ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 33а-7374/2021
по делу № 2а-173/2020
26 апреля 2021 года г.Уфа
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Куловой Г.Р.
судей Искандарова А.Ф.
Портновой Л.В.
при секретаре Галиеве Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению СНТ «Курай Тау» к администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, администрации сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании незаконным отказа во внесении изменений в генеральный план сельского поселения, обязании провести публичные слушания по внесении изменений в генеральный план сельского поселения, обязании внести изменения в генеральный план сельского поселения
по апелляционной жалобе СНТ «Курай Тау» на решение Уфимского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 15 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Портновой Л.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
СНТ «Курай Тау» обратилось в суд с административным иском к ответчикам о признании незаконным отказа во внесении изменений в генеральный план сельского поселения, обязании провести публичные слушания по внесению изменений в генеральный план сельского поселения, обязании внести изменения в генеральный план сельского поселения, указывая на следующие основания.
Земельный участок с кадастровым номером №... был приобретен участниками СНТ «Курай Тау» у ООО «Федоровский Парк», ИНН №...с 26.07.2019г. название изменено на ООО «Лайф Парк», выписка ЕГРЮЛ N ЮЭ№... от 24.10.19г., приложение 8).
Первоначально земельный участок с кадастровым номером №... имел следующие характеристики: категория земель «Земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования - «для сельскохозяйственного производства». С дата вид разрешенного использования земельного участка был изменен на «для ведения садоводства», что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке
№... от датаг. выданной филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по адрес». С этого момента, собственники земельного участка начали возводить капитальные хозяйственные постройки.
В последствии, по иску прокурора Уфимского района РБ, согласно решения Уфимского районного суда №... от 05.02.2018г. был восстановлен прежний вид разрешенного использования данного участка - «для сельскохозяйственного производства».
В августе 2019 г. по рекомендации сотрудников Администрации MP адрес Республики Башкортостан, собственники земельного участка с кадастровым номером №... зарегистрировали СНТ «Курай ФИО1» (подтверждается выпиской ЕГРЮЛ N ЮЭ№... от 24.10.19г.).
28.08.2019г. СНТ «Курай-ФИО1», обратилось с заявлением к Администрации MP адрес о внесении изменений в генеральный план сельского поселения Русско - Юрмашский сельсовет MP адрес РБ в части включения в черту населенного пункта земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: адрес, Русско-Юрмашский сельсовет для последующего изменения разрешенного вида использования данного участка на «для ведения садоводства», и для дальнейшей возможности участников СНТ «Курай-ФИО1» узаконения принадлежащих им капитальных построек.
18.09.2019г. СНТ «Курай ФИО1» получило ответ от Администрации MP адрес исх. №... от 18.09.2019г. с отказом на внесение изменений в генеральный план сельского поселения Русско - Юрмашский сельсовет MP адрес РБ. В своем отказе ответчик ссылается на то, что истец самостоятельно изменил вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №... на «для ведения садоводства». Причина отказа ответчика противоречит фактическим обстоятельствам дела и нормам закона.
Собственниками земельного участка с кадастровым номером №... неоднократно предприняты попытки по изменению вида разрешенного использования, что подтверждают многочисленные обращения истца в органы местного самоуправления.
На основании изложенного и с учетом уточнений истец просил:
Признать незаконным отказ Администрации муниципального района адрес №... от 18.09.2019г. о внесении изменений в генеральный план сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет MP адрес РБ в части включения в черту населенного пункта земельного участка с кадастровым номером №...;
Обязать административных ответчиков провести публичные слушания по вопросу внесения изменений в генеральный план сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет MP адрес РБ в части включения в черту населенного пункта земельного участка с кадастровым номером №..., и изменения разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером №... на разрешенный вид использования «для ведения садоводства» в течение 30 дней с момента принятия решения суда.
Обязать административных ответчиков внести изменения в генеральный план сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет MP адрес РБ в части включения в черту населенного пункта земельного участка с кадастровым номером №..., и изменить разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №... на: «для ведения садоводства».
Решением Уфимского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата постановлено:
Административные исковые требования СНТ «Курай ФИО1» к администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан, администрации СП Русско-Юрмашский сельсовет МР адрес РБ о признании незаконными отказа во внесении изменений в генеральный план сельского поселения, обязании провести публичные слушания по внесении изменений в генеральный план сельского поселения, обязании внести изменения в генеральный план сельского поселения - оставить без удовлетворения полностью.
В апелляционной жалобе СНТ «Курай ФИО1» просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении требований, указывая в обосновании доводов о том, что причиной отказа в удовлетворении требований явилось расположение спорного земельного участка за границами населенного пункта, частично его нахождение на землях защитного озеленения вдоль магистральных автомобильных дорог, а также, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет MP адрес, земельный участок с кадастровым номером №... расположен в зоне сельскохозяйственного назначения и может использоваться исключительно для сельскохозяйственного производства. В связи с этим, суд первой инстанции считает указанный отказ Администрации MP адрес обоснованным по следующим основаниям.
1. Администрация муниципального района адрес Республики Башкортостан не наделена действующим законодательством полномочиями по внесению изменений в генеральный план сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет.
Однако по делу №... проходят два ответчика: Администрация муниципального района адрес Республики Башкортостан и Администрация сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан.
В отношении второго ответчика суд не определил никакой позиции, в описательной части решения он также отсутствует.
Утверждение суда первой инстанции противоречит нормам ст.24 Градостроительного кодекса РФ, согласно п.1.2 которой генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Согласно п.13. ст.24 Градостроительного Кодекса РФ представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением.
Кроме того, согласно п.3 ст.24 Градостроительного Кодекса РФ (часть 3.1 введена Федеральным законом от 31.07.2020 N 264-ФЗ) в границах поселения, городского округа могут быть определены территории вне границ населенных пунктов, применительно к которым не предполагается изменение их существующего использования и в отношении которых отсутствует необходимость подготовки генерального плана.
Согласно действующего Градостроительного плана сельского поселения и правил землепользования и застройки сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет MP Уфимский район, территория спорного участка не определена как указанная в данной статье территория.
Соответственно, в отношении участка есть возможность изменения существующего использования и подготовки генплана.
2. Суд первой инстанции считает, что в обращении СНТ «Курай-Тау» о внесении изменений в генеральный план сельского поселения в части включения в черту населенного пункта земельного участка с кадастровым номером 02:47:130401:136 для последующего изменения разрешенного вида использования не указаны основания, перечисленные в части 1 статьи 33 Градостроительного Кодекса РФ.
Однако, согласно п.1 ст.33 Градостроительного Кодекса РФ звучит следующим образом:
«Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей».
Основания же для внесения изменений в генеральный план перечислены в п.2 п.п.1,2 ст.33 Градостроительного Кодекса, на который СНТ «Курай-Тау» ссылался и в своем исковом, и на судебных заседаниях по данному делу.
Кроме того, согласно п.3, п.п.5 ст.33 Градостроительного Кодекса РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
СНТ «Курай-Тау» указало достаточно оснований, предусмотренных ст.33 Градостроительного Кодекса РФ для внесения изменений в генеральный план сельского поселения в части включения в черту населенного пункта земельного участка с кадастровым номером №... для последующего изменения разрешенного вида использования.
В результате применения действующих правил землепользования и застройки сельского поселения Русско - Юрмашского сельсовета не может эффективно использоваться спорный земельный участок и объекты капитального строения собственников участка, в связи с невозможностью регистрации права собственности на данные объекты. В связи с чем, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Согласно Федерального закона №218-ФЗ от 13.07.2015г. собственник земельного участка, имеющего разрешенный вид использования - «для сельскохозяйственного производства» не может самостоятельно изменить данный вид использования без участия органов муниципального образования. Соответственно можно утверждать, что смена разрешенного вида использования спорного земельного участка произошла с участием Администрации MP Уфимский район РБ.
В результате данных действий ответчика на сегодняшний период времени нарушены законные интересы правообладателей долей земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, Русско - Юрмашский сельсовет, люди не могут оформить право собственности на жилые строения, для некоторых семей данные постройки являются единственными для проживания.
Кроме того, при проведении судебных заседаний, судом не были полностью рассмотрены все представленные СНТ «Курай-Тау» документы и доказательства, не был допущен к опросу заявленный эксперт и сотрудники местного телеканала.
В резолютивной части решения Уфимского районного суда от 15.07.2020г. не учтен второй пункт исковых требований, а именно-обязать ответчиков провести публичные слушания по вопросу внесения изменений в генеральный план сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет MP Уфимский район РБ в части включения в черту населенного пункта земельного участка с кадастровым номером №... и изменения вида разрешенного использования земельного участка на «ведение садоводства» в течение 30 дней с момента принятия решения суда.
В процессе судебного разбирательства данные исковые требования также не рассматривались и не обсуждались.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя СНТ «Курай Тау» - Герасимова Е.А., поддержавшего доводы жалобы, заинтересованных лиц Курбанова Р.В., Едренкина Г.А.,
Подоскину С.А., Подоскина А.В., Нафикова С.Х., Япарову Г.Х.,
Хуснутдинову С.В., Рахматуллина Р.У., Валинурову Л.Ф., Леонову А.Ф., Веснина В.С., Савон И.И., Ишмухаметова А.Ю., Тимашеву Л.Р.,
Ракитцкого А.Н., поддержавших апелляционную жалобу СНТ «Курай ФИО1», судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом первой инстанции установлено, что земельный участок с кадастровым номером №... был приобретен участниками СНТ «Курай ФИО1» у ООО «Федоровский Парк», №... (с 26.07.2019г. название изменено на ООО «Лайф Парк», выписка ЕГРЮЛ N ЮЭ№... от 24.10.19г).
Первоначально земельный участок с кадастровым номером №... имел следующие характеристики: категория земель «Земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования - «для сельскохозяйственного производства». С 16 декабря 2016 г. вид разрешенного использования земельного участка был изменен на «для ведения садоводства», что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке
№... от 29 декабря 2016г. выданной филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан».
Решением Уфимского районного суда РБ от 05.02.2018 г., вступившим в законную силу 13.03.2018 г., было постановлено:
административные исковые требования прокурора Уфимского района Республики Башкортостан удовлетворить.
Признать незаконным решение ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по РБ" от 29.12.2016г. о государственном кадастровом учете изменений в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №... с "Для сельскохозяйственного производства" на "Для ведения садоводства".
Обязать Управление Росреестра по РБ восстановить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №... «Для сельскохозяйственного производства".
СНТ «Курай ФИО1» было включено в ЕГРЮЛ дата, что подтверждается выпиской ЕГРЮЛ N ЮЭ№... от 24.10.19г.
28.08.2019г. СНТ «Курай-ФИО1», обратилось с заявлением к Администрации муниципального района адрес о внесении изменений в генеральный план сельского поселения Русско - Юрмашский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан в части включения в черту населенного пункта земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: адрес, Русско - Юрмашский сельсовет для последующего изменения разрешенного вида использования данного участка на «для ведения садоводства», и для дальнейшей возможности участников СНТ «Курай-ФИО1» узаконения принадлежащих им капитальных построек.
дата СНТ «Курай - ФИО1» получило ответ от Администрации муниципального района адрес исх. №... от 18.09.2019г. с отказом на внесение изменений в генеральный план сельского поселения Русско - Юрмашский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан. В своем отказе ответчик указал, что в соответствии с Генеральным планом СП Русско-Юрамшский сельсовет МР адрес РБ, утвержденным Решением Совета СП Русско-Юрамшский сельсовет МР адрес РБ от 25.12.2014г. №... земельный участок с кадастровым номером №... расположен за границами населенного пункта на землях, предусмотренных для сельскохозяйственных нужд, а также частично на землях, предусмотренных под защитное озеленение вдоль магистральных автомобильных дорог.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан, утвержденным Решением Совета сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан от 06.03,2017 №..., земельный участок с кадастровым номером №... расположен в зоне сельскохозяйственного назначения.
Учитывая вышеизложенное включение в черту населенного пункта земельный участок с кадастровым номером №... не представляется возможным, данный земельный участок может использоваться исключительно для целей сельскохозяйственного производства, без возведения капитальных строений.
Указанный отказ суд нашел обоснованным и указал, что Администрация муниципального района адрес Республики Башкортостан не наделена действующим законодательством полномочиями по внесению изменений в генеральный план сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет MP адрес РБ.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки, внесения изменений в указанные документы установлены Градостроительным кодексом РФ.
Градостроительный кодекс РФ был принят 29.12.2004г., вступил в силу 30.12.2004г.
В силу статей 18, 24 Градостроительного кодекса генеральный план является документом территориального планирования муниципального образования, и утверждается, как и изменения к нему, представительным органом местного самоуправления. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса).
Главой местной администрации принимаются решения о подготовке проекта генерального плана, о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений. До утверждения проект генерального плана подлежит обязательному согласованию в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса, обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. Процедура внесения изменений в генеральный план аналогична процедуре утверждения генерального плана. Внесение изменений в генеральный план муниципального образования, проводимое органом местного самоуправления на основании требований Градостроительного кодекса, сроком не ограничено.
Согласно части 3 статьи 24 Градостроительного кодекса подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 данного Кодекса и с учетом региональных, местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана (часть 10 статьи 24 Градостроительного кодекса).
Генеральный план поселения, городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются представительным органом местного самоуправления, решение о подготовке проекта генерального плана, о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений, принимаются главой местной администрации поселения, городского округа (части 1, 2 статьи 24 Градостроительного кодекса).
В ноябре 2018 года истец обращался к Главе сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального образования о проведении публичного слушания об изменении вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка с «сельскохозяйственного производства» на «для ведения садоводство».
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Согласно кадастровой выписке для земельного участка с кадастровым номером 02:47:130401:136, установлен вид разрешенного использования - «для сельскохозяйственного производства», категория земель - «земли сельскохозяйственного назначения».
Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не предусматривают изменение вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, без перевода этих земель в другую категорию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно ст. 1 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (п. 5 ст. 79 ЗК РФ).
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что закреплено статьей 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Предоставление сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения доля нужд, не связанных с ведением сельского хозяйства, а также не предназначенных для этих целей, осуществляется после перевода земель в иную категорию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Таким образом, независимо от наличия либо отсутствия публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка, либо усмотрения местной администрации, оснований для изменения вида разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» на разрешенное использование «для ведения садоводства» без изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий у Администрации сельского поселения не имеется. Иное противоречило бы действующему законодательству.
Исходя из положений частей 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно п. 1 ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу п. 2 указанной статьи, основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: 1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; 1.1) поступление от уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти обязательного для исполнения в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, предписания об устранении нарушений ограничений использования объектов недвижимости, установленных на приаэродромной территории, которые допущены в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории; 2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов; 3) несоответствие сведений о местоположении границ зон с особыми условиями использования территорий, территорий объектов культурного наследия, отображенных на карте градостроительного зонирования, содержащемуся в Едином государственном реестре недвижимости описанию местоположения границ указанных зон, территорий; 4) несоответствие установленных градостроительным регламентом ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных полностью или частично в границах зон с особыми условиями использования территорий, территорий достопримечательных мест федерального, регионального и местного значения, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости ограничениям использования объектов недвижимости. в пределах таких зон, территорий; 5) установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории, установление, изменение границ территории объекта культурного наследия, территории исторического поселения федерального значения, территории исторического поселения регионального значения.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются: 1) федеральными органами исполнительной власти в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства федерального значения; 2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства регионального значения; 3) органами местного самоуправления муниципального района в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства местного значения; 4) органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории поселения, территории городского округа, межселенных территориях; 5) физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Вместе с тем, с учетом вышеизложенных норм ст.ст. 77, 79 ЗК РФ, Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», принципа сохранения целевого использования земель сельскохозяйственного назначения, истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что СНТ «Курай Тау» относится к вышеуказанной категории лиц.
В силу п. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования указывается в градостроительном регламенте. Пунктом 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, независимо от наличия либо отсутствия публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования названного выше земельного участка оснований для изменения вида разрешенного использования без изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий не имеется.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Таким образом, если процедура утверждения генерального плана не нарушена, то акт об утверждении генерального плана, является актом о переводе земель или земельных участков.
При этом, исходя из положений части 3 статьи 8 Закона о переводе, для внесения сведений о категории земель соответствующих земельных участков в государственный кадастр недвижимости в орган кадастрового учета направляются сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 Закона о переводе.
Особенностью земель сельскохозяйственного назначения является то, что земля при этом выступает в качестве основного средства производства продуктов питания, кормов для животных и сырья для промышленности. Для земель сельскохозяйственного назначения установлен особый правовой режим, имеющий целью как охрану и повышение плодородия почв, так и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до
2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537, установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем повышения плодородия почв, предотвращения истощения и сокращения площадей сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.
Стратегия призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, других государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества по созданию благоприятных внутренних и внешних условий для реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 ФЗ от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях.
В обращении СНТ «Курай Тау» о внесении изменений в генеральный план сельского поселения Русско - Юрмашский сельсовет MP Уфимский район РБ в части включения в черту населенного пункта земельного участка с кадастровым номером 02:47:130401:136, для последующего изменения разрешенного вида использования данного участка на «для ведения садоводства» не указаны основания, перечисленные в части 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Не установив нарушений закона, повлекших нарушение прав СНТ «Курай Тау» оспариваемым отказом, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что в компетенцию Уфимского районного суда не входит обязанность возлагать на административный орган обязанность внести изменения в генеральный план, изменить вид разрешенного использования, поскольку порядок, процедура внесения указанных изменений определены Градостроительным кодексом РФ.
Судебная коллегия полагает, что решение Уфимского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 15 июля 2020 года подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления; земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
В силу ч. 4 ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта.
Порядок подготовки и направления в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключения о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта; проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта закреплен в
частях 5 - 7 статьи 4.1 вышеназванного Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ.
Согласно ч. 5 ст. 4.1 данного Федерального закона орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в части 4 настоящей статьи заявления:
1) подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении;
2) проводит общественные обсуждения или публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования.
В соответствии с ч. 13 ст. 4.1 Закона № 191-ФЗ орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, а также заключение о результатах указанных в части 6 настоящей статьи публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте части 5 настоящей статьи.
Согласно положениям ч. 18 ст. 4.1 Закона № 191-ФЗ, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов, а в случаях, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления таких документов в органы, предусмотренные ч. 14 настоящей статьи, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.
Вышеуказанный порядок Администрацией муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан не соблюден.
Решение об отказе во внесении изменений в генеральный план сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в части включения в черту населенного пункта земельного участка с кадастровым номером 02:47:130401:136 принято Администрацией муниципального района Уфимский район №... от 18.09.2019г. в нарушении статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря
2004 года № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
При таких обстоятельствах, решение Уфимского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата в части отказа в удовлетворении административных исковых требований СНТ «Курай ФИО1» о признании незаконным отказ Администрации муниципального района адрес №... от 18.09.2019г. о внесении изменений в генеральный план сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан в части включения в черту населенного пункта земельного участка с кадастровым номером №... подлежит отмене с принятием в указанной части нового решения об удовлетворении требований.
Требования СНТ «Курай ФИО1» о возложении на административных ответчиков обязанность провести публичные слушания по вопросу внесения изменений в генеральный план сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет MP адрес РБ в части включения в черту населенного пункта земельного участка с кадастровым номером №..., и изменения разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером №... на разрешенный вид использования «для ведения садоводства» в течение 30 дней с момента принятия решения суда, обязанность внести изменения в генеральный план сельского поселения Русско - Юрмашский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан в части включения в черту населенного пункта земельного участка с кадастровым номером №..., и изменить разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №... на «для ведения садоводства», удовлетворению не подлежат.
Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и администрация сельского поселения Русско – Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан не вправе принимать решение о переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта, поскольку решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или либо отказе в принятии решения согласно ч. 18 ст. 4.1 Закона N 191-ФЗ, принимает исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Кроме того, на администрацию сельского поселения Русско – Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан законодательством обязанность проводить публичные слушания по вопросу внесения изменений в генеральный план сельского поселения не возложена.
Судебная коллегия полагает, что права СНТ «Курай Тау» будут восстановлены путем возложения на Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан обязанность повторно рассмотреть заявление СНТ «Курай Тау» от 28 августа 2019 года, поскольку рассмотрение заявления СНТ «Курай Тау» предполагает соблюдение Администрацией муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан порядка, установленного статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года
№ 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, решение Уфимского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 15 июля 2020 года подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении требований.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Уфимского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от
15 июля 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Административные исковые требования СНТ «Курай Тау» удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан №... от 18.09.2019г. о внесении изменений в генеральный план сельского поселения Русско - Юрмашский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан в части включения в черту населенного пункта земельного участка с кадастровым номером №....
Возложить на Администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан повторно рассмотреть заявление СНТ «Курай ФИО1» от дата.
В удовлетворении административных исковых требований СНТ «Курай ФИО1» к Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан и администрации сельского поселения Русско – Юрмашский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан о возложении обязанности провести публичные слушания по вопросу внесения изменений в генеральный план сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан в части включения в черту населенного пункта земельного участка с кадастровым номером №..., и изменения разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером №... на разрешенный вид использования «для ведения садоводства» в течение 30 дней с момента принятия решения суда, обязанности внести изменения в генеральный план сельского поселения Русско - Юрмашский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в части включения в черту населенного пункта земельного участка с кадастровым номером №..., и изменить разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №... на «для ведения садоводства» отказать.
Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Кулова Г.Р.
Судьи Искандаров А.Ф.
Портнова Л.В.
Справка: судья Кузнецов А.В.