются администрацией Орловского сельского поселения, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Администрация Орловского сельского поселения создает места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия постановления в соответствии с требованиями правил благоустройства Орловского сельского поселения требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с администрацией (пункт 2 указанных Правил).

Постановлением администрации Орловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области № 1-1/28 от 01 марта 2019 года «Об обустройстве мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра на территории Орловского сельского поселения» утверждена форма заявки о согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловского сельского поселения и утвержден реестр мест (площадок) под сбор твердых бытовых отходов в муниципальном образовании.

Из Реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловского сельского поселения следует, что в перечень контейнерных площадок накопления твердых коммунальных отходов включены также контейнерные площадки по адресам: <адрес>.

Из приведенного правового регулирования и фактических обстоятельств дела следует, что обязанность по организации деятельности по сбору твердых коммунальных отходов на территории Орловского сельского поселения, в частности обязанность по обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, где данная обязанность не возложена на иное лицо, несет администрация Орловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области.

Доказательств, подтверждающих передачу администрацией Орловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области полномочий по обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов иным лицам в материалах дела не имеется и стороной ответчика не представлено.

Доводы представителя ответчика о том, что контейнеры для сбора мусора установлены ООО «Управление отходами-Волгоград» не в местах предназначенных для накопления твердых коммунальных отходов не могут быть признаны обоснованными, поскольку не освобождают ответчика от возложенной на него обязанности оборудовать контейнерные площадки указанные в Реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловского сельского поселения в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.3550-19.

Доводы стороны ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление, о том, что контейнерные площадки на территории Орловского сельского поселения по адресам: <адрес> не ограждены, в связи с нехваткой денежных средств в бюджете Орловского сельского поселения не могут быть признаны состоятельными, поскольку исполнение требований законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств у обязанного лица, в данном случае – у администрации Орловского сельского поселения.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым исковые требования Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить, обязать администрацию Орловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии с требованиями «СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» по следующим адресам: <адрес>.

В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту также ГПК РФ) при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Таким образом, реализуя требования части 2 статьи 206 ГПК РФ, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность исполнить постановленное судебное решение в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

исковое заявление Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации Орловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности обустроить места накопления твердых коммунальных отходов – удовлетворить.

Обязать администрацию Орловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии с требованиями «СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» по следующим адресам: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Городищенский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

Мотивированное решение принято в окончательной форме 10 июля 2020 года.

Судья                               А.М. Клыков

2-870/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Волгоградский межрайонный природохранный прокурор
Ответчики
Администрация Орловского сельского поселения
Суд
Городищенский районный суд Волгоградской области
Судья
Клыков Андрей Михайлович
Дело на странице суда
gorod.vol.sudrf.ru
06.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.06.2020Передача материалов судье
10.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.06.2020Судебное заседание
16.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее