К делу № 2-332/2024
УИД №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ейск 18 апреля 2024 года
Ейский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Андреева О.В.,
при секретаре судебного заседания Лазареве Р.Н.,
с участием: истца Парастатова И.А.,
представителя ответчика управления муниципальных ресурсов администрации МО Ейский район по доверенности Лукьянчикова К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Парастатова И.А. к Управлению муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейский район, третьи лица - администрация муниципального образования Ейский район, управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Ейский район, о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и понуждении к устранению нарушения,
установил:
Парастатов И.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в обоснование которого ссылается на следующие обстоятельства.
17 октября 2023 года, он в адрес Управления муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейский район подал заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка с целью ведения личного подсобного хозяйства на приусадебных земельных участках, площадью 960,0 кв. м., расположенный по адресу: <адрес> переправа, в границах кадастрового квартала 23:08:0907001, на праве аренды на 20 лет, основание предоставления земельного участка без проведения торгов: пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: ведение огородничества, с приложенной схемой КПТ.
Управлением муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейского района вынесено решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка от дата № по следующему основанию: согласно информационному сообщению управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Ейский район от дата № формирование земельного участка возможно после разработки проекта планировки территории.
С данным отказом он не согласен, так как указанное выше решение управления муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейский район было вынесено с нарушением требований законодательства РФ. В связи с тем, что испрашивается земельный участок из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и проект межевания данной территории отсутствует, допускается его предоставление в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Просит суд: 1) признать незаконным решение Управления муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейский район от дата № об отказе предварительном согласовании предоставления земельного участка с целью ведения личного подсобного хозяйства на приусадебных земельных участках, площадью 960,0 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, на праве аренды на 20 лет;
2) возложить на Управление муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейского района обязанности предварительно согласовать предоставление земельного участка с целью ведения личного подсобного хозяйства на приусадебных земельных участках, площадью 960,0 кв. м., расположенный по адресу: <адрес> переправа, в границах кадастрового квартала №, на праве аренды на 20 лет.
Определением Ейского городского суда от 15 января 2024 года, суд перешел к рассмотрению дела по административному иску Прастатова И.А. к Управлению муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейский район об оспаривании отказа в предварительно согласовании предоставления земельного участка – по правилам гражданского судопроизводства.
Определением того же суда от 13 февраля 2024 года дело передано на рассмотрение в Ейский районный суд Краснодарского края.
Истец Парастатова И.А. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, и настаивал на их удовлетворении.
Представителя ответчика управления муниципальных ресурсов администрации МО Ейский район по доверенности Лукьянчиков К.С., с иском не согласен, просил в его удовлетворении отказать, считает принятое решение законным, необходима разработка проекта планировки территории, в границах котором, находится испрашиваемый земельный участок. В соответствии с положениями ЗК РФ предварительное согласование предоставления земельного участка возможно только после проведения публичной процедуры, предусматривающей извещение граждан о предоставлении земельного участка и возможности граждан подать заявление о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельным участком.
Представители третьих лиц - администрации муниципального образования Ейский район, управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Ейский район, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщили.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о рассмотрении дела.
Суд, выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив представленные по делу доказательства, выслушав стороны, приходит к следующему.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Из материалов дела следует, что дата, истец Парастатов И.А. обратился к главе муниципального образования Ейский район Бублик Р.Ю. с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с целью ведения личного подсобного хозяйства на приусадебных земельных участках площадью 960,0 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> переправа, в границах кадастрового квартала 23:08:0907001, на праве аренды на 20 лет без проведения торгов, ссылаясь на п.п. 15 п.2 ст.39.6 ЗК РФ.
С целью утверждения схемы расположения земельного участка в соответствии со ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации для последующего предоставления в аренду вышеуказанного земельного участка управлением муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейский район в порядке информационного обмена был направлен запрос в управление архитектуры и градостроительства администрации Ейского района.
Согласно информационному сообщению управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Ейский район № от дата, формирование земельного участка возможно после разработки проекта планировки территории.
Дополнительно сообщено, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах зон с особыми условиями использования территории, застройка которых возможна при условии проведения специальных мероприятий «Затопление с периодичностью до нескольких раз в год, сгон нагонные явления». Вся территория Ясенского сельского поселения входит в зону территорий, подверженных затоплению и подтоплению. В соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации на территориях, подверженных затоплению, не допускается размещать новые поселения, кладбища, скотомогильники и строительство капитальных зданий, строений, сооружений; без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод. Указанное требование распространяется территориальные зоны, установленные настоящими Правилами в границах поселка Ясенская переправа.
Письмом управления муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейский район от дата за исх. №, истцу отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка на праве аренды, в связи с необходимостью формирования земельного участка (утверждения схемы расположения земельного участка) после разработки проекта планировки территории.
В своем отказе ответчик управления муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейский район ссылается на полученное от управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Ейский район вышеуказанное информационное сообщение от дата.
Не согласившись с отказом, истец обратился в суд.
Порядок предоставления земельных участков без торгов предусмотрен статьями 39.14, 39.16 - 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии со статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим заявления о предоставлении земельного участка; заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Случаи заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлены пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного, кодекса Российской Федерации осуществляется предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1)обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
2)принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 названного кодекса.
Согласно пункту 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган в срок не позднее десяти дней совершает одно из следующих действий:
1)осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса пункт 6 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предварительного согласования предоставления земельного участка, а также основания для принятия решения об отказе в предварительном согласовании его предоставления.
В соответствии с пунктом 8 указанной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 6 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
На основании вышеизложенного, учитывая заявление истца о согласовании предоставления ему испрашиваемого земельного участка без проведения торгов, принимая во внимание, что он не относится к числу лиц, имеющих право на предоставление земельного участка без проведения торгов, исковые требования не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении искового заявления Парастатова И.А., дата года рождения, урож. <данные изъяты>, паспорт <данные изъяты>, выдан ГУ МВД России по Краснодарскому краю дата, к Управлению муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейский район ИНН <данные изъяты>, третьи лица - администрация муниципального образования Ейский район, управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Ейский район, о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и понуждении к устранению нарушения – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда, через Ейский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, то есть с 18 апреля 2024 года.
Судья Ейского районного суда
Краснодарского края О.В. Андреев