дело № 2-1313/2018
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 ноября 2018 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Ежелевой Е.А., при секретаре Витковской Н.А., с участием помощника прокурора Емельяновского района Якушевой А.А., представителя ответчика Администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края – Трифоновой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Емельяновского района в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Солонцовский сельсовет Емельяновского района Красноярского края, Российской Федерации к администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края, Хаустовой Инге Викторовне, Хитаришвили Ивану Ивановичу о признании незаконным постановления администрации Солонцовского сельсовета о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Емельяновского района Красноярского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района, Хаустовой И.В., Хитаришвили И.И. о признании следок недействительными, применении последствий недействительности сделки.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Емельяновского района Красноярского края проведена проверка соблюдения администрацией Солонцовского сельсовета Емельяновского района требований земельного законодательства при предоставлении в собственность Хаустовой И.В. земельного участка. По результатам проверки выявлены нарушения приведенного законодательства, выразившиеся в незаконном безвозмездном предоставлении участка лицу, не имеющему право на его получение. Так, в администрацию Солонцовского сельсовета 27 декабря 2016 года поступило заявление Хаустовой И.В. о предоставлении ей как многодетной матери земельного участка площадью 1 475 кв.м., расположенного в с. Дрокино Солонцовского сельсовета (согласно прилагаемой схеме) для индивидуального жилищного строительства. Указанное заявление подано в соответствии со ст. 14 Закона Красноярского края от 04 декабря 2008 года № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», предусматривающей безвозмездное предоставление в собственность многодетным гражданам земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства. Постановлением администрации Солонцовского сельсовета от 28 декабря 2016 года № 3162 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка» Хаустовой И.В. предварительно согласовано предоставление для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью 1 475 кв.м. <адрес>, утверждена схема расположения данного участка на кадастровом плане территории. После проведения кадастровых работ образован земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства. Сведения об участке внесены в ЕГРН 16 мая 2017 года за № 24/17-505773. Постановлением администрации Солонцовского сельсовета от 06 июня 2017 года № 236 «О предоставлении Хаустовой И.В. земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в собственность бесплатно» рассматриваемый земельный участок предоставлен в собственность Хаустовой И.В. По договору купли-продажи земельного участка от 13 июля 2017 года, заключенному между Хаустовой И.В. (продавец) и Хитаришвили И.И. (покупатель) последний приобрел спорный земельный участок в собственность по цене 100 000 руб. Право собственности на объект Хитаришвили И.И. зарегистрировано в установленном порядке. Приведенные постановления администрации Солонцовского сельсовета об утверждении схемы расположения земельного участка на КПТ, предварительном согласовании его предоставления, а также сделки по его предоставлению и отчуждению в пользу Хитаришвили И.И. противоречат действующему законодательству и являются недействительными, поскольку Хаустова И.В. и члены ее семьи не проживают на территории МО Емельяновский район, имеют постоянное место жительство в Ирбейском районе Красноярского края. К категории многодетных граждан, имеющих право на получение земельного участка не по месту своего проживания, а в другом районе Красноярского края, без учета имеющейся в нем очереди многодетных граждан, они не относятся.
Просит, с учетом уточнения, признать незаконным постановление администрации Солонцовского сельсовета от 06 июня 2017 года № 238 «О предоставлении Хаустовой И.В. земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность бесплатно"; признать недействительным договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, заключенный между Хаустовой И.В. с одной стороны и Хитаришвили И.И. с другой стороны 13 июля 2017 года; применить последствия недействительности сделок: прекратить право собственности Хитаришвили И.И. на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, снять земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, с государственного кадастрового учета, исключить о нем сведения из ЕГРН.
В судебном заседании помощник прокурора Емельяновского района Якушева А.А. поддержала заявленные требования в полном объеме, дав пояснения соответствующие вышеизложенному.
Представитель администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Трифонова Т.В. (действующая по доверенности от 01.03.2018 г.) возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив суду, что Хаустова И.В. обратилась в Администрацию Солонцовского сельсовета с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка (с приложением схемы КПТ земельного участка) 27 декабря 2016 года на основании ст. 39.5, 39.6, 39.14, 39.15, ст. 14 закона Красноярского края № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» поскольку являлась многодетной гражданкой. Многодетные граждане, имеющие место жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства (за исключением территории Красноярской агломерации), индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства. В ст. 29.1 данного закона указано, что многодетные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками. При этом в соответствии с п. 3 ст. 29.1 к заявлению должны быть приложены следующие документы: копии заполненных страниц паспорта гражданина Российской Федерации, в случае его
отсутствия - копия документа, его заменяющего, а также копия документа,
подтверждающего место жительства на территории Красноярского края. Как следует из положений данной статьи многодетным, претендующим на льготное получение земельного участка не требуется подтверждать свое проживание в определенных районах Красноярского края, а только на территории края. В соответствии с вышеизложенным администрация Солонцовского сельсовета не имеет права на истребование от заявителя иных документов, кроме указанных в данной статье. В соответствии с п. 12 методических рекомендаций субъектам РФ по порядку и в случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Минэкономразвития от 09 сентября 2013 г. № 372 при установлении порядка предоставления гражданам земельных участков указано, что предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, осуществляется по месту их постановки на учет в целях предоставления земельных участков, за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Одновременно в методических рекомендациях указано на возможность обеспечения граждан, имеющих трех и более детей, земельными участками на территории других муниципальных образований на территории субъекта Российской Федерации, за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, если граждане, являющиеся родителями в семье, имеющей трех и более детей, изъявят такое желание. Таким образом, из системного толкования закона Красноярского края, в том числе п. 3 ст. 29.1 и части 1 п.2 ст. 14 следует, что многодетные граждане, имеющие место жительства на территории Красноярского края (без ограничения), имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства (за исключением территории Красноярской агломерации), индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.
Ответчики Хаустова И.В., Хитаришвили И.И., третьи лица – администрация Емельяновского района Красноярского края, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в Емельяновском районе в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом, причина неявки неизвестна.
С учетом мнения прокурора и представителя ответчика Трифоновой Т.В. суд нашел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона Красноярского края от 4 декабря 2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае", многодетные граждане, имеющие место жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства (за исключением территории Красноярской агломерации), индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.
Многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории муниципального района или городского округа, в котором многодетный гражданин имеет место жительства, за исключением территории закрытых административно-территориальных образований. Многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории иного муниципального района, при наличии в этом муниципальном районе свободного земельного участка для предоставления многодетным гражданам и отсутствии многодетных граждан, поставленных на очередь на предоставление земельного участка.
Многодетный гражданин, имеющий место жительства на территории закрытого административно-территориального образования, имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории любого муниципального района или городского округа Красноярского края, за исключением города Красноярска.
Многодетный гражданин, имеющий место жительства на территории муниципального образования, относящегося к районам Крайнего Севера, имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории любого муниципального района или городского округа Красноярского края, за исключением города Красноярска.
Многодетный гражданин, имеющий место жительства на территории городского округа Красноярск, имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории любого муниципального района или городского округа Красноярского края. Право на приобретение земельного участка в собственность бесплатно может быть использовано однократно на семью в целом.
Из материалов дела следует, что 27 декабря 2016 года Хаустова И.В. в лице представителя обратилась в администрацию Солонцовского сельсовета Емельяновского района с заявлением о предоставлении ей как многодетной матери земельного участка, площадью 1 475 кв.м., расположенного в с. Дрокино Солонцовского сельсовета (согласно прилагаемой схеме) для индивидуального жилищного строительства (л.д. 8).
Из содержания указанного заявления следует, что оно подано в соответствии со ст. 14 Закона Красноярского края от 04 декабря 2008 года № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», предусматривающей безвозмездное предоставление в собственность многодетным гражданам земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства.
Постановлением администрации Солонцовского сельсовета от 28 декабря 2016 года № 3162 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка» Хаустовой И.В. предварительно согласовано предоставление для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью 1 476 кв.м. по ул. Московская, 94 с. Дрокино Солонцовского сельсовета, утверждена схема расположения данного участка на кадастровом плане территории. После проведения кадастровых работ образован земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства. Сведения об участке внесены в ЕГРН 16 мая 2017 года за № 24/17-505773 (л.д. 24-25).
Постановлением администрации Солонцовского сельсовета от 06 июня 2017 года № 238 «О предоставлении Хаустовой И.В. земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность бесплатно» земельный участок предоставлен в собственность Хаустовой И.В. (л.д. 27).
По договору купли-продажи земельного участка от 13 июля 2017 года, заключенному между Хаустовой И.В. и Хитаришвили И.И. последний приобрел вышеуказанный земельный участок в собственность за 100 000 руб. Право собственности Хитаришвили И.И. зарегистрировано в Управлении Росреестра (л.д. 53).
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, указывал на то, что Хаустова И.В. и члены ее семьи не проживают на территории МО Емельяновский район, имеют постоянное место жительство в Ирбейском районе Красноярского края. В связи с чем Хаустова И.В. не относится к категории многодетных граждан, имеющих право на получение земельного участка не по месту своего проживания, а в другом районе Красноярского края. Кроме того, Хаустова И.В. не числится в реестре многодетных семей на территории Емельяновского района.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Установленные прокурором нарушения законодательства о регулировании земельных отношений могут повлиять на права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку категория лиц, чьи интересы затрагиваются в исковом заявлении, а именно многодетные, является непостоянной, поскольку реестр многодетных семей может постоянно меняться и дополняться, в связи с чем, исковое заявление предъявлено не только в интересах лиц, которые в настоящее время состоят в реестре многодетных семей, но и в интересах лиц, которые могут быть включены в реестр в будущем и имеют право на предоставление земельного участка.
Таким образом, круг граждан, чьи интересы могут быть затронуты, не может быть определен, что, по мнению суда, дает прокурору основания для предъявления в суде иска в интересах неопределенного круга лиц.
По смыслу статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Так, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2 статьи 27 Кодекса).
Предусмотренное подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации право граждан, имеющих трех и более детей приобрести земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в случаях и в порядке, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не отменяет особенностей оборота земельных участков.
Говоря о землях, законодатель предписывает исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления предпринимать необходимые меры по предоставлению земельных участков для удовлетворения потребностей населения.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В силу статьи 9.1 Земельного кодекса Российской Федерации полномочия федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В соответствии со статьей 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Анализ положений закона регионального законодательства в системной взаимосвязи с приведенными нормами федерального законодательства позволяет сделать вывод, что субъект Российской Федерации, фактически установил порядок бесплатного получения многодетными гражданами земельных участков только на территории того муниципального района или городского округа, в котором многодетный гражданин имеет место жительство, за исключением территории закрытых административно-территориальных образований.
Судом установлено, что Хаустова И.В. и члены ее семьи проживают в <адрес> (л.д. 11-12).
В силу п. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Как установлено положениями ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (п. 2 ст. 167 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии в правовой позицией, изложенной в п. п. 74, 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в частности ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц.
Поскольку при отсутствии доказательств проживания Хаустовой И.В. на территории Емельяновского района Красноярского края у органа местного самоуправления не имелось оснований для предоставления спорного земельного участка, относящегося к муниципальной собственности, в силу приведенных выше положений земельного законодательства, учитывая, что при этом нарушены публичные интересы, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконными постановления администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района от 06.06.2017 № 238 «О предоставлении Хаустовой И.В. земельного участка с кадастровым номером 24:11:0090201:907, расположенного по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Емельяновский район, с. Дрокино, ул. Московская, 94, в собственность бесплатно», а также договора купли-продажи земельного участка от 13 июля 2017 года, заключенного между Хаустовой И.В. и Хитаришвили И.И..
Поскольку на основании данного договора произведена была регистрация права собственности Хитаришвили И.И. и поскольку судом установлено, что вышеназванный земельный участок был образован незаконно, суд считает необходимым в порядке применения последствий недействительности сделки прекратить право собственности Хитаришвили И.И., спорный участок снять с кадастрового учета.
Что касается мер по обеспечению иска, принятых 12 декабря 2017 года, то они подлежат отмене после исполнения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Емельяновского района удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации Солонцовского сельсовета от 06 июня 2017 года № 238 «О предоставлении Хаустовой И.В. земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность бесплатно".
Признать недействительным договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, заключенный между Хаустовой Ингой Викторовной с одной стороны и Хитаришвили Иваном Ивановичем с другой стороны 13 июля 2017 года.
Применить последствия недействительности сделок:
- прекратить право собственности Хитаришвили Ивана Ивановича на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>,
- снять земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, с государственного кадастрового учета, исключить о нем сведения их ЕГРН.
Взыскать с Хаустовой Инги Викторовны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей, с Хитаришвили Ивана Ивановича – 3200 рублей.
Меры по обеспечению иска, наложенные определением Емельяновского районного суда от 12 декабря 2018 года, в виде запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю – (Управление Росреестра по Красноярскому краю) в Емельяновском районе совершать действия, связанные с государственной регистрацией прав на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, отменить после исполнения решения суда.
Ответчик может подать судье, вынесшему заочное решение, заявление об отмене настоящего решения в течение семи суток со дня вручения ему копии решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: подпись
Копия верна:
Судья Емельяновского РС Е.А.Ежелева